ЕРМОЛОВА, МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
ЕРМОЛОВА, МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1853–1928), русская актриса. Заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920). Герой труда (1924). Родилась 3 (15) июля 1853 в Москве в семье суфлера Малого театра Н.А.Ермолова. В 1863 поступила в Московское Императорское театральное училище. Училась в балетном классе под руководством известного петербургского танцовщика Ф.Н.Манохина. К балету у юной Ермоловой душа не лежала и, учась в театральной школе, она переписывала и разучивала роли из драматических произведений, водевилей и мелодрам. В 1866 отец Ермоловой выпустил ее в свой бенефис в шуточном водевиле с пением Жених нарасхват Д.Т.Ленского в роли тринадцатилетней проказницы Фаншетты. Эта роль не стала поворотной в судьбе юной Ермоловой: актриса была рождена для трагедийного театра.
В 1870 Н.М.Медведева, решившая поставить в свой бенефис Эмилию Галотти Г.Э.Лессинга, предложила Ермоловой главную роль (вместо заболевшей Г.Н.Федотовой). В 1871 Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра. Еще до официального зачисления она получала роли и успешно играла их: Машенька (Рабство мужей, перевод-переделка А.Н.Островского, 1870), Марфа (Царская невеста Л.Мея, 1870), Луиза (Ветерок Г.Мельяка и Л.Галеви, 1870), Эмма (Семья преступника П.Джакометти, 1871) и др.
По зачислении в труппу театра Ермолова играла роли классического репертуара: Лидочка (Свадьба Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, 1871), Марианна (Тартюф Мольера, 1971), Бьянка (Укрощение строптивой У.Шекспира, 1871), Любовь Гордеевна (Бедность не порок) и Катерина (Гроза Островского, обе 1873), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова, 1874) и др.; актриса много играла и в бытовых мелодрамах и комедиях современных русских драматургов В.Александрова (Крылова), Н.Куликова, В.Дьяченко, В.Бегичева, К.Тарновского, Н.Потехина и др. Ермолова прекрасно играла многие роли в современных бытовых пьесах: Надя (Закинутые тенета Дьяченко, 1874), Леля (Блуждающие огни, Л.Антропова, 1874), Елена (Злоба дня, 1875) и Мария (Богатырь века, 1876, обе Потехина) и др. Ее героини сопротивлялись грубости и окружающей пошлости, располагая к себе в любых ситуациях. «Область г-жи Ермоловой составляют «светлые» образы», – писал в 1890 С.В.Флеров.
В 1876 в свой первый бенефис Ермолова поставила пьесу Лопе де Вега Овечий источник в специально сделанном для этого случая переводе С.А.Юрьева. Роль Лауренсии стала триумфом Ермоловой, открыв целое направление в репертуаре Малого театра – «эпоху романтики». Вулканические взрывы чувств сочетались в искусстве актрисы со строгой выдержанностью игры, исполненной лиризма, искренности, теплоты и правдивости. Роли Офелии (1878), Юдифи (Уриэль Акоста К.Гуцкова, 1879), Донны Соль (Эрнани Гюго, 1889), Клерхен (Эгмонт Гете, 1888), Елизаветы (Дон Карлос Шиллера, 1894), Эстрельи (Звезда Севильи Лопе де Вега, 1886), Дездемоны (Отелло Шекспира, 1888) и др. утвердили замечательное трагическое дарование актрисы. Сила героического пафоса Ермоловой, мощь ее трагедийного дарования наиболее ярко проявились в роли Иоанны Д'Арк (Орлеанская дева Шиллера). Ермолова много лет добивалась отмены цензурного запрета и разрешения поставить эту пьесу в свой бенефис. Впервые исполнив эту роль в 1884, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Отстаивая свою линию в репертуаре Малого театра, Ермолова добилась в 1886 разрешения поставить в свой бенефис трагедию Шиллера Мария Стюарт и сыграла в ней главную роль. К лучшим ролям Ермоловой принадлежат также Федра (Федра Ж.Расина, 1890), Сафо (Сафо Грильпарцера, 1892), Гермиона (Зимняя сказка Шекспира, 1887), леди Макбет (Макбет Шекспира, 1896) и др.
В 1880–1890-х годов, когда сценическое мастерство Ермоловой достигает совершенства, «героическое» начало сочетается в ее творчестве с бытовым, современным. Актриса создает галерею своих современниц в пьесах Островского, Александрова, И.В.Шпажинского, М.И.Чайковского, А.И.Сумбатова-Южина, Вл.И.Немировича-Данченко. К ее лучшим достижениям относятся Негина (Таланты и поклонники А.Н.Островского, 1881), Марина (Темный бор Немировича-Данченко, 1884), Репина (Татьяна Репина А.С.Суворина, 1889), Елена Протич (Симфония М.Чайковского, 1890), Зейнаб (Измена А.Сумбатова, 1904) и др.
В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли – Кручинина (Без вины виноватые, 1908) и царица Марфа (Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский Островского, 1909), фру Альвинг (Привидения Х.Ибсена, 1909) и др. В 1918 Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе П.П.Гнедича Декабрист, позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в Посаднике А.К.Толстого. В 1921 она оставила сцену.
Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, Я.П.Полонского и др.
Умерла Ермолова в Москве 12 марта 1928.
М.Н.Ермолова. Сборник статей А.И.Южина,Н.Эфроса, П.Н.Сакулина и др. Л., 1925
Щепкина-Куперник Т.Л. О М.Н.Ермоловой. М. – Л., 1940
Дурылин С. М.Н.Ермолова. 1853–1928. М., 1953
Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников. М., 1955
Дорошевич В.М. М.Н.Ермолова. – В кн.: Дорошевич В.М. Рассказы и очерки. М., 1987
Малкина М. Последние годы великой актрисы. – Наше наследие, 1997, № 43–44
Малкина М. Первые роли М.Н.Ермоловой. – В кн.: Театральные течения. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»