ЛЮМЕТ, СИДНЕЙ
ЛЮМЕТ, СИДНЕЙ (Lumet, Sidney) (р. 1924), североамериканский режиссер, сценарист, продюсер.
Родился 25 июня 1924 в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, в семье актера и танцовщицы. Играл на театральной сцене с четырех лет. В 1930-х участвовал в некоторых удачных бродвейских постановках. В 1947 возглавил группу актеров, бывших учеников студии Ли Страсберга, недовольных его актерской методикой. В 1950 начал работать постановщиком на телеканале CBS. К середине 1950-х стал одним из самых заметных телережиссеров. В 1957 дебютирует в большом кино постановкой фильма Двенадцать разгневанных мужчин. Действие, снятой в тогда еще развивающемся жанре судебной драмы, кинокартины практически полностью происходит в одной комнате, где собираются для обсуждения и вынесения приговора присяжные. Один из них (Генри Фонда) пытается доказать, что подсудимый невиновен, другой (актер Ли Джей Кобб) требует для него смертной казни. Заслуга Люмета, во-первых, в создании атмосферы столь накаленной, что несмотря на камерность, фильм смотрится на одном дыхании. И во-вторых, в мастерской работе с актерами, от которых режиссер добился создания полноценных, живых, ярких характеров. Двенадцать разгневанных мужчин получили Гран-При кинофестиваля в Берлине «Золотой медведь» и выдвигались на «Оскар» в номинациях лучший фильм, режиссура и адаптированный сценарий. Несмотря на впечатляющий успех кинодебюта, продолжил работать на ТВ, периодически совмещая это занятие с постановкой кинофильмов. Безусловная удача - драма Ростовщик, о еврее, которого мучают воспоминания о концлагере. В центре фильма - мощная актерская работа Рода Стайгера («Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Берлине, номинация на «Оскар»). В 1965 снимает в Великобритании свой, возможно, лучший фильм Холм, притчу о вечном противостоянии личности и системы. Действие происходит во время Второй мировой войны в английском дисбате где-то в африканской пустыне. Самым изматывающим наказанием считается многочасовое (пока наказанный не лишится чувств от усталости и солнца) восхождение на песчаный холм и спуск с него. Между одним заключенным (Шон Коннери) и садистским начальником лагеря назревает конфликт. Операторская работа великолепна, но для создания настоящего драматического накала Люмет использует в первую очередь актеров, добиваясь от Коннери одной из лучших ролей его карьеры. Сотрудничество с Коннери Люмет продолжил в детективе Пленки Андерсона.
В 1970-е он неожиданно становится одним из ведущих постановщиков США благодаря серии кинокартин, отразивших социальные и культурные перемены в стране. В Серпико речь идет о честном полицейском (чья борода и длинные волосы напоминают скорее хиппи, чем копа) безуспешно пытающемся противостоять своим коррумпированным коллегам. И, как всегда у Люмета, основное достоинство фильма - блестящая актерская работа, на этот раз - Аль Пачино. Кассовый успех фильма и успех у критики вызван все же другим, история о коррупции идеально попала в струю настроений американского общества того времени, утратившего веру в госаппарат. Экранизация романа Агаты Кристи Убийство в Восточном экспрессе сделана на волне популярности ретро-жанра (Крестный отец, Китайский квартал). Роскошный визуальный ряд и созвездие знаменитых актеров (которые не просто позируют, а создают запоминающиеся образы) во главе с сыгравшим Эркюля Пуаро Альбертом Финни, безукоризненно управляемые Люметом, позволили создать классический образец кинодетектива. В следующем же году - новый успех, криминальная драма Собачий полдень. В совершенно отличной от Убийства в Восточном экспрессе стилистике он воссоздает реальные события попытки ограбления банка, сделанной гомосексуалистом, чтобы добыть деньги на операцию по изменению пола для его партнера. Своей наивысшей точки популярности достигает в сатире на нравы телевидения и масс-медиа в целом Телесеть. В поставленном по сценарию известного драматурга Пэдди Чаевски фильме рассказывается о телеведущем, сходящем с ума и благодаря этому ставшем чрезвычайно популярным у зрителей. Как и другие социальные работы Люмета, Телесеть давно утратила актуальность. Но то, что не подвластно времени - это игра замечательного актерского ансамбля, трое участников которого (Питер Финч за главную мужскую роль, посмертно, Фэй Данауэй за главную женскую роль и Беатрис Страйт за женскую роль второго плана) были удостоены «Оскаров», а актер Нед Битти, был выдвинут на эту премию в категории роль второго плана за участие во всего лишь одной сцене фильма, ни разу не появляясь на экране крупным планом.
Телесеть завершила цикл осыпанных восторгами прессы и имевших большой успех у зрителей социальных фильмов Люмета. Несколько дальнейших его работ (Эквус, Волшебник, Принц города) были встречены достаточно прохладно. В 1982 он возвращается к жанру судебной драмы и снимает один из своих лучших фильмов, Вердикт. Спивающийся адвокат (Пол Ньюман) берется за вроде бы «мертвое» дело, иск против могущественного концерна. Сдержанная, точная режиссура Люмета, как всегда, безупречные актеры, умный сценарий - залог успеха этой впечатляющей психологической драмы, выдвинутой на «Оскар» за лучший фильм, режиссуру, адаптированный сценарий, главную (Ньюман) и второстепенную (Джеймс Мэйсон) мужские роли. Вердикт стал последним действительно удачным фильмом режиссера. Все его последующие работы в лучшем случае отличались первоклассной игрой актеров (Джейн Фонда - На следующее утро, Ривер Феникс - Убегая ни с чем, оба выдвигались на «Оскар») в худшем являлись весьма и весьма посредственными образцами детективного жанра. Низшей точки своей карьеры Люмет достиг в римейке фильма Джона Кассаветеса Глория, одну из своих худших ролей в котором сыграла Шарон Стоун. В конце 2004 на экраны вышла новая работа режиссера - Легкая победа, с участием актрисы Холли Бэрри.
Умер Люмет 9 апреля 2011 в Нью-Йорке.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)
Студия Один (Studio One, ТВ-серии, 1948); Опасность (Danger, 1950); Ты здесь (You Are There, ТВ-серии, 1953); Стальной час Соединенных Штатов (The United States Steel Hour, ТВ-серии, эпизоды Инцидент в аллее и Самый злобный человек на Земле, 1953); Лучшее на Бродвее (The Best of Broadway, ТВ-серии, эпизоды Филадельфийская история, Шоу кончилось и Дверь на сцену,1954); Час Элгина (The Elgin Hour, ТВ-серии, эпизод Уличная преступность, 1954); Час Элкоа (The Alcoa Hour, ТВ-серии, эпизод Человек под огнем, 1955); Двенадцать разгневанных мужчин (12 Angry Men, 1957); Мистер Бродвей (Mr. Broadway, ТВ, 1957); Инцидент на сцене (Stage Struck, 1958); Вся королевская рать (All the King's Men, ТВ, 1958); Этот сорт женщин (That Kind of Woman, 1959); Тип беглеца (The Fugitive Kind, 1959); История Сакко-Ванцетти (The Sacco-Vanzetti Story, ТВ, 1960); Комета Айсмена (The Iceman Cometh, ТВ, 1960); Расемон (Rashomon, ТВ, 1960); Вид с моста (A View From the Bridge, 1961); Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1962); Ростовщик (The Pawnbroker, 1964); Лифт (Fail-Safe, 1964); Холм (The Hill, 1965); Группа (The Group, 1966); Смертоносная интрижка (The Deadly Affair, 1966); Прощай, храбрец (Bye Bye Braverman, 1968); Морская чайка (The Sea Gull, 1968); Назначение (The Appointment, 1969); Последний из горячих голов на ногах (Last of the Mobile Hot Shots, 1970); Король: Заснятая запись?Монгомери в Мемфис (King: A Filmed Record?Montgomery to Memphis, 1970); Пленки Андерсона (The Anderson Tapes, 1971); Детская игра (Child's Play, 1972); Оскорбление (The Offence, 1973); Серпико (Serpico, 1973); Влюбившись в Молли (Lovin' Molly, 1974); Убийство в Восточном Экспрессе (Murder on the Orient Express, 1974); Собачий полдень (Dog Day Afternoon, 1975); Телесеть (Network, 1976); Эквус (Equus, 1977); Волшебник (The Wiz, 1978); Просто скажи мне что ты хочешь (Just Tell Me What You Want, 1980); Принц города (Prince of the City, 1981); Ловушка (Deathtrap, 1982); Вердикт (The Verdict, 1982); Дэниел (Daniel, 1983); Гарбо говорит (Garbo Talks, 1984); Власть (Power, 1986); На следующее утро (The Morning After, 1986); Убегая ни с чем (Running on Empty, 1988); Семейное дельце (Family Business, 1989); Вопросы и ответы (Q & A, 1990); Чужой среди нас (A Stranger Among Us, 1992); Виновен? (Guilty As Sin, 1993); Ночь опустилась на Манхэттан (Night Falls on Manhattan, 1997); Критическое состояние (Critical Care, 1997); Глория (Gloria, 1999); Прекрасная миссис Сейденманн (The Beautiful Mrs. Seidenmann, 2000); (100 Centre Street, ТВ-серии, 2001); В поисках стриптиза (Strip Search, 2004); Легкая победа (The Set-Up, 2004); Признайте меня виновным (Find Me Guilty, 2006); Игры дьявола (Before the Devil Knows You're Dead, 2007).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»