СКОРСЕЗЕ, МАРТИН
СКОРСЕЗЕ, МАРТИН (Scorsese, Martin) (р. 1942), кинорежиссер (США). Один из лучших представителей школы реализма американского кинематографа.
Мартин Скорсезе родился 17 ноября 1942 в районе Квинс, Нью-Йорк. После серьезных раздумий стать католическим священником Скорсезе поступает в Нью-Йоркский университет на кинофакультет. Его студенческие работы заинтересовывают мэтра малобюджетного американского кино Роджера Кормана, и тот выделяет Мартину деньги на постановку гангстерского фильма Берта из товарного вагона (1972). Лента привлекла внимание кинообщественности к молодому режиссеру, попутно преподающему режиссуру студентам (один из его студентов – впоследствии знаменитый постановщик Оливер Стоун).
Восторженные отзывы прессы встретили следующую работу Скорсезе, снова фильм о гангстерах, Злые улицы (1973), главные роли в котором сыграли не слишком известные тогда актеры Харви Кейтель и Роберт Де Ниро. В фильме отчетливо проявляются основные темы творчества режиссера: его любимый город Нью-Йорк как место действия, пространство, влияющее на мировозрение героев; реализм и показ насилия в его самых страшных проявлениях. От Скорсезе ждут нового «жесткого» фильма, но неожиданно он снимает комедию Алиса здесь больше не живет (1974), смешную и трогательную историю о матери-одиночке и ее отношениях с дочерью. Актриса Эллен Берстин, сыгравшая роль Алисы, получает премию «Оскар» за лучшую роль года.
Сенсацией 1970-х становится кинокартина Скорсезе Таксист (1976), удостоенная Гран-При на кинофестивале в Канне. В центре фильма – вьетнамский ветеран Трэвис Бикл, устроившийся на работу в нью-йоркское такси и болезненно переживающий свое отчуждение от окружающего мира. В результате любовь к малолетней проститутке (отличная работа 13-летней Джоди Фостер) толкает его на кровавое преступление. Вновь работающему со Скорсезе Роберту Де Ниро удается создать невероятно сложный, конфликтный характер главного героя, «ангела с оружием в руках», идущего в своего рода «крестовый поход» против жестокости, злобы и равнодушия вокруг. Таксист выдвигается на «Оскар» по четырем номинациям, включая лучший фильм, лучшего актера (Де Ниро) и лучшую актрису второго плана (Фостер), но не получает ни одного. Авторитет Скорсезе в Голливуде значительно вырос, и ему доверяют постановку высокобюджетного мюзикла Нью-Йорк, Нью-Йорк. На главные роли режиссер выбирает Лайзу Минелли («Оскар» за роль в мюзикле Кабаре) и того же Роберта Де Ниро, который становится своеобразным «альтер-эго» Скорсезе. К сожалению, Нью-Йорк, Нью-Йорк получается чересчур тяжеловесным, затянутым и несмешным и, как следствие не находит поддержки у критиков и терпит неудачу в кинопрокате. Напротив, следуюшая работа режиссера, документальная кинолента Последний вальс (1978) о концерте рок-группы «Бэнд» («The Band»), получает превосходные отзывы в прессе и пользуется большой популярностью зрителей.
После Последнего вальса Скорсезе приступает к постановке фильма по сценарию Пола Шредера (автор сценария Таксиста) Бешеный бык (1980), основанного на автобиографической книге боксера Джейка Ла Мотта. Бешеный бык – невероятно драматическая история жизни чемпиона США по боксу, который всю свою энергию, свою физическую и внутреннюю силу, упорство и целеустремленность растрачивает впустую. Уникальная работа Роберта Де Ниро, специально для роли Ла Мотты поправившегося на двадцать килограммов, феноменально поставленные режиссером и снятые оператором Майклом Чэпменом в черно-белом цвете сцены боксерских поединков и общая, христианская, идея искупления бессмысленно прожитой жизни сделали Бешеного быка одной из заметных картин в истории кино. Бешеный бык получает премии «Оскар» за главную мужскую роль (Де Ниро) и монтаж, оставшись, однако, без основной награды Академии – премии за «лучший фильм года». Гораздо позже кинокритики США назовут Бешеного быка лучшей кинокартиной 1980-х, а по опросу, проведенному в 1997 Американским Институтом Кино, фильм занял место в списке ста лучших кинолент столетия.
В 1981 Скорсезе снимает Король комедии (в главной роли снова Де Ниро), довольно злую сатиру на нравы американского телевидения. Из-за разногласий с продюсерами фильм вышел на экраны лишь два года спустя. В 1985 приз за режиссуру на кинофестивале в Канне получает следующий фильм Скорсезе, После работы, странная комедия о среднем служащем, волею судьбы втянутом в ночную «одиссею» по закоулкам так любимого режиссером Нью-Йорка. Успехом у публики пользуется кинолента Цвет денег (1986) – своего рода продолжение фильма Мошенник (1961), в котором Пол Ньюман играл молодого бильярдного шулера. У Скорсезе герой Ньюмана, пожилой и усталый человек, завязавший с бильярдом, становится наставником начинающего игрока, сыгранного Томом Крузом. За эту роль Ньюман получает своего первого «Оскара» (если не считать почетный «Оскар» за вклад в киноиискусство, полученный им годом ранее), что еще раз доказало блестящую работу Скорсезе с актерами.
После успеха Цвета денег Мартин Скорсезе снимает клип на композицию Майкла Джексона Плохой (Bad, 1987) и приступает к постановке сложнейшего и чрезвычайно важного для него как для глубоко верующего католика проекта, экранизации романа Никаса Казантакиса Последнее искушение Христа (1988), вольно трактующего отдельные моменты жизни Иисуса. Как во время съемок, так и после премьеры Скорсезе сталкивается с резким неприятием фильма рядом радикальных христианских организаций, обвиняющих режиссера в ереси. Негодование вызывает как выбор на роль Христа актера Уиллема Дафо, не раз игравшего до этого злодеев, так и положительная трактовка образа Иуды и многое другое, в частности эпизод сошествия с креста. В результате Последнее искушение Христа было выпущено лишь в ограниченный прокат в США и Канаде, а во многих стран было просто запрещено к выпуску на экраны. Тем не менее фильм был высоко оценен критикой, а Скорсезе был представлен к соисканию «Оскара» в номинации «лучший режиссер».
Сняв новеллу для киноленты Нью-Йорские истории (режиссеры двух других новелл: Фрэнсис Форд Коппола и Вуди Аллен), Скорсезе возвращается к героям своих первых кинолент, к гангстерам. В 1990 выходят Хорошие парни – злой, циничный, великолепно поставленный и сыгранный фильм о мафии, намертво вьевшейся в американское общество и воспринимаемой многими просто как сложный, но чрезвычайно успешный бизнес. Отказываясь от примитивного морализаторства и обличения бандитизма, Скорсезе показывает сначала притягательность образа жизни гангстера для молодых людей из бедных кварталов, а затем полный крах и разложение героев, пошедших по преступному пути. Хорошие парни вызывают бурю восторгов со стороны критиков и претендуют на «Оскар» в 6 номинациях, включая «лучший фильм года» и «лучшую режиссуру». Большой успех в кинопрокате имел следующий фильм Скорсезе, триллер Мыс страха (в главной роли – Роберт Де Ниро) – римейк одноименного фильма Джека Ли Томпсона 1961 года с Грегори Пеком и Робертом Митчумом в главных ролях. За завораживающе сыгранную роль маньяка, преследующего семью упрятавшего его за решетку адвоката, Де Ниро выдвигается на «Оскар» (равно как и исполнительница роли второго плана Джульет Льюис), но сам фильм вызвал резкую критику за излишнюю демонстрацию насилия.
Видимо, учтя претензии к показу жестокости в своем творчестве, Скорсезе экранизирует роман Эдит Уортон Век невинности (1993), речь в котором идет о нравах высшего общества Нью-Йорка середины 19-го в., зажатого в тисках предрассудков и лживой морали. Красивый и великолепно сыгранный актерами Дэниелом Дэй-Льюисом, Мишель Пфайффер и Уайноной Райдер фильм, тем не менее, оказался слишком затянутым и прямолинейным и не вызвал того резонанса, которого от него ждали. В аналогичной ситуации оказалась и следующая работа режиссера, гангстерская кинокартина Казино (1995, в главной роли Роберт Де Ниро), в которой не найден правильный баланс между драмой и развлекательным триллером. Кундун (1997) – история жизни тибетского Далай-Ламы, была поставлена с чрезвычайно интересным использованием непрофессиональных актеров и мастерски снята оператором Роджером Дикинсом, но лишена какой-либо связной основной мысли, более-менее увлекательного сюжета и так и не была выпущена в широкий прокат (несмотря на четыре номинации на «Оскар»). «Черная» комедия Вызывая мертвецов (1999) о команде «Скорой помощи» (в главной роли Николас Кейдж) вызвала противоречивые отзывы в прессе, но была не замечена зрителем. Понемногу в Голливуде начали ходить слухи о том, что лучшие годы Мартина Скорсезе остались в прошлом.
Тем не менее, Скорсезе удается получить у босса киностудии «Мирамакс Филмз» Х. Вайнштейна 90 млн. долларов на осуществление проекта, который он задумал еще в 1970-х. В 1999 в павильонах римской киностудии «Чинеччита» начались съемки фильма Банды Нью-Йорка, эпической истории о борьбе преступных группировок в этом городе в 1840-1860-х гг. 19 в. На главные роли приглашены звезда Титаника Леонардо Ди Каприо, Кэмерон Диаз и Дэниэл Дэй-Льюис, с которым Скорсезе работал ранее. К сожалению, работа над фильмом проходила мучительно, назревало столкновение между режиссером, пытающимся сосредоточиться на психологии персонажей, и продюсером Вайнштейном, стремящимся сделать упор на зрелищной стороне происходящего. Кроме того, и так отложенная из-за трудностей на съемках дата премьеры, намеченная наконец на декабрь 2001, была перенесена из-за событий 11 сентября, так как руководство «Мирамакс» сочло (на самом деле, так оно и есть), что нью-йоркцы показаны в фильме в неприглядном свете. В результате премьера фильма Мартина Скорсезе Банды Нью-Йорка состоялась лишь в декабре 2002. Кинокартина (квинтэссенция темы насилия как двигателя американского общества, проходящей через все творчество режиссера) была по-разному принята критикой. Но, тем не менее, это лучший фильм Скорсезе со времен Хороших парней, грандиозный по визуальному воплощению, проникнутый невероятно (для большой голливудской постановки) критическим отношениям к понятию американской демократии. В 2004 фильм Авиатор был признан критиками лучшим фильмом года и получил премию «Золотой глобус».
ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)
Везувий VI (Vesuvius VI, 1959);
Что такая симпатичная девушка как ты делаешь в таком месте, как это? (What's a Nice Girl Like You Doing in a Place Like This?, 1963);
Это не просто только ты, Мюррей! (It's Not Just You, Murray!, 1964);
Конкретная стрижка (The Big Shave, 1967);
Кто стучится в дверь мою? (Who's That Knocking at My Door?, 1968);
Уличные сценки (Street Scenes, 1970);
Берта из товарного вагона (Boxcar Bertha, 1972);
Злые улицы (Mean Streets, 1973);
Алиса здесь больше не живет (Alice Doesn't Live Here Anymore, 1974);
Итало-американец (Italianoamerican, 1974);
Таксист (Taxi Driver, 1976);
Нью-Йорк, Нью-Йорк (New York, New York, 1977);
Американский парень (American Boy, 1978);
Последний вальс (The Last Waltz, 1978);
Бешеный бык (Raging Bull, 1980);
Король комедии (The King of Comedy, 1981, вышел на экраны в 1983);
После работы (After Hours, 1985);
Удивительные истории (Amazing Stories, 1986, ТВ-серии, новелла Зеркальце, зеркальце/ Mirror, Mirror);
Цвет денег (The Color of Money, 1986);
Плохой (Bad, видеоклип, 1987);
Последнее искушение Христа (The Last Temptation of Christ, 1988);
Нью-йоркские истории (New York Stories, 1989, новелла);
Хорошие парни (Goodfellas, 1990);
Сделано в Милане (Made in Milan, 1990);
Мыс страха (Cape Fear, 1991);
Век невинности (The Age of Innocence, 1993);
Казино (Casino, 1995);
Персональное путешествие с Мартином Скорсезе в мир американского кино (A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, 1995);
Кундун (Kundun, 1997);
Воскрешая мертвецов (Bringing Up the Dead, 1999);
Мое путешествие в Италию (My Voyage to Italy, 2001);
Гангстеры Нью-Йорка (Gangs of New York, 2002);
Блюзы (The Blues, ТВ-серии, 2002);
Авиатор (The Aviator, 2004).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»