ХИЧКОК, АЛЬФРЕД
ХИЧКОК, АЛЬФРЕД (Hitchcock, Alfred) (1899–1980), англо-американский режиссер, продюсер.
Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 в районе Лейтонстоун (Лондон) в семье садовника Уильяма Хичкока и его супруги Эммы. Детство Альфреда прошло в школе Святого Игнатия, под наблюдением монахов-иезуитов. Жестокие методы воспитания, практикуемые иезуитами и внушаемая ими ханжеская мораль отразились как на последующей жизни Хичкока, так и на его творчестве. В 16 лет устроился на работу на телеграфе. В 1920, узнав, что в Лондоне открылась киностудия «Ласки», устроился туда художником титров. Спустя два года, когда заболел режиссер фильма Всегда рассказывай обо всем своей жене, Хичкоку было предложено закончить киноленту. Продюсеры оценили эту работу и предложили молодому человеку постановку фильма Номер 13. Однако до завершения съемок лондонское отделение этой киностудии прекратило свое существование. Хичкоку, тем не менее, не пришлось долго оставаться без работы, его принял продюсер Майкл Бэлкон на должность помощника режиссера в компанию, известную позже как «Гейнсборо пикчерз». В действительности Хичкок выполнял работу и сценариста, и художника титров, и художника-постановщика. Приняв участие в нескольких постановках этой студии, Хичкок получает предложение постановки англо-германского проекта Сад наслаждений (1925), работу над которым можно назвать началом его режиссерской карьеры.
Большой популярностью у зрителей пользуется фильм Хичкока Жилец (1926), снятый в детективном жанре. Спустя три года режиссер снимает первый английский звуковой фильм Шантаж. Спустя еще год кинокартину Убийство!, в которой уже достаточно ощутимо использован т.н. прием «саспенс», т.е. нагнетание напряжения, предчуствия еще не произошедшего драматического события. Прием практически доводится до совершенства в сцене покушения в опере в его фильме Человек, который слишком много знал (1934).
Классическими считаются некоторые последние фильмы, снятые Хичкоком на родине в Великобритании: 39 шагов (1935) и Леди исчезает (1938). В 1939 режиссер получает предложение от легендарного голливудского продюсера Дэвида Селзника (Унесенные ветром) поработать в Голливуде. Последний английский фильм Хичкока Таверна Ямайка оказывается неудачным и режиссер решает переехать в США. Первый же голливудский проект, романтическая история с уклоном в жанр готических ужасов Ребекка, входит в пятерку самых кассовых кинолент проката США 1940 и получает премию «Оскар» как лучший фильм года. Статуэтка за лучшую режиссуру достается, правда, не Хичкоку, а Джону Форду за этапную для кинематографа экранизацию романа Джона Стейнбека Гроздья гнева.
Закрепив за собой статус одного из ведущих режиссеров Голливуда, в годы Второй Мировой Войны Хичкок выпускает одну за другой мастерски сделанные кинокартины, выполненные в жанре детектива. Из них стоит выделить историю о подозревающей мужа жене (Подозрение, 1941), историю о душителе (Тень сомнения, (1943) и историю о горстке людях, оказавшихся на лодке посреди окена (Спасательная шлюпка, 1944, выдвижение на «Оскар» в номиниции лучший режиссер). В 1945 выходит один из самых знаменитых фильмов режиссера, Завороженный, в котором Хичкок отдает должное модной тогда теме сюрреализма. Для создания декораций в эпизоде сна привлекается Сальвадор Дали. Роль психиатра играет великий русский актер-эмигрант Михаил Чехов. Завороженный выдвигается на «Оскар» как лучший фильм года, но получает приз только за лучшую музыку. На следующий год – новый успех, романтический детектив о шпионах Дурная слава, в котором Хичкок во второй раз после Завороженного работает с актрисой Ингрид Бергман и во второй же раз (после Подозрения) – с актером Кэри Грантом. Оба они – легенды кино. Хичкок вообще предпочитал работать со звездами, хотя считал, что актер второстепенен по отношению к сценарию или монтажу и именно ему приписывается фраза: «Разве я говорил, что актеры – скот? Нет, я просто говорил, что с ними надо обращаться, как со скотом».
Конец 1940-х – не слишком удачный период в творчестве Хичкока. Ему удается выйти на заданный самим собой высочайший уровень мастера в 1951, с кинокартиной Незнакомцы в поезде. Спустя три года одним из лидеров кинопроката становится детектив Окно во двор, в котором на протяжении повествования камера не покидает комнаты, где находится привязанный к кровати герой со сломанной ногой. Новаторский фильм приносит режиссеру очередную номинацию на «Оскар», и снова статуэтка достается другому. Затем следуют довольно проходные для режиссера такого масштаба комедия Неприяности с Гарри (1955) и римейк Человек, который слишком много знал (1956). В 1956 Хичкок снимает драму Не тот человек, о несправедливо осужденном, в которой проявлется его синдром чувства вины, вызванный пребыванием в детстве в школе иезуитов. В 1958 появляется Головокружение, кинокартина, осмеянная в момент выхода на экраны, а впоследствии по праву считающаяся одной из вершин кинематографа и одной из лучших ролей (приз на кинофестивале в Сан-Себастьяне) великого актера Джеймса Стюарта. На следующий год выходит еще один из шедевров Хичкока – шпионская комедия К Северу через Северо-Запад (в главной роли Кэри Грант), оказавшая огромное влияние на кинематограф в целом и на сериал об агенте 007 Джеймсе Бонде в частности.
Говоря о влиянии на кинематограф, главной кинокартиной Хичкока является, безусловно, Психоз (1960). Начиная фильм с истории секретарши, крадущей деньги клиента своего босса, Хичкок на сороковой минуте действия, неожиданно убивая ее, превращает фильм в рассказ о маньяке с раздвоенной психикой. Сцена в душе считается самой леденящей сценой в кино, а сам Психоз стал прародителем большинства фильмов ужасов, снятых после него. В своем следующем фильме, экранизации романа Дафны Дюморье Птицы режиссер отказывается от музыки, заменив ее обработанным композитором Бернардом Херрманном клекотом неизвестно почему ставших агрессивными по отношению к человеку пернатых. Птицы вошли в десятку лидеров кинопроката США и Канады 1963 и были представлены к номинации на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Птицы стали последним значительным фильмом выдающегося режиссера. Его последующие работы – профессионально сделанные образцы жанрового кино (Марни, 1964, Разорванный занавес, 1966, Топаз, 1969, Исступление, 1972), оставшиеся в своем времени и в целом не оказавшие особого влияния на кинематограф. Хотя вряд ли в истории кино есть другой режиссер, цитаты из фильмов которого так часто используются другими режиссерами. Белокурые актрисы, которых режиссер обожал использовать в своих фильмах, получили нарицательное прозвище «хичкоковские блондинки». А напряженные детективы Хичкока дали рождение целому жанру «триллер» (термин впервые использован в 1960-х), пользующемуся широкой популярностью в кино. В 1967 Альфред Хичкок был удостоен почетного «Оскара», «мемориального приза имени Ирвина Тальберга». «Оскар» за режиссуру ему так никогда и не был вручен.
Умер Хичкок 28 апреля 1980.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Номер 13 (Number 13, 1922, незакончен),
Всегда рассказывай обо всем своей жене (Always Tell Your Wife, 1923),
Сад наслаждений (The Pleasure Garden, 1925),
Горный орел (The Mountain Eagle, 1926),
Жилец (The Lodge, 1927),
Звонок (The Ring, 1927),
Даунхилл (Dawnhill, 1927),
Легкий поворот (Easy Virtue, 1927),
Жена фермера (The Farmer's Wife, 1928),
Шампанское (Champagne, 1928),
Шантаж (Blackmail, 1929),
Мэнксмэн (The Manxman, 1929),
Убийство! (Murder!, 1930),
Мэри (Mary, 1930),
Юнона и павлин (Juno and the Paycock, 1930),
Зов Элстре (Elstree Calling, 1930, несколько скетчей),
Интрижка с последствием (An Elastic Affair, 1930),
Поигрывание кожей (The Skin Game, 1931),
Богатый и странный (Rich and Strange, 1932),
Номер семнадцать (Number Seventeen, 1932),
Венские вальсы (Waltzes from Vienna, 1933),
Человек, который слишком много знал (The Man Who Knew Too Much, 1934),
39 шагов (The 39 Steps, 1935),
Секретный агент (Secret Agent, 1936),
Саботаж (Sabotage, 1936),
Молодой и невинный (Young and Innocent, 1937),
Леди исчезает (The Lady Vanishes, 1938),
Таверна Ямайка (Jamaica Inn, 1939),
Ребекка (Rebecca, 1940),
Иностранный корреспондент (Foreign Correspondent, 1940),
Дом на берегу залива (The House Across the Bay, 1940, не заявлен в титрах),
Мистер и миссис Смит (Mr. & Mrs. Smith, 1941),
Подозрение (Suspicion, 1941),
Саботажник (Saboteur, 1942),
Тень сомнения (Shadow of a Doubt, 1943),
Спасательная шлюпка (Lifeboat, 1944),
Бон вояж (Bon Voyage, 1944),
Приключение мальгаче (Adventure malgache, 1944),
Башенные часы на завтра (Watchtower Over Tomorrow, 1945, не заявлен в титрах),
Завороженный (Spellbound, 1945),
Дурная слава (Notorious, 1946),
Дело Парадайна (The Paradine Case, 1947),
Веревка (Rope, 1948),
Под знаком Козерога (Under Capricorn, 1949),
Боязнь сцены (Srage Fright, 1950),
Незнакомцы в поезде (Strangers on a Train, 1951),
Я сознаюсь (I Confess, 1953),
В случае убийства набирайте «М» (Dial «M» for Murder, 1954),
Окно во двор (Rear Window, 1954),
Поймать вора (To Catch A Thief, 1955),
Альфред Хичкок представляет (ТВ, Alfred Hitchcock Presents, 1955),
Неприятности с Гарри (The Trouble With Harry, 1955),
Человек, который слишком много знал (The Man Who Knew Too Much, римейк, 1956),
Не тот человек (The Wrong Man, 1956),
Подозрение (ТВ, Suspicion, эпизод Четыре часа / 4 O'Clock, 1957),
Головокружение (Vertigo, 1958),
К Северу к Северо-Запад (North by Northwest, 1959),
Время звезд (ТВ, Startime, эпизод Инцидент в углу / Incident at a Corner, 1959),
Психоз (Psycho, 1960),
Час Альфреда Хичкока (ТВ, The Alfred Hitchcock Hour, эпизод Я все видел / I Saw the Whole Thing, 1962),
Птицы (The Birds, 1963),
Марни (Marnie, 1964),
Разорванный занавес (Torn Curtain, 1966),
Топаз (Topaz, 1969),
Исступление (Frenzy, 1972),
Семейный заговор (Family Plot, 1976).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»