МАРЕЦКАЯ, ВЕРА ПЕТРОВНА
МАРЕЦКАЯ, ВЕРА ПЕТРОВНА (1906–1978), народная артистка СССР (1949), Герой Социалистического труда (1976), лауреат Государственной премии СССР (1942, 1946, 1948, 1951).
Родилась 18 июля 1906 в подмосковной Барвихе (где московская семья проводила каждое лето), и поэтому долгое время биографы назвали ее «простая подмосковная девчонка».
Перед поступлением в вахтанговскую студию она успела поучиться на философском факультете Московского университета.
От вахтанговской студии к студии Завадского.
Не принятая в другие театральные учебные заведения, Марецкая была «услышана» режиссером-педагогом Е.Б.Вахтанговым, который сам принимал вступительные экзамены. Первые ее роли – всевозможные эксцентрические старухи, для каждой из них Марецкая придумывала свою судьбу, выстраивала свой живой специфический характер. После окончания студии, в 1924 поступила в театр-студию Ю.А.Завадского, одного из самых ярких последователей Вахтангова. Ей всегда был близок дух площадного народного театра с его яркими выразительными средствами, импровизационной легкостью, жизненным оптимизмом, театральной действенностью. Вахтанговская театральная школа оказалась решающим фактором для становления актрисы. Опыт участия в массовках Принцессы Турандот, общение с Вахтанговым не могли впоследствии не отразиться на ее мастерстве. Внешность Марецкой обладала универсальностью: яркой эффектной красотой и безукоризненной правильностью черт она не отличалась, но не было в ее внешности заведомых «неправильностей», невольно сужающих творческий диапазон. Такие лица как холст, на который можно наносить рукой мастера любые краски. «Прекрасное лицо для грима», – говорил Завадский, творческое содружество с которым продолжалось всю жизнь, значительно пережив по времени их недолгий брак.
Первые роли в кино.
В 1925 сыграла в фильме Закройщик из Торжка (режиссер Я.А.Протазанов) роль Кати, веселой подружки местного закройщика. Его исполнял И.Ильинский, который вспоминал, что он играл роль, стараясь добиться полного внутреннего перевоплощения, а молодая Марецкая просто и органично жила в образе Кати, по-деревенски полоща белье, лузгая семечки или энергично раздувая самовар. Она быстро поняла отличие правды театра от кино: если в театре иногда возможен наигрыш, то в кино нужно обойтись минимумом средств. «Достаточно еле заметного движения губ или огонька в глазах, чтобы зритель все понял», – говорила она. Своим «крестным отцом» в кинематографе считала Протазанова. В 1928 в фильме Дом на Трубной, (реж. Б.Барнет) она сыграла своего рода «продолжение» Кати – домработницу Параню, одну из своих любимых ролей. В Паране Марецкую интересовало становление характера деревенской девушки, приехавшей в город. Эти роли, а также роль «Варьки-черта», превратившейся из забитой сироты в подпольщицу (Поколение победителей, 1936) называли эскизами к будущим масштабным героиням Марецкой. В них проявилась одна из особенностей актрисы – высокое в ее творчестве уживалось с комичным, приземленным, не тускнея, а приобретая больший объем. Снялась в 15 немых картинах и продолжала успешно сниматься в звуковом кино, в отличие от многих звезд немого кино.
Театр-студия Завадского в Ростове-на-Дону.
В театре-студии Завадского играла острохарактерные роли – от эксцетричной и гротескной пожилой служанки Клеменси (в спектакле Битва жизни по Ч.Диккенсу) до сатирически заостренной Шнютхен (Компас, или Деловой человек В.Газенклевера) и куртизанки Карины в спектакле Мое по пьесе Бена Джонсона Вольпоне. Но самым крупным событием того периода стала роль Глафиры из пьесы Волки и овцы А.Н.Островского. Спектакль основывался на открытом сценическом приеме, «театр в театре». Роль приживалки выходила на первый план благодаря искрометной игре Марецкой. Колоссальный жизненный оптимизм отличал эту роль и все последующие.
Следующим этапом в творчестве актрисы стала работа в новом театре в Ростове-на-Дону, который Завадский возглавил в 1935. Театр требовал поиска новых выразительных средств и пространственных решений, соответствующих огромному размеру сцены и зала. Сезон 1936–1937 был открыт спектаклем Любовь Яровая по пьесе К.Тренева. Марецкую увлекал не героический облик революционерки Яровой, а ее скромное человеческое обаяние, не казенный, а подлинный драматизм человека, жертвующего своим личным счастьем.
Актриса сыграла свои лучшие роли, как служанка Лиза из комедии А.С.Грибоедова Горе от ума, Королева Анна из Стакана воды Э.Скриба, Катарина из Укрощения строптивой Шекспира и Мирандолина в Трактирщице К.Гольдони, продемонстрировав универсальное мастерство. Безусловно, образы, созданные ею были продиктованы режиссерским замыслом Завадского, но по-своему исполненные актрисой. Это был плодотворный творческий союз двух художников одной театральной веры, понимающих друг друга с полуслова, взаимообогощая и дополняя собственные представления. Марецкой посчастливилось на протяжении всей жизни работать со «своим» режиссером, в своем родном театре. В 1940 труппа Завадского вернулась в Москву и объединилась с Театром имени Моссовета.
Роль Александры Соколовой в творчестве Марецкой.
В творческой судьбе Марецкой произошло важное событие, когда ее утвердили на роль Александры Соколовой, простой крестьянки, ставшей народным депутатом в фильме Член правительства (1940), которую будет считать одной из главных в своей жизни. К.Виноградская, сценарист фильма, предлагала свое понимание главной героини как образа монументального, соответствующего масштабу народной эпопеи. Марецкая сумела убедить создателей фильма, режиссеров А.Зархи и И.Хейфеца, что ее Санька (актриса не случайно говорит о Соколовой как о близкой подружке) человек земной, не нуждающийся в социальных котурнах и патетических красках: «Мне думается, что роль не может не быть диалектической, если это хорошая роль. Внутри ее самой должны быть сложные переходы, сложные перепады от серьезности к комизму, от веселья к грусти, от восторга к раздумью. Может быть, именно поэтому так увлекла меня роль Александры Соколовой, что была в ней своеобразная внутренняя драматургия. Это был путь жизни, это было движение характера, а не демонстрация итогов. Моя Соколова не всегда была серьезной, торжественной, умной. Бывала она и смешной, беззащитной, глуповатой деревенской бабой». К.С.Станиславский, школу которого актриса необычайно ценила, говорил: «Ищи у злого там, где он добрый». Она стремилась к подлинности действия, рождающего подлинность состояний и переживаний. Чтобы по-настоящему вжиться в роль малограмотной, но по-крестьянски смекалистой деревенской женщины, Марецкая несколько месяцев провела в глубинке. Она училась двигаться и трудиться по-деревенски, управлять лошадью, примеряла на себя крестьянские обычаи и повадки, особые присказки и острые словечки. Не монумент, а живая «человеческая женщина» рождалась усилиями актрисы. Поэтому фильм с политической проблематикой того времени смотрится до сих пор.
В театре имени Моссовета и в кино.
Лучшие театральные роли актрисы сыграны в театре имени Моссовета. Многие из них родились именно здесь, а затем перекочевали в театр Ростова-на-Дону. Другие же создавались в Ростове, а уже позже перешли на московскую сцену. Совершенно особое место занимает в творчестве актрисы роль Машеньки в одноименной пьесе А.Афиногенова, поставленной в театре в 1940. Роль сыграна Марецкой с тончайшим акварельным лиризмом.
В 1941 на сцену вышла другая девушка Марецкой – героическая Надежда Дурова, участница сражений 1812 года в облике гусара (Надежда Дурова К.Липскерова и А.Кочеткова). Тему патриотизма, подвига, Марецкая сумела выразить средствами достаточно неожиданными: полностью окунувшись в водевильную стихию, юмор, комизм многих ситуаций. Все это в ее исполнении не противоречило, а дополняло поэтический образ Дуровой, жизнелюбивый и по-человечески яркий.
Образы, созданные Марецкой в театре и кино, обладали особой властью над зрителем. Ее героиням хотелось подражать или просто заряжаться жизнелюбием и стойкостью. Возможно, потому что Марецкая лично присутствовала в любой роли, осуществляя на практике идею Вахтангова о приоритете личности актера в создаваемом им образе.
Но самую большую известность получил фильм Сельская учительница, поставленный в 1947 М.Донским, в котором актриса прожила огромную человеческую судьбу учительницы Варвары Васильевны. Марецкой удалось избежать фальши, возможной в такой идеализирующей жизнь картине. Она создала поэтический образ русской женщины, посвятившей себя высокому служению.
И на сцене, и на съемочной площадке для создания живого полнокровного образа ей было необходимо находиться в зоне импровизационной свободы. Марецкая нуждалась в свежих психологических деталях и штрихах, иногда в трюках, но обязательно в живом творческом общении с партнерами. Нередко она сама провоцировала импровизационные ситуации, находя новое в ранее проходных и незамеченных ею сценах. Труднее всего Марецкая находила себя в ролях чисто драматического содержания, например, в такой значительной роли, как актриса Кручинина (Без вины виноватые А.Н.Островского, 1948). Ее называли «истинной победой артистки», но сама Марецкая в этой роли «молчала».
В 1960-е самые заметные роли Марецкой в театре: Леди (Орфей спускается в ад Т.Уильямса), Марья Александровна (Дядюшкин сон М.Ф.Достоевского), Пульхерия Александровна (Петербургские сновидения по роману Преступление и наказание этого же автора). Мисисс Сэвидж (Странная мисисс Сэвидж Дж.Патрика), сыгранная в 1973, стала последней ролью Марецкой в театре.
Актриса у радиомикрофона.
Последние годы жизни Марецкая отчаянно боролась с неизлечимой болезнью. Но она нашла применение своему таланту. Много самых разных содержательных ролей было создано ею на радио. Эти работы всегда были событием и вызывали огромный отклик у аудитории. Она участвовала в таких радиокомпозициях, как Мать А.М.Горького, Как ставится пьеса К.Чапека, Фиалка В.Катаева, Письма к незнакомке А.Моруа, Воспоминания о Саре Бернар и Элеоноре Дузе и многих других. Голосовые нюансы, точная логика мысли, умение раскрыть замысел средствами звука, – всеми этими качествами Марецкая владела в совершенстве, что помогло ей значительно продлить свою творческую жизнь.
Умерла Вера Марецкая 17 августа 1978.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Закройщик из Торжка (1925); Зеленый змий (1926); Земля в плену (1928); Дом на Трубной (1928); Простые сердца (1928); Живой труп (1929); Сто двадцать тысяч в год (1929); Стыдно сказать (1930); Два – Бульди – Два (1930); Мировое имя (1931); Четыре визита Самуэля Вульфа (1934); Любовь и ненависть (1935); Поколение победителей (1936); Зори Парижа (1937); Член правительства (1940); Дело Артамоновых (1941); Котовский (1943); Она защищает Родину (1943); Свадьба (1944); Сельская учительница (1947); У них есть Родина (1950); Мать (1956); Полюшко-поле (1957); Среди добрых людей (1962); Легкая жизнь (1964); Ночной звонок (1970).
Екатерина Юдина
Г.Н.Бояджиев. Марецкая. М., 1954
А.Г.Образцова. Театр им. Моссовета. М., 1959
Г.Н.Бояждиев. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М., 1969
В.Ф.Пименов. Жизнь и сцена. М., 1975
В.Ф.Пименов. Актрисы. М., 1976
О.В.Якубович. Вера Марецкая. М., 1984
Воспоминания о Вере Марецкой. Сб. статей. М., 1985
Р.Я.Плятт. Без эпилога. М., 1991
Л.Д.Ягункова. Вера Марецкая (Жизнь и творчество актрисы). М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»