МОСКВИН, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
МОСКВИН, ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1874–1946) русский актер. Народный артист СССР (1936). Лауреат государственных премий СССР (1943, 1946). Родился 6 июня 1874 в Москве, с 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В 1893 поступил в Филармоническое училище и окончил его по классу В.И.Немировича-Данченко. Среди ролей на выпускных экзаменах – доктор Ранк в Норе Х.Ибсена и Елеся из Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского. В первый сезон после выпуска сыграл в Ярославском театре 77 ролей, большей частью комических, среди них Аркашка в Лесе Островского, Оргон в Тартюфе Мольера, Жорж Данден в одноименной комедии Мольера. На следующий сезон был приглашен в московский театр Корша, откуда, по приглашению своего учителя Немировича-Данченко, перешел в Художественный театр. Немирович-Данченко настоял, чтобы именно Москвин играл царя Федора в премьерном спектакле Художественного театра («никто лучше него»), и сам прошел с ним роль. «Царек-мужичок», по определению Н.Е.Эфроса, Федор Москвина жил стремлением к гармонии, задачей «всех согласить, все сгладить». Премьера Царя Федора Иоанновича А.К.Толстого сделала Москвина знаменитым. Спектакль долго оставался в репертуаре МХТ, семьсот раз в течение почти полувека выходил на сцену Федор-Москвин.
В том же сезоне актер выходил на сцену МХТ в ролях Саларино в Венецианском купце У.Шекспира и студента Фрица в Счастье Греты. После Федора в течение двух сезонов Москвин был занят только в небольших ролях – царевич Федор в Смерти Иоанна Грозного А.К.Толстого, Фабиг в Возчике Геншеле Г.Гауптмана, Тесман в Гедде Габлер Ибсена, Бобыль в Снегурочке Островского и др.
Следующая большая роль в сезоне 1901–1902 – талантливый и изломанный Арнольд в Микаэле Крамере Гауптмана. В произведениях скандинавских драматургов Москвин сыграл управляющего Крапа в Столпах общества (1903) и постепенно сходящего в безумие Освальда Альвинга в Привидениях Ибсена (1905), теряющего рассудок скупого буржуа Оттермана в Драме жизни К.Гамсуна (1906) и др. Однако вершинные актерские свершения Москвина – в образах русской драматургии. Национальный характер Москвин постигал в его крайностях, он был равно убедителен, создавая образы праведников и грешников, простецов и самодуров, печальников и мучителей: гротескового недотепу, старательного дурака Епиходова, мерзкого пройдоху Загорецкого, истерзанного и несчастного Снегирева, светлую душу – Федю Протасова, властолюбивого паяца Опискина – актер не знал жанровых ограничений.
Актерской победой Москвина стала роль Луки в На дне М.Горького (1902). Небольшого роста опрятный старичок от сцены к сцене вырастал, по выражению Эфроса, «в воплощение добра и любви в ее евангельском смысле». Как и царь Федор, Лука-Москвин стал для зрителей нравственным центром спектакля. В ролях Епиходова в Вишневом саде (1904) А.П.Чехова, Назара Авдеича в Детях солнца (1905) Горького, Загорецкого в Горе от ума (1906) А.С.Грибоедова, Кастьянова в Стенах (1907), Кота в Синей птице М.Метерлинка (1908), Голутвина в На всякого мудреца довольно простоты (1910) Москвин открылся как мастер эпизода, второстепенной роли, умеющий вылепить характер персонажа в одном явлении несколькими репликами. Жизненная узнаваемость его героев сочеталась с утрированной комедийностью исполнения, бытовое ощущалось масштабным. С первых же репетиций Братьев Карамазовых (1910, по Ф.М.Достоевскому), где Москвин получил роль «Мочалки» – отставного штабс-капитана Снегирева, актер, точно ухватив особенности авторского стиля, нашел в своем герое «смесь исступленного шутовства с безумной, сладострастной мукой; уголок этой бездны кошмарных ужасов, в которых Достоевский искал свою высшую правду». Образ загнанного судьбой, навеки ушибленного человека был возвращением на сцену Москвина-трагика. Другой вариант трагического национального характера дан в Феде Протасове в Живом трупе Л.Н.Толстого (1911). Не слишком подходя внешними данными к типу светского человека, Москвин пришел к толстовскому образу через увлечение стихией цыганщины, через цыганскую песню. В его Протасове жила «деликатность» толстовского отношения к людям.
В сезоне 1914–1915 выступил как сорежиссер Смерти Пазухина по М.Е.Салтыкову-Щедрину (вместе с Немировичем-Данченко и В.В.Лужским) и как исполнитель Прокофия Пазухина, не лишенного юмора, простодушия, какого-то звериного обаяния. Одной из этапных сатирических ролей в актерской биографии Москвина стал Фома Опискин в Селе Степанчикове (1917, по Достоевскому). Актер исследовал «одну из самых страшных и тревожных загадок русской жизни»: как ничтожество, гаденький шут становится вершителем судеб.
В советские годы (сохранив в репертуаре свои классические роли) Москвин осваивает новую драматургию, сыграв трагического Пугачева в Пугачевщине К.А.Тренева (1925), юродствующего обывателя Червакова в Унтиловске Л.М.Леонова (1928), трогательного профессора Горностаева в Любови Яровой Тренева (1936), Ивана Горлова во Фронте А.Е.Корнейчука, контр-адмирала Белоброва в Офицере флота А.Крона (1942). Галерея образов из русской классики в репертуаре актера пополнилась ролями Городничего в Ревизоре (1921) Н.В.Гоголя, Хлынова в Горячем сердце (1926) Островского, Ноздрева в Мертвых душах (1932, по Гоголю), Фрола Федулыча в Последней жертве (1944) Островского. Тоскующий безобразник Хлынов был сыгран с импровизационной свободой, насыщенно театрально, ярко. Актер создал фигуру совершенно невероятную и абсолютно живую, смешную и страшную, предельно достоверную и при этом типическую. Крупными штрихами была создана роль бесшабашного плута и враля Ноздрева. Тонко, проникновенно, с прозрачной ясностью была сыграна одна из его последних ролей – Фрол Федулыч в Последней жертве Островского.
Москвин пользовался известностью как чтец, прежде всего как исполнитель рассказов Чехова. Был сорежиссером нескольких постановок (Синяя птица, 1908; Ревизор, 1908; Месяц в деревне, 1909; Смерть Пазухина, 1914; Три толстяка Ю.К.Олеши,1930). С 1943 был директором МХАТ. Одним из первых мхатовцев начал сниматься в кино. Впервые выступил в роли Поликея в фильме Поликушка по рассказу Л.Н.Толстого (1919), сыграл Симеона Вырина в Коллежском регистраторе (по Станционному смотрителю Пушкина, 1925), Федора Кулыгина в Человек родился (1928), экзекутора Червякова и Очумелова фильме Чины и люди (экранизация чеховских рассказов).
Умер Москвин в Москве 16 февраля 1946.
Марков П. Москвин. – В кн: Марков П., Театральные портреты. М. – Л., 1939
Виленкин В.Я. И.М.Москвин на сцене Московского Художественного театра. М., 1946
И.М.Москвин. Статьи и материалы. М., 1948
Полякова Е.И. И.М.Москвин. М., 1995
Москвин. – В кн.: Московский Художественный театр, 100 лет, т. 2. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»