НЬЮМАН, ПОЛ
НЬЮМАН, ПОЛ (Newman, Paul), (1925–2008), североамериканский киноактер, режиссер.
Родился 26 января 1925 в Шейкер Хейтс, штат Огайо, США, в семье владельца магазина спортивных товаров. После учебы в колледже поступил в Йельскую школу драматических искусств. Перебравшись в Нью-Йорк, учился в знаменитой тогда Школе актеров Нью-Йорка, где преподавали систему Станиславского. После первого же сезона на Бродвее получил предложение сыграть главную роль в историческом «колоссе» Серебряная (1954). Фильм оказался настолько плох, что Ньюман решил, что на его кинокарьере (к тому же красивого актера сравнивали с Марлоном Брандо, но не в пользу Ньюмана) поставлен крест. Настоящим прорывом к славе стала кинокартина Ричарда Брукса по пьесе Теннесси Уильямса Кошка на раскаленной крыше (1958), где он сыграл в паре с Элизабет Тэйлор. Герой Ньюмана – бывший футболист, пьющий и не обращающий внимания на свою жену. И лишь возобновление общения со своим отцом возвращает его к жизни. За этот фильм Ньюман впервые выдвигается на «Оскар». Большим успехом в кинопрокате пользуется эпическая драма Отто Преминджера Исход (1960) о становлении государства Израиль.
Время творческого взлета Ньюмана – 1960-е. В 1961 он играет игрока в бильярд Эдди Фелсона в необычной для Голливуда, поставленной в стиле европейской «Новой волны» драме Робера Россена Мошенник. Спустя два года появляется в чрезвычайно редкой для него отрицательной роли циничного и бездушного представителя ковбойской семьи современном анти-вестерне Мартина Рита Хад, развенчивающем мифы о добром и мудром американском Западе. Неудачей оборачивается попытка сняться у Альфреда Хичкока в детективе на тему Холодной войны Разорванный занавес (1966).
Ньюман блестяще сыграл в тюремной драме Стюарта Розенберга Хладнокровный Люк одного из первых экранных бунтарей конца 1960-х, эпохи «культурной революции» и переоценки ценностей. Его герой – человек, чуть ли не на патологическом уровне не выносящий малейшего посягательства на его честь и свободу. Получив небольшой срок за драку, Люк и в тюрьме пытается сохранить свое достоинство, право быть человеком, что приводит к трагическим последствиям. В 1968 голубоглазый красавец-актер удивил многих, поставив тонкую историю о проблемах обычной женщины Рэйчел, Рэйчел, сняв в главной роли свою жену Джоан Вудворд (они женаты с 1958, и до сих пор брак считается самым крепким в Голливуде). За необычную, сдержанную и в то же время уверенную режиссуру был удостоен премии «Золотой глобус». А спустя год сыграл, возможно, свою самую знаменитую роль – Буча Кэссиди в вестерне Джорджа Роя Хилла Буч Кэссиди и Санденс Кид, до сих пор остающемся одним из самых популярных у зрителей кинокартин мирового кино. Буч (вместе со своим напарником Санденсом) – грабитель банковских вагонов поездов, Робин Гуд Дикого Запада. Романтик, бунтарь, борец с системой (которая в итоге победит его тело, но не его дух).
Ньюман исследует внутренний мир женщины и в своей второй режиссерской работе с завораживающим названием Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки (1972). В следующем году вместе с Робертом Редфордом вновь снялся у Дж.Хилла в комедии Афера, имевшей даже больший успех в прокате и получившей семь «Оскаров». Ньюман сыграл отошедшего от дел жулика экстра-класса Генри Гондорфа, который, узнав об убийстве своего старого друга, решает отомстить убийце, провернув невероятную аферу. И сочетание огромного обаяния и недюжинного таланта сработало на сто процентов.
К сожалению, из остальных ролей Ньюмана 1970-х можно выделить разве что роль инженера, борющегося с пожаром в охваченном пламенем небоскребе в грандиозном «фильме катастрофе» Джона Гиллермина и Ирвина Алена Ад в поднебесье (1976) и работу у Роберта Олтмана в вестерне Буффало Билл и индейцы или Уроки истории Сидячего быка (1976). В 1978 происходит трагедия – погибает его сын. Лишь в начале 1980-х возвращается в прежнюю форму, сыграв в двух судебных драмах у двух Сиднеев – у Поллака в Без злости (1981) и Люмета в Вердикте (1982). Особенно выделяется второй фильм. Герой Ньюмана, спивающийся адвокат, берущийся за абсолютно провальное дело, иск против крупной корпорации. За выдающуюся роль человека, переживающего моральное, нравственное возрождение Ньюман снова претендует на «Оскар», и снова проигрывает, становясь одним из главных «неудачников» Голливуда. В 1986 ему вручают почетный «Оскар». И как будто стремясь доказать, что списывать его рано, в следующем году он завоевывает настоящий, «рабочий» «Оскар» за главную роль в фильме Мартина Скорсезе Цвет денег, в котором снова играет своего героя из Мошенника, игрока в бильярд Эдди Нельсона, уже старого и завязавшего с игрой. Но становясь наставником молодого игрока (Том Круз), он чувствует пробуждение былой силы и удали. Эдди решает вернуться и принять участие в Большой игре. После второго «Оскара» Ньюмен неофициально получает статус живой легенды. Он снимается гораздо меньше. В 1994 он вновь заставляет говорить о себе как о действующем большом актере, сыграв роль коварного и жестокого дельца в комедии братьев Коенов Зицпредседатель, своеобразной вариации одновременно жизнеутверждающих фильмов Фрэнка Капры 1930-х, таких как Мистер Смит едет в Вашингтон и сатирических историй Престона Старджеса 1940-х вроде Грехов Гарольда Дидлбока. И играет у Роберта Бентона в трагикомедии Дураков нет о старом неудачнике, живущем в маленьком городке, на склоне лет учащемся снова ценить жизнь (номинация на «Оскар»). В возрасте 77 лет играет одну из лучших своих ролей в гангстерской драме Сэма Мендеса Проклятый путь (2002). Джон Руни – могущественный глава ирландской бандитской группировки в Чикаго времен «Сухого закона», для которого его родной сын значит куда меньше, чем его правая рука, киллер (Том Хэнкс). Когда же сын Руни подстраивает убийство жены и сына киллера, босс и тот, которого он любит, оказываются по разные стороны. Ньюман играет своего героя не просто с достоинством, а с величием кинолегенды. В лучшей сцене фильма его герой принимает смерть молча, но крупный план Ньюмана наполнен такой эмоциональной силой, что здесь слова не нужны. Пол Ньюман любил участвовать в автогонках. Он также был очень удачливым бизнесменом, потратившим на благотворительные цели более 100 млн. долларов. Он основал в США и Великобритании лагеря отдыха для больных детей. В 2005 закончил съемки в телефильме Падение империи и озвучил мультфильм Машины.
Умер 26 сентября 2008 в своем доме в Коннектикуте (США) после продолжительной болезни.
ФИЛЬМОГРАФИЯ:
Семья Олдридж (The Aldrich Family, 1949, ТВ-серии); Серебряная (The Silver Chalise, 1954); Кому-то там наверху я нравлюсь (Somebody Up There Likes Me, 1956); Кейс (The Rack, 1956); Пока не поплывут (Until They Sail, 1957); История Хелен Морган (The Helen Morgan Story, 1957); Долгое жаркое лето (The Long, Hot Summer, 1958); Кошка на раскаленной крыше (The Cat on the Hot Roof, 1958); Пистолет в левой руке (The Left Handed Gun, 1958); Собирайтесь вокруг флага, ребята! (Rally' Round the Flag, Boys! 1958); Молодые филадельфийцы (The Young Philadelphians, 1959); Исход (Exodus, 1960); С террасы (From the Terrace, 1960); Мошенник (The Hustler, 1961); Парижский блюз (Paris Blues, 1961); Сладкоголосая птица юности (Sweet Song of Youth, 1962); Приключения молодого человека (Hemingway's Adventures of a Young Man, 1962); Хад (Hud, 1963); Новый вид любви (A New Kind of Love, 1963); Приз (The Prize, 1963); Что за путь! (What a Way to Go!, 1964); Леди Л. (Lady L, 1965); Харпер (Harper, 1966); Разорванный занавес (Torn Curtain, 1966); Гнев (The Outrage, 1964); Хладнокровный Люк (Cool Hand Luke, 1967); Человек (Hombre, 1967); Секретная война Гарри Фригга (The Secret War of Harry Frigg, 1968); Рэйчел, Рэйчел (Rachel, Rachel, 1968, режиссер); Победа (Winning, 1969); Буч Кэссиди и Санденс Кид (Butch Cassidy and the Sundance Kid, 1969); ВУСА (WUSA, 1970); Порою нестерпимо хочется (Sometimes a Great Notion, 1971, также режиссер); Карманные деньги (Pocket Money, 1972); Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки (The Effect of Gamma Rays on Man-In-The-Moon Marigolds, 1972, режиссер); Жизнь и времена судьи Роя Бина (Life and Times of Judge Roy Bean, 1972); Человек-макинтош (The MacKintosh Man, 1973); Афера (Sting, 1973); Ад в поднебесье (The Towering Inferno, 1974); Бассейн утопленников (The Drowning Pool, 1975); Буффало Билл и индейцы или Урок истории Сидячего быка (Buffalo Bill and the Indians, Or Sitting Bull's History Lesson, 1976); Щелчок (Slap Shot, 1977); Квинтет (Quintet, 1979); Шкатулка теней (The Shadow Box, 1980, ТВ, режиссер); Когда истекло время? (When Time Ran Out?, 1981); Форт Апач, Бронкс (Forth Apache, Bronx, 1981); Без злого умысла (Absence of Malice, 1981); Пойдем со мной (Come Along with Me, 1982, ТВ); Вердикт (The Verdict, 1982); Гарри и сын (Harry and Son, 1984, также режиссер); Цвет денег (The Color of Money, 1986); Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1987, режиссер); Толстяк и Малыш (Fan Man and the Little Boy, 1989); Блэйз (Blaze, 1989); Мистер и Миссис Бридж (Mr. & Mrs. Bridge, 1990); Зицпредседатель (The Hudsucker Proxy, 1994); Дураков нет (Nobody's Fool, 1994); Сумерки (Twilight, 1998); Послание в бутылке (The Message in a Bottle, 1999); Там, где деньги (Where the Money Is, 2000); Проклятый путь (Road to Perdition, 2002); Наш город (Our Town, 2003, ТВ); Падение империи (Empire Falls, 2005, ТВ); Машины (Cars, 2006, озвучка).
Михаил Водопьянов
Lionel Godfrey. Paul Newman, superstar: A critical biography. St. Martin's Press, 1979
Lawrence J Quirk. The films of Paul Newman. Citadel Press; 1981
Eric Lax. Paul Newman: A Biography. Turner Pub; 1996
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»