СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ранее Всероссийское Театральное Общество), общественная организация, объединяющая деятелей театра России. Первое объединение русских артистов создавалось как естественный отклик на условия жизни и творчества. 9 января 1877 было организовано «Общество взаимного вспоможения русских артистов». Его председателем был актер, режиссер, драматург А.Ф.Федотов, среди учредителей И.С.Тургенев, А.Н.Плещеев, Д.В.Григорович, А.А.Краевский и др. Задача Общества – поддержка нуждающихся членов на началах взаимопомощи, сплочение российской художественной интеллигенции. Не менее важным было определение просветительских задач – Общество не могло заниматься только благотворительной деятельностью, игнорируя многообразие и остроту проблем, стоящих перед русским театром. В начале 1883, ввиду отсутствия средств, Общество было закрыто, а оставшиеся средства переданы организованному в том же году, по инициативе М.Г.Савиной «Обществу для пособия нуждающимся сценическим деятелям». Тогда же сложилась рабочая структура – Совет Общества. В 1890 В.П.Далматовым был внесен проект нового устава, который после доработки был принят. Основной задачей Общества новый устав провозгласил содействие всестороннему развитию театрального дела и защиту профессиональных интересов работников театра. В 1894, исходя из ответственности за состояние русской культуры и необходимости расширения задач, стоящих перед единственной организацией театральных деятелей, Общество было реорганизовано и стало называться «Русским театральным обществом» (РТО). Одна из главных его задач – серьезное изучение состояния театра в России. С этой целью в Москве 17 ноября 1897 Общество открыло театральное бюро – биржу театрального труда, финансируя ее деятельность. РТО, высоко оценивая просветительное и художественное значение театра, оказывало влияние на самосознание провинциальных артистов, способствуя их единению, пониманию ими общественного значения профессии, подготовило общественное мнение к необходимости проведения 1-го съезда сценических деятелей, состоявшегося 9 марта 1897. Глубокий анализ состояния театрального дела в России был сделан Председателем Совета РТО А.А.Потехиным. На съезде выступили П.Д.Боборыкин, А.И.Южин, А.П.Ленский. Поднимались серьезные проблемы русской сцены: репертуар, создание постоянных трупп, воспитание руководителей театров (режиссеров), состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры. Съезд предложил долговременную программу переустройства театрального дела. Само РТО находилось в трудных финансовых условиях, не имело постоянных источников дохода для своей деятельности. В поисках выхода Совет РТО направил просьбу Николаю II принять «Русское театральное общество» под августейшее покровительство. После положительного ответа РТО с 1904 стало называться «Императорским Русским театральным обществом». Это вызвало разногласия внутри Совета. Из него вышла В.Ф.Комиссаржевская. Группа деятелей театра, среди которых были Вс.Мейерхольд, Ф.Корш, И.Собольщиков-Самарин, К.Марджанов и др., потребовали проведения чрезвычайного общего собрания членов РТО, которое состоялось 22–28 марта 1905. Было принято решение об объединении сценических деятелей в Союз. 10–11 марта 1906 был учрежден «Всероссийский Союз сценических деятелей», в состав его временного правления вошли А.И.Южин-Сумбатов, В.И.Качалов, Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова, Ленский, Н.Н.Синельников. Своей целью Союз ставил поднятие театрального дела в России и улучшение положения сценических деятелей.
По Уставу Союз числился при РТО, деятельность Союза и РТО были тесно связаны. Московская ревизионная комиссия, в которую входили Станиславский, О.А.Правдин и Синельников, не только констатировала, что Театральное общество окрепло, приобрело опыт и влияние по всем вопросам административной, этической и посреднической деятельности, но выражалась надежда, что оно возьмет в свои руки инициативу по упорядочению художественной стороны русского сценического искусства, т.к. «в этом заключается главная и конечная цель Общества». Усилилось влияние РТО на провинциальный театр, чему способствовало создание местных отделов, которые к 1915 существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и др. городах. Пришло понимание необходимости активно воздействовать на художественный уровень спектаклей, сосредоточить внимание на профессиональных проблемах. В эти годы поиска путей и форм работы огромный вклад в деятельность РТО внесла Мария Гавриловна Савина, которая с 1913 по 1915 была председателем РТО. Последняя ее акция – подготовка Съезда деятелей Народного театра, который состоялся в конце 1915, уже после ее смерти. В 1916 председателем Совета РТО была избрана А.А.Яблочкина.
В марте 1917 состоялся V съезд РТО. К этому времени Общество обладало всеми правами и возможностями профессиональной, правовой и социальной защиты своих членов. Финансовые средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, из пожертвований, отчислений от доходов театров, государственных субсидий. Съезд подтвердил приверженность Общества своей основной задаче: защите прав актера и созданию необходимых условий для его работы, а также всемерному содействию духовному развитию членов общества. Временное правительство подвергло пересмотру статус РТО: наряду с общественными на него были возложены и государственные функции.
В 1919 А.В.Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому часть прав оставалось за Обществом, а значительная часть, включая регистрацию контрактов и контроль за их соблюдением, отходила государству. 19 июля 1923 Народный комиссариат внутренних дел утвердил Устав РТО. В связи с созданием в 1919 Профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты права и функции профсоюза. Общество смогло активизировать творческую работу и расширить социально-бытовую помощь. К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации. 10 февраля 1933 был принят новый устав, по которому РТО было переименовано во «Всероссийское театральное общество». Председателем Президиума ВТО была Яблочкина, с 1962 по 1986 его возглавлял М.И.Царев.
Устав ВТО позже неоднократно менялся, но суть деятельности Общества оставалась прежней: оказание творческой, консультационной и методической помощи театрам и театральным деятелям, социально-бытовая деятельность. ВТО было единственной организацией, противостоящей казенному администрированию и чиновничьему диктату, оно обеспечивало совместное решение вопросов творческой жизни, объединяло художников, защищая их права на свободное творчество. ВТО создавало общественное мнение, с которым вынуждены были считаться официальные организации. Общество помогало тем, кто в годы политических репрессий, «борьбы с космополитизмом» был изгнан отовсюду и фактически лишен средств к существованию. ВТО проводило творческие семинары, конференции, симпозиумы с участием крупнейших мастеров театра Москвы, Ленинграда и провинции.
Разрушенная после Октябрьской революции система местных организаций РТО в предвоенные и послевоенные годы была восстановлена. В 1937 при ВТО был открыт Дом актера – артистический клуб, сыгравший огромную роль в деятельности ВТО и работавший с ним в тесном контакте. В годы Великой Отечественной войны Дом актера и ВТО создали сеть фронтовых бригад и два театра, выступавшие на фронтах.
На протяжении многих десятилетий активисты Московского Дома актера и Ленинградского Дворца искусств входили в руководящие органы ВТО, во все его структуры, участвуя в работе и создавая прочную основу деятельности Общества. Среди них были И.Москвин, Н.Мордвинов, С.Образцов, С.Гиацинтова, А.Коонен, В.Качалов, С.Михоэлс, С.Бирман, М.Яншин, Н.Черкасов, Л.Варпаховский, Б.Ливанов, В.Топорков, И.Козловский, Б.Смирнов, М.Штраух, И.Андроников, Б.Щукин, Р.Симонов, Ю.Завадский, Г.Товстоногов, В.Марецкая, Р.Плятт, А.Эфрос, М.Кнебель, А.Попов, О.Ефремов, А.Гончаров, М.Захаров, Л.Хейфец, Б.Покровский, В.Васильев и многие другие.
Долгие годы Центральный Дом актера им. А.А.Яблочкиной возглавлял директор-распорядитель А.М.Эскин. Общественными директорами были певец Н.Озеров, народные артисты СССР И.Берсенев, Е.Гоголева, М.Жаров, М.Миронова. Ныне (2001) директором-распорядителем является М.А.Эскина.
Состав и формы деятельности ВТО–СТД РФ на протяжении нескольких десятилетий: свыше 25 тысяч членов, 75 местных организаций в крупных городах России; творческие лаборатории и семинары по актерскому и режиссерскому мастерству, сценографии, критике, драматургии, хореографии, опере и оперетте, которые ведут известные мастера театра; театральные фестивали, конкурсы и смотры; издательская деятельность; контакты с мастерами театра других стран, членство в ряде международных театральных организаций; дома творчества, санатории, лечебные учреждения, в недалеком прошлом детские сады и оздоровительные лагеря, которыми пользовались деятели театра и члены их семей; производственные предприятия, выпускающие театральное оборудование, костюмы, балетную обувь, грим и косметику.
30 октября 1986 делегаты XV съезда ВТО приняли решение о создании «Союза театральных деятелей РСФСР» – полноправного творческого союза. Его председателем стал М.А.Ульянов. Устав СТД РФ был принят на Всероссийской театральной конференции 23 апреля 1987, его следующая редакция была утверждена Всероссийской театральной конференцией 16 октября 1990, в ней был значительно демократизирован порядок выборов руководящих органов Союза. Создание Союза в новых условиях означало повышение ответственности за уровень театральной культуры, за место театра в жизни общества и борьбу за его интересы в Правительстве, Думе, республиканских и муниципальных структурах. Союз получил право законодательной инициативы, стал самостоятельным и равноправным партнером органов культуры.
2-й (XVI) съезд СТД РФ в октябре 1992 вновь избрал М.Ульянова председателем Союза. В сложное время перестройки и последующих лет СТД России сумел сохранить свою целостность, избежать внутренних конфликтов. Время потребовало пересмотра организации всей работы Союза: активизировалась деятельность местных организаций СТД, произошла децентрализация всей организационной работы.
3-й (XVII) съезд СТД РФ состоялся в октябре 1996. На нем была принята новая редакция Устава. Председателем Союза был избран А.А.Калягин. По новому Уставу была введена новая должность – первый секретарь Союза. Им стал Г.Г.Тараторкин. Ульянов, чьи полномочия по Уставу истекли (председатель избирается не больше, чем на два срока), был единогласно избран почетным председателем. Последущие после съезда годы СТД, сохраняя за собой право законодательной инициативы, участвует в разработке законов, связанных с театральной деятельностью, – «Закона о творческих работниках и творческих союзах» и «Закона о театре» (оба находятся на рассмотрении в Думе), а также Постановления Правительства «О поддержке театрального дела в Российской Федерации» (принято в марте 1999).
В рамках СТД РФ активно работают Национальные центры Международных неправительственных организаций (УНИМА, АССИТЕЖ, АИТА, ОИСТАТ). При СТД работает издательство «АРТ» (Артист. Режиссер. Театр), книжный магазин «Театральная книга» на Страстном бульваре, Центральная научная библиотека, имеющая ценнейший почти полумиллионный книжно-журнальный, архивный и рукописный фонды, справочно-библиографический аппарат. С 1997 выходит Информационный сборник «Страстной бульвар».
Беспалов Н. Всероссийское театральное общество и советский театр. М., 1946
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»