ЛЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
ЛЕНСКИЙ, АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ (1847–1908) (настоящая фамилия Вервициотти), выдающийся актер, режиссер, педагог, крупнейший деятель русской сцены, творчество которого неразрывно связано с московским Малым театром.
Родился 1 (13) октября 1847 в Кишиневе в семье князя П.И.Гагарина и гастролирующей в России певицы Ольги Вервициотти. Родители Ленского находились в неофициальном браке и до 50 лет он по паспорту носил фамилию матери. После ее смерти, а вскоре и смерти отца, Ленский с 1858 воспитывался в семье Корнелия Полтавцева, известного трагика Малого театра, приходившегося ему родственником.
Воспитываясь в семье актера, с юности находился в атмосфере театра, видел лучших артистов Малого на сцене, начиная с М.С.Щепкина. Несмотря на очевидное его тяготение к сцене, мало кто поддерживал его в этом намерении, ссылаясь на отсутствие необходимых сценических данных, невыразительность лица. Не находя поддержки, стал искать себя в театральном любительстве. Первый спектакль сыграл в компании гимназистов. Удачей стала главная роль в водевиле Д.Т.Ленского Час в тюрьме (видимо, в честь имени автора своей первой роли артистом был выбран сценический псевдоним).
С 1865 по 1875 работал в провинциальных труппах, начиная с водевильного и опереточного репертуара и постепенно переходя к репертуару классическому. В 1876 был принят в Малый театр на амплуа «первых любовников». Но его дарование выходило далеко за пределы определенного амплуа. Им были сыграны разнообразные роли, как лирико-романтического плана, так и комедийного, и углубленно-психологического.
В ролях героического плана проявлял психологическую тонкость, избегая резонерства и декламации. Его Чацкий (Горе от ума А.С.Грибоедова) был, прежде всего, влюбленным, переживающим крушение высоких мечтаний. Поэтичностью облика отличался также Гамлет (1877), волновавший не столько страстностью романтического протеста, сколько особой одухотворенностью и благородной чистотой помыслов, несовместимых с необходимостью мести за смерть отца. Преобладание мягкого, утонченного лиризма отличало многие, созданные им образы, делая их неповторимыми, запоминающимися современниками. Среди публики артист прослыл «великим очарователем».
Важнейшим обстоятельством для Ленского стало поступление на сцену Малого театра, совпавшее с общественным подъемом. В год его успешного дебюта на столичной сцене состоялась премьера Овечьего источника Лопе де Вега, прославившая имя его будущей партнерши М.Н.Ермоловой и утвердившая героико-романтическую линию в репертуаре театра. Это направление стало одним из главных для Ленского (роль Уриэля Акосты в одноименной пьесе К.Гуцкова, 1879; Ден Сезар де Базан (Рюи Блаз В.Гюго, 1890 и др.).
И все же успешно выступая в драмах В.Гюго и Ф.Шиллера, он больше тяготел к шекспировским образам. Среди трагических ролей это, кроме Гамлета, были Отелло и Ричард III из одноименных трагедий Шекспира, Дункан (Макбет). Огромный успех имел и в шекспировской комедиографии, сыграв неповторимые шедевры: Петруччо (Укрощение строптивой), Бенедикт (Много шума из ничего), Фальстаф (Виндзорские проказницы), и др. Игра отличалась искрометным юмором, комедийным изяществом и внутренней динамикой.
Галерею психологически точных и художественно выразительных портретов создал на материале русской драматургии. Большое влияние на его творчество оказал А.Н.Островский, в пьесах которого Ленский сыграл около 30 ролей. Самые значительные из них: Глумов, Дульчин, Паратов, Великатов, Лыняев (На всякого мудреца довольно простоты, Последняя жертва, Бесприданица, Таланты и поклонники, Волки и овцы).
С 1887 играл Фамусова (Горе от ума А.С.Грибоедова), создавая полнокровный и в то же время остро-сатирический образ московского барина, панически ненавидящего все новое, и восторженно восхищающегося старинными проявлениями угодничества и чинопочитания. В роли Фамусова ярко проявилось сценическое мастерство Ленского, его умение синтезировать рисунок поэтической речи и выразительность внутреннего перевоплощения, а также тончайшее чувство авторского стиля. Мастерство характерной детали, пластичность, изобретательность формы доводились им во всех ролях до совершенства.
Талант Ленского был разносторонним. С 1888 преподавал драматическое искусство в Московском театральном училище, борясь с дилетантизмом и театральной рутиной. Конец 80-х годов 19 в. был для Малого театра временем кризиса, репертуарного и творческого застоя. Это неизбежно порождало штампы в актерской игре, отдаляя театр от живой современности. Неприятие отживших театральных форм, побудило Ленского к обновлению сцены, к театральным реформам. Он борется за обновление репертуара, новое качество режиссуры и художественного оформления спектаклей. Собственно его режиссерская деятельность началась с 1895 с подготовки учебных спектаклей, а затем в спектаклях филиала Малого театра, где он работал с молодежью (Новый театр, 1898–1903). С 1900 режиссирует на основной сцене Малого театра, отстаивая режиссуру, как самостоятельное искусство. Особое значение придавал музыкальному и декоративному оформлению спектаклю, выступая как театральный художник. Кроме того, ввел в сценическую практику технические усовершенствования (например, вращающийся круг сцены).
С 1907 – главный режиссер Малого театра. Однако свои творческие замыслы осуществить не удалось, слишком большое сопротивление оказал ему бюрократический аппарат театра. Незадолго до смерти от сердечного приступа, вынужденно ушел из театра. Потрясенная его смертью М.Н.Ермолова в одном из своих писем писала: «С Ленским умерло все. Умерла душа Малого театра…»
Известно и его теоретическое наследие, его статьи об актерском мастерстве, существенно обогатившие театрально-эстетическую мысль и практику: Заметки о мимике и гриме (1890), Заметки актера (1894), По поводу декоративной живописи (1901).
Представляется важным также факт неоднократного упоминания К.С.Станиславским в своих книгах имени Ленского, того огромного впечатления и влияния, которое оказал на него и его сценическую практику этот артист.
Умер 13 (25) октября 1908 в Москве.
Екатерина Юдина
Зограф Н.Г. Ленский А.П. М., 1955
Пажитнов Л.Н. А.П.Ленский. М., 1988
Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»