БРАНДО, МАРЛОН
БРАНДО, МАРЛОН (Brando, Marlon) (1924–2004), североамериканский актер, режиссер.
Родился 3 апреля 1924 в Омахе, Небраска, США. Изучал систему Станиславского в Новой Школе в Нью-Йорке, затем учился у легендарного педагога Ли Страсберга в Актерской студии. В 1944 пробует себя на Бродвее в спектакле Я помню маму. Настоящую театральную известность актеру приносит роль Стенли Ковальского в пьесе Теннесси Уильямса Трамвай «Желание». Готовясь к своей первой роли в кино, в драме об инвалидах войны Мужчины режиссера Ф.Циннемана, провел месяц в госпитале среди больных. А через год буквально врывается в число ведущих молодых актеров Голливуда благодаря опять-таки роли Ковальского, на этот раз в киноэкранизации Элиа Казана.
Сюжет этой одной из самых знаменитых американских пьес состоит в том, что молодая женщина Бланш приезжает в другой город к своей сестре, где у нее назревает конфликт с мужем сестры. Стенли – символ низменного, животного, обывательского в самом худшем смысле этого слова, человек сложный и противоречивый. Метод, который преподавал Ли Страсберг, это лишь вариация на тему Системы Станиславского, но именно Метод сформировал современную актерскую школу Голливуда. И первая яркая роль Брандо по Методу – в Трамвае «Желания». В начале 1950-х Голливуд, как и кинематограф Европы и Японии, стремился к реализму. Но добиться подлинного реализма, используя сюжетную основу и технические средства было невозможно. Нужна была принципиально новая, не скованная рамками актерская школа. Актеры Метода стали представителями новой школы. Первым из них был Брандо. За работу в этом фильме был номинирован на «Оскар», но статуэтку получил Хэмфр Богарт. Следующую номинацию получил в 1952 за роль в фильме Казана Вива Сапата!. Брандо показывает своего персонажа, культового в США борца за независимость Мексики, скорее не героем, а пешкой, хотя и очень яркой, в руках обстоятельств и своих амбиций. В 1953 – новая номинация – за роль Марка Антония в экранизации пьесы Шекспира Юлий Цезарь (реж. Дж.Манкевич). Брандо получил «Оскара» с четвертой попытки, за работу в выдающемся фильме Казана В порту (1954). Его герой – портовый грузчик, бывший боксер Терри Малой, выполняющий мелкие поручения босса профсоюза грузчиков, а по совместительству – главаря мафии. Поначалу Терри кажется тупым ограниченным человеком, слепо выполняющим приказы бандитов. Но с каждой новой сценой Казан и Брандо все полнее раскрывают внутренний, сложный мир порядочного и честного человека, почти переставшего искать свое настоящее место в мире и вернувшегося к себе самому, жаждущего справедливости. Брандо играет роль на пределе возможностей. Незабываемая финальная сцена, когда избитый до полусмерти Терри ведет за собой грузчиков в док, метафора пути Христа на Голгофу – шедевр экспрессивной актерской игры без слов. Объективно, эти четыре фильма, итог которым подвел «Оскар», стали первым главным (и, возможно, самым показательным) этапом карьеры Брандо, определившие манеру игры значительного количества основных актеров Голливуда (и не только) и сделавшие его легендой в 30 лет.
В последующие годы снимался в не очень удачных или откровенно неудачных фильмах. Из немногочисленных удач выделяется его единственная режиссерская работа (за постановку продюсер и исполнитель главной роли Брандо взялся сам, после того, как уволил не кого-нибудь, а Стэнли Кубрика) – вестерн Одноглазые валеты (1961) и драма Артура Пенна Погоня (1966), в которой сыграл шерифа маленького южного городка, пытающегося спасти от линчевания беглого преступника (Роберт Редфорд). Даже сотрудничество с великими режиссерами оказалось неудачным. Графиня из Гонконга Чарли Чаплина и Отражения в золотом глазу Джона Хьюстона стали худшими в карьерах всех этих выдающихся людей. О Брандо начали говорить как о некогда великой и понемногу гаснущей звезде.
В 1971 киностудия «Парамаунт» предложила Брандо роль дона Вито Корлеоне в фильме Крестный отец по бестселлеру Марио Пьюзо. Режиссер – молодой Фрэнсис Форд Коппола, в роли сына Вито, Майкла Корлеоне – молодой Аль Пачино. Единственное звездное имя среди актерского ансамбля на момент работы над кинокартиной – Брандо. Чем стал Крестный отец (3-е место в списке лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино в 1997) для кинематографа и культуры в целом, общеизвестно. Стопроцентно точные сценарий и режиссура Копполы, операторская работа Гордона Уиллиса, музыка Нино Роты, актеры Аль Пачино и Роберт Дюваль. Но фильм не был получился бы таким цельным без Брандо. Дон Вито мудр и по-своему благороден, преступный путь был выбран им в молодости, чтобы прокормить семью. Состаренный благодаря гриму на два десятка лет, актер создает образ грандиозный, достоверный, вызывающий восхищение. За эту роль он получил второго «Оскара». Однако вместо актера за статуэткой на сцену поднялась некая индианка, которая заявила, что Брандо отказывается от «Оскара» в знак поддержки прав индейцев. В том же 1972 он снялся в другом краеугольном фильме 1970-х, Последнее танго в Париже Бернардо Бертолуччи. Брандо сыграл роль безымянного американца, у которого завязывается странный роман с француженкой в парижской квартире. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Брандо получил в Европе культовый статус.
Не снимался следующие четыре года, вернулся на экраны только в 1976 в вестерне А.Пенна Излучины Миссури, где он сыграл в паре с Джеком Николсоном. Фильм провалился. В 1978 снялся практически в эпизоде в блокбастере Ричарда Доннера Супермен, получив за роль больше денег, чем Кристофер Рив за главную роль. А 1979 выходит эпическая драма Копполы Апокалипсис сегодня. Брандо появляется в образе полковника Курца, олицетворения Зла. Его убивает главный герой и этим заканчивается Одиссея по джунглям Индокитая. Удивительное творение режиссера, великого оператора Витторио Стораро и актера. Облик Курца скрыт благодаря ракурсам и освещению в тенях его «дворца», видны лишь контуры фигуры и часть лица. Этот образ – квинтэссенция диктатора, жертвы своей же тирании, уставшего и разуверившегося. Копполе был нужен актер, способный передать все это за несколько минут. Образ Курца, несмотря на ограниченность экранного времени, стал одним из самых ярких в кинобиографии Брандо.
Художественный и коммерческий провал ждал фильм Джона Эвилдсена Формула, и актер почти на десятилетие исчез с экранов, уединившись на принадлежащем ему атолле в Тихом Океане. Лишь в 1989 он снялся в фильме Сухой белый сезон (номинация на «Оскар»). Неплохим дополнением в галерею творческих образов стал психиатр в романтической истории Дон Жуан Де Марко, где он сыграл в дуэте со своим другом Джонни Деппом. Через два года бесплатно сыграл злодея в режиссерском дебюте Деппа Храбрец. Последней ролью Брандо стал триллер Ограбление (2001). Вклад этого человека в историю киноискусства 20-го в. огромен.
Умер Брандо 1 июля 2004 в Лос-Анджелесе.
Фильмография (актерская):
Мужчины (Men, 1950), Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951), Вива Сапата! (Viva Zapata!, 1952), Юлий Цезарь (Julius Caesar, 1953), Дикарь (The Wild One, 1954), В порту (On the Waterfront, 1954), Дезире (Desiree, 1954), Парни и девушки (Guys and Dolls, 1955), Чайный домик Августовской Луны (The Teahouse of the August Moon, 1956), Сайонара (Sayonara, 1957), Молодые львы (The Young Lions, 1958), Сорт беглеца (The Fugitive Kind, 1959), Одноглазые валеты (One-Eyed Jacks, 1961), Мятеж на Баунти (Mutiny on the Bounty, 1962), Злобный американец (The Ugly American, 1963), Постельная история (Bedtime Story, 1964), Моритури (Morituri, 1965), Погоня (The Chase, 1966), Аппалуза (The Appaloosa, 1966), Графиня из Гонконга (The Countess from Honkong, 1967), Отражения в золотом глазу (Reflections in a Golden Eye, 1967), Леденец (Candy, 1968), Ночь следующего дня (The Night of the Following Day, 1968), Квемада (Queimada, 1969), Ночные посетители (The Nightcomers, 1972), Крестный отец (The Godfather, 1972), Последнее танго в Париже (The Last Tango in Paris, 1972), Излучины Миссури (The Missouri Breaks, 1976), Супермен (Superman, 1978), Руты: Новые поколения (Roots: The Next Generations, 1978, ТВ-серии), Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now, 1979), Формула (The Formula, 1980), Сухой белый сезон (A White Dry Season, 1989), Новичок (Freshman, 1990), Кристофер Колумб: Открытие (Christopher Columbus: The Discovery, 1992), Дон Жуан Де Марко (Don Juan De Marco, 1995), Остров доктора Моро (The Island of Doctor Moreau, 1996), Храбрец (The Brave, 1997), Легкие деньги (Free Money, 1998), Ограбление (The Score, 2001).
Михаил Водопьянов
Nellie Bly. Marlon Brando: Larger Than Life. Pinnacle Books; 1994
Lawrence Grobel, Marlon Brando. Conversations With Brando. Cooper Square Publishers; 1999
Richard Schickel. Brando: A Life in Our Times. Thunder's Mouth Press; 2000
Patricia Bosworth. Marlon Brando. Viking Penguin Inc; 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»