ТОПОРКОВ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
ТОПОРКОВ , ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ (1889–1970), русский актер. Народный артист СССР (1948). Лауреат Государственных премий СССР (1946, 1952). Родился в Петербурге 4 (16) марта 1889. В 1909 окончил Петербургское театральное училище. В 1909–1914 актер Петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинского театра на Фонтанке). Дебютировал в роли Платона Каратаева (Война и мир по роману Л.Н.Толстого).
О молодом актере заговорили перед Первой мировой войной, пригласили в Москву, но появился он в московском б. Театре Корша лишь спустя пять лет после войны. Сыграв роль Разумихина в Преступлении и наказании по роману Ф.М.Достоевского, Топорков заявил о себе как о первоклассном артисте. С 1919 по 1927 Топорков сыграл у Корша десятки характерных и комедийных ролей. Большое впечатление произвели его Труффальдино (Слуга двух господ Лопе де Вега) и Бальзаминов (Женитьба Бальзаминова А.Н.Островского). Артист побеждал особым обаянием, позволявшим ему быть на сцене трогательным без чувствительности и смешным без нажима.
В 1927 Топорков, уже известный актер, поступил в МХАТ, пошел на труднейшие, подчас мучительные репетиции К.С.Станиславского. Топоркова увлекло и покорило то, о чем он писал в книге Станиславский на репетиции (1949): непохожесть работы Станиславского на все, что ему приходилось делать раньше. Первые роли Топоркова в прославленном театре были подготовлены под руководством Станиславского: кассир Ванечка (Растратчики В.Катаева, 1928), Чичиков (Мертвые души Н.В.Гоголя, 1932), Оргон (Тартюф Мольера,1939). Прежде неосознанную и обаятельную театральную смелость Топоркова Станиславский превратил в не знающую преград творческую дерзость. По выражению Станиславского, Топорков довел характерность образов «до высшей меры». Артист проявил себя философом одержимости, некоего фанатизма своих героев – Епиходова (Вишневый сад А.Чехова, 1949), Мышлаевского (Дни Турбиных М.А.Булгакова), Поклеванова (Бронепоезд 14-69 Вс. Иванова) и др.
Разность характеров, профессий, биографий раскрывалась актером с легкостью и естественностью, заставлявшей верить каждому движению его Береста (Платон Кречет А.Е.Корнейчука, 1935), контрреволюционера Антонова (Земля Н.Вирты, 1937), Биткова (Последние дни Булгакова, 1943), Дергачева (Последняя жертва Островского, 1944), Мака (Над Днепром Корнейчука, 1961), Мориса (Глубокая разведка А.Крона, 1943) и др. Неожиданно и страшно, пугающе сыграл Топорков Смердякова в сцене Третье и последнее свидание (в юбилей Ф.М.Достоевского). Актерский талант Топоркова отличала редкосная простота, которая всегда соседствовала с тонким пониманием пьесы, авторского стиля, режиссерского решения спектакля.
Как режиссер Топорков совместно с М.Н.Кедровым завершил постановку Тартюфа Мольера (1939), с В.Я.Станицыным поставил Последние дни Булгакова (1943), с Н.М.Горчаковым – Азорские острова и Весенний смотр В.Шкваркина в театре Сатиры.
Автор работ об уроках К.С.Станиславского К.С.Станиславский на репетиции. Воспоминания (1950), О технике актера (1958), Четыре очерка о К.С.Станиславском (1963), Метод творческой практики К.С.Станиславского (1964). Профессор Школы-студии МХАТа (с 1948); доктор искусствоведения (1965).
Умер Топорков в Москве 25 августа 1970.
Марков П. Театральные портреты. М. – Л., 1936
Полякова Е. Художник воинствующего гуманизма. – Театр, 1950, № 4
Юзовский Ю. Тартюф. – В кн.: Юзовский Ю. Зачем люди ходят в театр. М., 1964
Топорков В. Избранное. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»