ГОНЧАРОВ, АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ГОНЧАРОВ, АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1918–2001), русский режиссер, педагог, театральный деятель. Народный артист СССР (1977), Герой Социалистического Труда (1988), лауреат Государственных премий СССР (1977, 1984), РСФСР (1972) и Российской Федерации (1999), лауреат премии К.С.Станиславского (1995). Родился 2 января 1918. В 1941 окончил ГИТИС (педагоги Н.М.Горчаков, А.М.Лобанов) и добровольцем ушел на фронт. В 1942–1944, после ранения, режиссер 1-го Фронтового театра ВТО, где поставил Жди меня по К.М.Симонову (1942), Правда хорошо, а счастье лучше А.Н.Островского и Женитьба Белугина Островского и Н.Я.Соловьева (1943), Укрощение укротителя Дж.Флетчера (1944).
На вторую половину 1940–1950-е годы в судьбе Гончарова пришелся период неустроенности и скитаний. В 1944–1951 работал в Московском театре сатиры, выпустил спектакли Женитьба Белугина (1945), Вас вызывает Таймыр А.А.Галича и К.Ф.Исаева (1948), Женихи А.И.Токаева (1951). В 1951 перешел в Московский театр им. М.Н.Ермоловой, где в последующие пять лет поставил Благочестивую Марту Т.де Молины (1950), Ксению А.А.Волкова (1952), Европейскую хронику А.Н.Арбузова (1953) и другие спектакли. Тогда же осуществил ряд постановок в Малом театре: Опасный спутник А.Д.Салынского (1954), Когда горит сердце В.П.Кина (1957), Бег М.А.Булгакова (1967). С 1958 главный режиссер Московского драматического театра (на Спартаковской, затем на Малой Бронной). Среди заметных спектаклей, созданных с труппой этого театра, Вид с моста А.Миллера (1959), Закон зимовки Б.Л.Горбатова (1960), Девятый вал и Аргонавты (оба 1962) Ю.Ф.Эдлиса, Визит дамы Ф.Дюрренматта (1966) и другие.
С 1967 главный режиссер Московского театра им. Маяковского (с 1987 художественный руководитель), которому отдал тридцать три года жизни. Именно здесь Гончаров собрал труппу, состоящую из несхожих, порою полярных актерских индивидуальностей. В разные годы в ее состав входили А.Б.Джигарханян, Е.П.Леонов, Н.Г.Гундарева, И.М.Костолевский, А.С.Лазарев, С.В.Немоляева, Е.П.Симонова, Т.В.Доронина, О.М.Яковлева, Н.Н.Волков, М.И.Филиппов, Э.Г.Виторган и другие актеры. При том, что три десятилетия именно творческий почерк Гончарова определял направление театра Маяковского, здесь получали возможность ставить спектакли режиссеры Е.Д.Табачников, В.М.Портнов, К.М.Гинкас, Б.А.Морозов, А.М.Вилькин, Г.Н.Яновская, С.Н.Арцибашев, Т.В.Ахрамкова, Л.Е.Хейфец, Е.А.Невежина.
В театре Маяковского выкристаллизовались основные черты режиссерского портрета Гончарова: широта репертуарных вкусов, тяга к публицистичности, приверженность жизнеутверждающему началу, неприятие какой бы то ни было зыбкости и недоговоренности (отсюда определенность и недвусмысленность финалов), использование резких световых и музыкальных эффектов, многоцветье красок, броскость ходов, обязательный элемент занимательности (нередок концертный принцип распределения ролей), «деловитость» режиссуры и прочность спектаклей. По мнению И.Л.Вишневской, «Гончаров тяготеет к театральному эпосу, рассказанному с театральной экспрессией, его манит социально-серьезное, поданное как сценически-эффектное». В театре Маяковского Гончаровым были созданы спектакли Два товарища по В.Н.Войновичу (1968), Дети Ванюшина С.А.Найденова (1969 и 2000), Конец книги шестой Е.Брошкевича (1969), Трамвай «Желание» Т.Уильямса (1970), мюзикл по мотивам Дон Кихота М.Сервантеса Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона на музыку М.Ли (1972), Характеры В.М.Шукшина (1973), Банкрот, или свои люди сочтемся Островского (1974), Беседы с Сократом Э.С.Радзинского (1975), Да здравствует королева, виват! Р.Болта (1977), Бег Булгакова (1978), Леди Макбет Мценского уезда по Н.С.Лескову (1979), Жизнь Клима Самгина по М.Горькому (1981), Диалоги А.М.Володина (1981), Молва Салынского (1982), Кухня А.Уэскера (1984), Театр времен Нерона и Сенеки Радзинского (1985), Завтра была война по Б.Л.Васильеву (1985), Закат по И.Э.Бабелю (1988), Виктория?.. (Завещание лорда Нельсона) Т.Рэттигана (1991), Горбун С.Мрожека (1991), Жертва века по пьесе Островского Последняя жертва (1994), Театральный романс по пьесе А.Н.Толстого Кукушкины слезы (1995), Как вам это полюбится У.Шекспира (1997) и другие.
В жизни Гончарова режиссура и педагогика всегда были неразделимы: с 1945, практически с самого начала режиссерской деятельности, и до смерти он преподавал в стенах ГИТИСа. Возглавив здесь в 1981 кафедру режиссуры, он привлек к преподаванию П.Н.Фоменко, А.А.Васильева, М.А.Захарова. По мнению Гончарова, режиссер остается не в своих спектаклях, а в своих учениках. Среди гитисовских выпускников Гончарова – такие непохожие по почерку режиссеры, как Фоменко, В.А.Андреев, Э.Някрошюс, Е.Яроцкий, А.С.Борисов, С.И.Яшин, А.Я.Говорухо, Ю.В.Иоффе, Ахрамкова и другие. Гончаров стал инициатором совместного обучения в ГИТИСе на одном курсе актеров и режиссеров, что практикуется по сей день.
Умер Гончаров в Москве 7 сентября 2001.
Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. М., 1959
Якубовский А.А. Андрей Гончаров. – Театр, 1974, № 12
Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980
Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия, тт. 1–2. М., 1998
Дубнова Е. Андрей Гончаров – молодой долгожитель. – Театральная жизнь, 2000, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»