ПОЛЛАК, СИДНЕЙ
ПОЛЛАК, СИДНЕЙ (Pollack, Sydney) (р. 1934), кинорежиссер, продюсер, США.
Родился 1 июля 1934 в Лафайете, штат Индиана, США. Обучался в театральной актерской школе в Нью-Йорке. Играл на бродвейской сцене. С конца 1950-х работал на телевидении постановщиком сериалов.
Из ранних киноработ выделяется вестерн Охотники за скальпами, с Бертом Ланкастером в главной роли, хотя каких-то признаков сильной режиссерской индивидуальности он не проявил. Внимание публики и критики к себе привлек драмой Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? В центре сюжета – феномен танцевальных марафонов, существовавший в США в 1930-е во время Великой Депрессии, когда готовые на все ради куска хлеба люди танцевали на потеху зрителям днями и ночами напролет. Поллак поставил фильм уверенно, без излишней сентиментальности, продемонстрировав безусловный профессионализм как режиссер и главное (что будет самой яркой чертой его творчества) – мастерскую работу с актерами. Поллак тонко чувствует малейшие особенности игры каждого исполнителя и безошибочно помогает ему как можно полнее и точнее раскрыть характер. Собственно, своим успехом фильм и обязан тому, что умело направляемые режиссером актеры Джейн Фонда, Крис Сарандон и Гиг Янг (премия «Оскар» за роль второго плана) создали очень убедительные персонажи. Хотя картина лишена особых визуальных или смысловых достоинств. Она выдвигается на «Оскар» в номинациях «лучший фильм года» и «лучшая режиссура».
Еще большей популярностью у зрителей пользуется вестерн Иеремия Джонсон, история легендарного пионера Дикого Запада. В фильме снялся Роберт Редфорд. В его лице Поллак нашел идеального героя для своих фильмов. В общем итоге Поллак и Редфорд (который впоследствии сам станет умным и тонким режиссером и получит «Оскар» за постановку кинокартины Обыкновенные люди) сделают вместе еще шесть кинолент. Причем следующую годом позже Иеремии – в 1973 романтическая ретро-мелодрама Какими мы были становится одним из лидеров кинопроката. Немалую роль в успехе сыграло обаяние звездной пары Роберт Редфорд – Барбра Стрейзанд. Режиссер умело направлял артистов в нужное русло. В 1975 Поллак неожиданно начинает работать в жанре триллера и снимает сразу два, причем оба удачных – Якудза и Три дня Кондора. Якудза – умелый и оригинальный гибрид детектива и модного в то время жанра восточных единоборств (родоначальник жанра Брюс Ли скончался всего двумя годами ранее). Гораздо больший резонанс вызывает, однако, второй триллер Поллака – Три дня Кондора, чрезвычайно точно попавший в настроение тогдашних американцев. Уотергейтский скандал (обнаруженные фальсификации на президентских выборах) породил в народе чувство паранойи, того, что за каждым человеком ведется незримая слежка, что гражданин – лишь пешка в руках власти. Голливуд откликнулся на эти настроения немедленно. Кондор не добился той силы воздействия, которой обладал другой фильм на тему паранойи – Разговор Френсиса Форда Копполы (1974) – но как триллер работал безукоризненно. Роберт Редфорд играет репортера, обнаружившего, что все сотрудники его редакции убиты. За ним самим начинается охота. Оказывается, что редакционный материал был крайне неугоден каким-то таинственным силам. Из ансамбля актеров, как всегда, блестящего в кинокартинах Поллака, выделяется Макс Фон Зюдов в роли убийцы со своим кодексом чести.
Бобби Дирфилд (по роману Эриха Марии Ремарка Жизнь взаймы) провалился в прокате и подвергся разгрому критики. Следующий фильм, мелодрама Электрический наездник (в главных ролях Роберт Редфорд и Джейн Фонда), стал хитом кинопроката 1979. Несмотря на сентиментальный сюжет, в киноленте, как и прежде в Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?, прослеживается мысль о моральной бесправности человека в буржуазном обществе. В 1981 Поллак снял судебную драму Без злого умысла с Полом Ньюманом в главной роли, пользующуюся успехом. Но настоящий, грандиозный триумф ждет Сидни Поллака в следующем году.
Сценарий о безработном актере, чтобы получить роль, решающему переодеться женщиной, попал в руки суперзвезды Голливуда Дастина Хоффмана в 1980, сразу же после получения им «Оскара» за Крамер против Крамера. Он долго искал режиссера, который смог бы помочь ему сыграть эту роль на все сто процентов и наконец предложил постановку Поллаку. И не прогадал. Обычно сам очень дотошный в подходе к роли Хоффман попал еще и под контроль прекрасно знающего, как работать с актерами режиссера. Что же, назвать просто удачей или суперхитом Тутси (1982) – не сказать ничего. По популярности среди американских комедий всех времен фильм уступает разве что киноленте В джазе только девушки. В фильме нет практически ни одной фальшивой ноты, он безумно смешной и раскованный, но в то же время умный, тонкий и деликатный. Работа Хоффмана в этом фильме – одна из лучших в его яркой карьере. После 1982 в Голливуде комедии такого масштаба, пожалуй, пока не сняли. За Тутси Поллак во второй раз выдвигается на «Оскар», но не получает. Обладателем золотой статуэтки он станет только через три года.
В 1985 снимает Из Африки, эпическое повествование о судьбе писательницы начала 20 в. Карен Бликсен, основанное на ее мемуарах (под именем Исак Динесен). Кинокартина получает семь премий «Оскар» – за звук, работу художника, оператора, композитора, адаптированный сценарий, режиссуру и лучший фильм года. Удивительно, но самый осыпанный наградами фильм в карьере режиссера – далеко не самый лучший. Из Африки затянут, лишен по настоящему драматического конфликта. Особенно запоминаются африканские пейзажи и, конечно же, прекрасные актеры – Мерил Стрип, Роберт Редфорд и Клаус-Мария Брандауэр. Но, возможно, фильм просто не прошел проверку временем.
Возвращается к съемке только через пять лет. Поставленная с грандиозным бюджетом в 55 миллионов долларов с Робертом Редфордом в главной роли Гавана – вариация на тему великой Касабланки (1942), истории о любви на фоне катаклизма. Если в Касабланке дело происходило в одноименном городе на североафриканском побережье во время Второй Мировой войны, то здесь действие разворачивается в Гаване 1959, когда режим Батисты вот-вот падет под натиском партизан Фиделя Кастро. Фильм терпит сокрушительный провал. На него не идут зрители, его громят в прессе. В этом, скорее всего, виноват сценарий – скучный, нелепый, анемичный и практически лишенный драматической развязки. Отказавшись от излишних амбиций, Поллак берется за откровенно коммерческий проект – экранизацию бестселлера Джона Гришема Фирма. Мастерство режиссера и имя снявшегося в главной роли Тома Круза сделали свое дело – фильм собрал огромные деньги, но вряд ли можно говорить о художественных достоинствах. Хотя актерский ансамбль, как и положено у Поллака, просто восхищает.
В 1990 Поллак продюсирует детектив с Харрисоном Фордом в главной роли Презумпция невиновности. После Фирмы он снимает Форда сразу в двух фильмах – Сабрине (1995) и Паутине зла (1999), которые стали «черными пятнами» в творчестве и актера, и режиссера. Форд идеален в ролях, предлагающих ему жесткий конфликт, резкие драматические ходы. В этих двух фильмах он был вынужден просто реагировать на происходящее, роли не дают ему большего. Сами фильмы невероятно затянуты и лишены остроумия, присущего лучшим работам Поллака. Видимо, чувствуя, что последние годы – не лучшее время для постановок, он сосредоточился на продюсерстве и весьма преуспел в этом. Среди спродюсированных им фильмов – осуществленная тайваньским постановщиком Энгом Ли экранизация романа Джейн Остин Разум и чувство (1995, номинация на «Оскар» за лучший фильм года) и две кинокартины английского режиссера Энтони Мингеллы Талантливый мистер Рипли (1999, по роману Патриции Хейсмит) и Холодная гора (2003). Кроме того, Поллак снимается на вторых ролях и в эпизодах фильмов знаменитых режиссеров – Роберта Олтмана (Игрок, 1992), Роберта Земекиса (Смерть ей к лицу, 1992), Вуди Аллена (Мужья и жены, 1992), Стенли Кубрика (С широко закрытыми глазами, 1999) и Фрэнка Дарабонта (Маджестик, 2001).
ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)
Альфред Хичкок представляет (Alfred Hitchcock Presents, 1955, телесерии), Защитники (The Defenders, 1961, телесерии), Билл Кэйси (Bill Casey, 1961), телесерии – Крупные неприятности с Чарли /The Big Trouble with Charlie, Глобальный акт милосердия. Часть 1/A Cardinal Act of Mercy: Part 1, Глобальный акт милосердия. Часть 2/ A Cardinal Act of Mercy: Part 2, А за это спасибо. Часть 1/ For This Relief, Much Thanks: Part 1, Для божьей коровки…/For the Ladybug... , Дюжина роз/One Dozen Roses, Я буду рано утром/I'll Be Alright in the Morning, Памятник старому охотнику/ Monument to an Aged Hunter, Ночь, когда ничего не происходит/ The Night That Nothing Happened, Прячьте маленьких детей, когда заметите злодея/ Suffer the Little Children, When You See an Evil Man), Час Альфреда Хичкока (The Alfred Hitchcock Hour, 1962, телесерии), Беглец (The Fugitive, 1963, телесерии), Боб Хоуп представляет: Театр Крайслера (Bob Hope Presents the Chrysler Theater, 1963, телесерии), Тонкая угроза (The Slender Thread, 1965), Эта собственность обречена (This Property is Condemned, 1966), Охотники за скальпами (The Scalphunters, 1968), Пловец (The Swimmer, 1968), Страж замка (Castle Keep, 1969), Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? (They Shoot Horses, Don't They?, 1969), Иеремия Джонсон (Jeremiah Johnson, 1972), Какими мы были (The Way We Were, 1973), Якудза (Yacuza, 1975), Три дня Кондора (Three Days of the Condor, 1975), Бобби Дирфилд (Bobbie Deerfield, 1977), Электрический наездник (The Electric Horseman, 1979), Без злого умысла (Absence of Malice, 1981), Тутси (Tootsie, 1982), Из Африки (Out of Africa, 1985), Гавана (Havana, 1990), Фирма (The Firm, 1993), Сабрина (Sabrina, 1995), Паутина лжи (Random Hearts, 1999), Интерпретер (Interpreter, 2005).
Михаил Водопьянов
William Robert Taylor. Sydney Pollack. Twayne Pub; 1981
Michèle Leon. Sydney Pollack. Pygmalion; 1991
Janet L. Meyer. Sydney Pollack: A Critical Filmography. McFarland & Company; 1998
Susan Dworkin. Making Tootsie: A Film Study with Dustin Hoffman and Sydney Pollack, 20th Anniversary Edition (Newmarket Insider Filmbook). Newmarket Press; 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»