ПЛЯТТ, РОСТИСЛАВ ЯНОВИЧ
ПЛЯТТ, РОСТИСЛАВ ЯНОВИЧ (1908–1989), русский актер. Народный артист СССР (1961). Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии СССР (1982). Родился 30 ноября (13 декабря) 1908 в Ростове-на-Дону в семье адвоката. С 1916 жил в Москве, учился в Девятой школе МОНО имени Томаса Эдисона, куда часто приезжали со спектаклями артисты 2-й и 4-й Студий МХАТа.
В 1926 поступил в театральную студию Ю.А.Завадского на Сретенке, в 1927 переименованную в Театр-студию под руководством Завадского. В том же 1927 состоялcя дебют Плятта в спектакле Простая вещь (по рассказам Б.Лавренева), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актер удачно показался в Ученике дьявола Б.Шоу (1933) и Школе неплательщиков Л.Вернейля (1935). В 1936 Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка (Стакан воды Э.Скриба, 1937), Скалозуба (Горе от ума А.С.Грибоедова, 1937) и др. По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранкен (Дни нашей жизни Л.Н.Андреева, 1938), роль, которая неожиданно обнаружила склонность актера к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера. До этого Плятт был признанным комедийным эксцентрическим актером, создавал образы, отличавшиеся острым внешним рисунком, ярко подчеркнутой характерностью.
В 1938 Плятт вернулся в Москву и до 1941 работал в Театре им. Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада (Нора Х.Ибсена, 1939). Писатель К.Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина (Парень из нашего города, 1941), а позже Васина (Русские люди, 1942).
Проработав в Московском театре драмы с 1941 по 1943, Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру им. Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре эксцентрические Болингброк (Стакан воды Скриба, 1945) и Нинкович (Госпожа министерша Б.Нушича, 1946), чеховские Тапёр (по рассказам А.П.Чехова,1944) и Дорн (Чайка, 1945), современные Гарри Смит (Русский вопрос Симонова, 1947) и Добротворский (Закон чести А.Штейна, 1948), классические Казарин (Маскарад М.Ю.Лермонтова, 1952) и Яропегов (Сомов и другие М.Горького, 1954), снова Крогстад (Нора Ибсена, 1959) и др. С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу (Милый лжец Килти) и Цезаря (Цезарь и Клеопатра Шоу). Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера (Дальше – тишина В.Дельмара, 1969). Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею: писатель Лавренев (Поющие пески А.Штейна, 1972), Постоянно действующий персонаж (Возможны варианты В.Азерникова, 1975), Старорежимное Лицо (Версия Штейна, 1977), Федор Карамазов (Братья Карамазовы по Ф.М.Достоевскому, 1980) и др.
С 1931 Плятт работал на радио. Особый тембр его голоса, проникновенные интонации, перемежающиеся ироническими и комическими возгласами, завораживали не одно поколение радиослушателей. С 1938 он снимался в кино: Холостяк (Подкидыш, 1939), Янек (Мечта, 1940), завхоз Бубенцов (Весна, 1947), Грин (Убийство на улице Данте, 1956), аферист Кока (Судьба резидента, 1970, Алексей Борисович, тесть (Послесловие, 1983) и др. Артист яркой творческой индивидуальности был востребован и телевидением, неоднократно принимал участие в телеспектаклях и телефильмах: Яминг (Возмездие Л.Кручковского, 1964), граф Любин (Провинциалка И.С.Тургенева, 1970), пастор Шлаг (Семнадцать мгновений весны Ю.Семенова, 1973), Грюджиус (Тайна Эдвина Друда, 1980) и др.
Умер Плятт в Москве 4 июля 1989.
Дунина С. Ростислав Плятт. М., 1963
Мацкин А. Портреты и наблюдения. М., 1973
Плятт Р.Я. Без эпилога. М., 1991
Ростислав Янович Плятт. Воспоминания друзей и коллег. – В кн.: Театр имени Моссовета. М., 1994
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»