ЯНШИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
ЯНШИН, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1902–1976), русский актер, режиссер. Родился 20 октября (2 ноября) 1902 в г. Юхнов Смоленской губернии семье банковского служащего. В 1909–1916 – ученик Ольховского городского реального училища в Москве. В 1916–1919 учится в московском среднем Комиссаровском техническом училище. В 1919 – студент Высшего технического училища (ныне МГТУ имени Н.Баумана) в Москве. В том же году уходит добровольцем в Красную Армию, служит в войсках внутренней охраны, участвует в подавлении антоновского восстания в Тамбовской губернии.
В 1922 принят во 2-ю Студию МХТ. Участвовал в массовых сценах спектаклей 2-й Студии и в концертных программах, играл роли: Гимназист, Дворник (Младость Л.Андреева, режиссер Н.Литовцева, В.Мчеледов); Арапчонок, Первый казачок (Узор из роз Ф.Сологуба, режиссер В.Лужский); Посол, Отец (Сказка об Иване-дураке и его братьях по Л.Толстому, инсценировка М.Чехова, постановка К.Станиславского, режиссер Б.Вершилов). На большинство эпизодических ролей Яншин вводился после других основных исполнителей.
В сентябре 1924 принят в Московский Художественный театр, где сразу же введен на роли: Выборный (Царь Федор Иоаннович А.Толстого), Добчинский (Ревизор Н.Гоголя, режиссер К.Станиславский); Слуга Бритна (Битва жизни по Ч.Диккенсу, режиссер Н.Горчаков, 1924, роль подготовлена с К.Станиславским); последующие роли: Пономарь (Иван Долгоруков – ввод, 1926, и Петр III – ввод, 1932, – Елизавета Петровна Д.Смолина, режиссер В.Мчеледов, Л.Баратов, 1925); Петрушка (Горе от ума А.Грибоедова, режиссеры К.Станиславский, В.Немирович-Данченко, 1925). Яншин – первый исполнитель роли Лариосика (Дни Турбиных М.Булгакова, режиссер И.Судаков, 1926).
Затем последовали роли: Садовник Антонио (Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше, режиссеры К.Станиславский, Е.Телешева, Б.Вершилов, 1927), Комсомолец Вася (пьеса-шутка Квадратура круга В.Катаева, режиссер Н.Горчаков, 1928), Доктор Гаспар Арнери (Три толстяка Ю.Олеши, режиссеры Н.Горчаков, Е.Телешева, 1930) – Яншин был единственным исполнителем роли Доктора и сыграл ее 91 раз (последний спектакль 31 мая 1931), Почтмейстер (Мертвые души по Н.Гоголю, режиссеры В.Сахновский, Е.Телешева, 1932; ввод: Прокурор – 1933, Губернатор – 1937), Маркиз ди-Форлипополи (Хозяйка гостиницы К.Гольдони, режиссер Б.Мордвинов, М.Яншин, 1933), Олег (Чудесный сплав В.Киршона, режиссер Б.Мордвинов, 1933), Бутон (Мольер М. Булгакова, режиссер Н.Горчаков, 1936), Один из гостей на приеме княгини Бэтси (Анна Каренина Л.Толстого, 1937), Стрекопытов (Половчанские сады Л.Леонова, режиссер В.Сахновский, 1939).
Постепенно выяснилось, что артистические возможности Яншина очень многообразны. И, например, скромный провинциальный терапевт, бывший земский лекарь Терентий Осипович Бублик (Платон Кречет А.Корнейчука, режиссер И.Судаков, 1936; режиссеры С.Блинников, К.Поляков, 1963; играл в спектакле Карагандинского областного драматического театра, 1964), показал, что Яншин мог играть роли, которые требуют большого темперамента, горячности, энергии.
Питер Тизл (Школа злословия Р.Шеридана, режиссер Н.Горчаков, 1940) – «очень удавшийся Яншину образ – трогал своей наивной доверчивостью в сфере сложного переплетения самолюбий, интриг и обманов» (П.Марков).
Другие роли в МХАТ: Полицейский Сидоренко (ввод – 1927), Булочник Жигунов (ввод – 1927), Градобоев (ввод – 1945, Горячее сердце А.Островского), Сережа (Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова, режиссеры И.Судаков, Н.Литовцева, 1928), Ямщик Алешка (дублер С.Блинникова, Растратчики В.Катаева, режиссер И.Судаков, 1928), Бартоло (дублер В.Лужского, Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше, 1929), Фотограф Беб (Реклама М.Уоткинса, режиссеры Е.Телешева, Б.Вершилов, 1930), Солдат (Наша молодость С.Карташева, режиссер Н.Литовцева, 1931), Мозгляков (Дядюшкин сон по Ф.Достоевскому, режиссер В.Сахновский, К.Котлубай, 1931), Часовой (Любовь Яровая К.Тренева, режиссеры В.Немирович-Данченко, К.Судаков, 1937), Сергей Горлов (Фронт А.Корнейчука, режиссеры Н.Хмелев, И.Раевский, Б.Ливанов, М.Яншин, 1942), Харитонов (Русские люди К.Симонова, режиссеры В.Станицын, М.Кнебель, 1943), Ферапонт (ввод, 1943), Чебутыкина (ввод, дублер А.Грибова, 1946, Три сестры А.Чехова, режиссер Н.Литовцева, И.Раевский), Салтыков (Последние дни (Пушкин) М.Булгакова, режиссеры В.Станицын, В.Топорков, ввод, 1944), Богдан Курдюков (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого, 1948, ввод), Телегин (Дядя Ваня А.Чехова, режиссеры М.Кедров, Н.Литовцева, И.Судаков, 1947), Иляшев (Алмазы Н.Асанова, режиссеры И.Раевский, И.Судаков, 1947), Маргаритов (Поздняя любовь А.Островского, режиссеры Н.Горчаков, М.Яншин, 1949, сыграл эту роль 440 раз, последний спектакль – 20 апреля 1974), Двоеточие (Дачники М.Горького, режиссеры М.Кедров, В.Орлов, 1953), Симеонов-Пищик (Вишневый сад А.Чехова», режиссер В.Станицын, 1958, сыграл 248 раз до 1971), Сорин (Чайка А.Чехова, режиссеры В.Станицын, И.Раевский, 1960), Кузовкин (Нахлебники И.Тургенева, режиссер Г.Конский, 1969, Государственная премия РСФСР), Санчо Пансо (Дульсинея Тобосская А.Володина, режиссер О.Ефремов, 1971), Мамаев (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского, режиссер В.Станицын, 1973, Государственная премия СССР), Франтишек Абель (Соло для часов с боем О.Заградника, руководитель постановки О.Ефремов, 1974, Государственная премия СССР); Лемм (Дворянское гнездо по И.Тургеневу, 1959, ввод), Приходько (1967, Тяжелое обвинение Л.Шейнина, режиссер Б.Ливанов, премьера – 1966), Папаши Гунара (1968, Чрезвычайный посол А. и П.Тур, режиссер И.Раевский, премьера – 1967).
В ноябре 1926 Яншин вступает в брак с ученицей школы МХАТ В.В.Полонской, расходится в 1933. В 1934 женится на Н.С.Киселевой (Ляля Черная) – актрисе театра «Ромэн» (разрыв в 1942). Женится на Н.В.Мейер – актрисе Драматического театра им. К.С.Станиславского (1955).
В 1931 дебютировал как режиссер постановкой Шестая мира А.Жарова и Н.Равича (совместно с Н.Горчаковым, Московский мюзик-холл); затем вместе с Ю.Завадским выпустил спектакль Мстислав Удалой И.Прута (Центральный театр Красной Армии, 1932). В московском Театре сатиры поставил Мелкие козыри В.Ардова (1937). Режиссер по подготовке нового состава исполнителей Синей птицы (МХАТ, 1940).
Оставаясь актером МХАТ, в 1934–1939 Яншин был художественным руководителем Московского театра лесной промышленности.
С сентября 1937 по июнь 1941 – художественный руководитель цыганского театра «Ромэн». Среди постановок в этом театре: Цыганы по А.Пушкину (совместно с П.Саратовским, 1938), Кровавая свадьба Ф.Гарсиа Лорки, 1939; второй вариант – 1945), Макар Чудра по М.Горькому (1939), Песнь об Урсаре И. Ром-Лебедева (совместно с П.Лесли, 1940), Чудесная башмачница Ф.Гарсиа Лорки (1941), Действующие лица М.Светлова (гастроли в Ессентуках, 1942), Каролина К.Гольдони (совместно с А.Храпченко, 1947), Героическая поэма И.Ром-Лебедева (1948).
В июне 1941 труппа МХАТ, в составе которой был Яншин, выехала на гастроли в Минск. В 1941–1942 Яншин жил на Кавказе (в том числе в Тбилиси), где организовывал художественную самодеятельность среди бойцов Советской Армии и Флота, готовил концертные программы. Летом 1942 Яншин выехал в Свердловск, где находилась основная часть труппы МХАТ и осенью вместе с ней вернулся в Москву. В 1943 выступал с концертами в Ленинграде вместе с К.Шульженко (в Таврическом саду, в Доме Красной Армии на Литейном проспекте). Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946).
В 1950–1963 – главный режиссер Московского драматического театра им. К.С.Станиславского. Постановки: Грибоедов С.Ермолинского и Наследники Рабурдена Э.Золя (совместно с Т.Кондрашовым), В Лебяжьем Д.Девятова, Юность вождя Нахуцрешвили (совместно с Ю.Мальковским) – 1951; Девицы-красавицы А.Симукова (совместно с С.Тумановым, 1952); Бесприданница А.Островского, На улице Счастливой Ю.Принцева (совместно с Т.Кондрашовым – 1953; Дни Турбиных М.Булгакова, Чайка А.Чехова (совместно с П.Лесли) – 1954; Лес дремучий И.Щеглова (1955); На рассвете В.Пистоленко (совместно с П.Резниковым, 1957); Де Преторе Винченцо Э. Де Филиппо (совместно с Ю.Мальковским, 1958); (Здравствуй, Катя! М.Львовского (совместно с А.Ароновым, 1959); Первый день свободы Л.Кручковского (совместно с А.Ароновым, 1960); Современная трагедия Р.Эбралидзе (1961).
Снимался в кино: Телеграфист (Каторга, режиссер Ю.Райзман, 1928), Паромщик Петр (Простые сердца, режиссеры Н.Верховский, П.Малахов, 1928), Савва Севрюжкин (Комета, режиссер В.Инкижинов, 1930), Солдат (Города и годы, режиссер Е.Червяков, 1930), Солдат (Окраина, режиссер Б.Барнет, 1933), Рабочий (Черный баран, режиссеры М.Яншин, Н.Горчаков, 1933), Павел I (Поручик Киже по Ю.Тынянову, режиссер А.Файнциммер, 1934), Иван Лихо (Последний табор, режиссеры Е.Шнейдер, М.Гольдблат, 1936), Макс (Заключенные, режиссер Е.Червяков, 1936), Нюнин (Свадьба по А.Чехову, режиссер И.Анненский, 1944), Северьян (Каменный цветок, режиссер А.Птушко, 1946), Вяземский (Глинка, сценарий и постановка Л.Арнштама, 1947), Немецкий промышленник (Секретная миссия, режиссер М.Ромм, 1950), Полковник Буткевич (Незабываемый 1919, режиссер М.Чиаурели, 1952), Земляника (Ревизор по Н.Гоголю, режиссер В.Петров, 1952), Мигуев (Беззаконие по А.Чехову, режиссер К.Юдин, 1953), Начальник станции (Мы с вами где-то встречались, режиссеры Н.Досталь, А.Тутышкин, 1954), Становой пристав (Шведская спичка по А.Чехову, режиссер К.Юдин, 1954), Сэр Тоби (Двенадцатая ночь по У.Шекспиру, режиссер Н.Фрид, 1955), Драматург Борзиков (На подмостках сцены, режиссер К.Юдин, 1956), Муркин (Сапоги по А.Чехову, режиссер В.Немоляев, 1958), Увар Иванович (Накануне по И.Тургеневу, режиссер В.Петров, 1959), Лев Саввич Турманов (Месть по А.Чехову, режиссер И.Поплавская, 1960).
Читал на радио звуковую книгу «Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин рассказывает» (премьера – 1975).
Участвовал в гастролях МХАТ в Чехословакии (1956, 1972); Польше (1958); Англии, Франции (1958, 1964); США (1965); Болгарии (1973).
Яншин увлекался конным спортом, много лет в свободное время работал с лошадьми на ипподроме. В 1934–1956 участвовал в скачках, выиграл три вторых и четыре первых приза на соревнованиях в Москве, Ленинграде, Харькове.
Умер Яншин в Москве 16 июля 1976.
М.М. Яншин. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»