ТЕАТР СОВРЕМЕННИК
ТЕАТР «СОВРЕМЕННИК», московский драматический театр, организованный в 1956 как Студия молодых актеров, в основном выпускников Школы-студии МХАТ, под руководством О.Ефремова. Театр, созданный силами энтузиастов поколения «оттепели» на коллективной студийной основе, сумел глубоко и эмоционально выразить надежды своего поколения, стать символом духовного обновления.
Рождение театра и его задачи.
Одной из важнейших задач юного театрального коллектива была борьба со сложившимися сценическими канонами официального искусства 1930–1950-х. «Равнение на МХАТ» породило расцвет сценических штампов, ходульных приемов, «лобовых» идейных решений. Со всеми этими явлениями новый коллектив был не согласен. Но его протест носил позитивный характер. Отжившим мертвым схемам бесконфликтного театрального зрелища «Современник» противопоставил свой тип спектакля, во многом возвращаясь к театральным открытиям МХТ первого десятилетия, а также его Первой Студии, в которых главным критерием были верность жизненной правде и постижение «жизни человеческого духа» во всей ее глубине и психологической точности. Эти установки для главного режиссера театра Олега Ефремова были важнейшим условием развития «Современника». «Чайкой» молодого театра (символ МХТ) стала пьеса современного автора В.Розова Вечно живые, осуществленная выпускниками Школы-студии в 1956 в свободное от работы и занятий время. Спектакль взволновал необыкновенной искренностью и достоверностью интонации. Вместе с тем пьеса Розова, повествующая о разных человеческих судьбах во время войны, отличалась и серьезным идейным звучанием. Создателям спектакля удалось органически соединить «психологическую камерность с публицистическим, масштабным пафосом», писал критик того времени.
Руководитель нового театра утверждал: «Наш коллектив объединяет творческая школа Художественного театра». И основу школы Ефремов видел в системе Станиславского. Он подчеркивал идею преемственности поколений, заложенную в основе молодого театра. Однако старое поколение МХАТ обвиняло новую Студию во многом, прежде всего в т.н. «бормотальном» или «шептальном» реализме. Действительно, вскоре вслед за «Современником», принцип предельной достоверности стал расхожим приемом. Но для самих создателей коллектива нахождение верной жизненной интонации, слитности актера с образом было важным этапом развития. Человек, как личность, духовная единица, но рассмотренная в строгом социальном контексте, в единстве с позитивной мужественной гражданской мыслью – вот что интересовало театр в начале своего пути. И необычный «социальный» герой в исполнении О.Ефремова, сочетающий человечность русского интеллигента с негромким пафосом истинной гражданственности, не случайно определял атмосферу многих спектаклей.
Репертуар и актеры театра.
Репертуарный костяк «Современника» до середины 1960-х составляла современная пьеса. Его исполнители именно на современном материале добивались предельной психологической и социальной конкретности поведения актеров на сцене, создания портрета своего поколения, как автобиографического полнокровного живого образа. Также на сцене театра поставлены пьесы с заостренной идейной проблематикой: Два цвета А.Зака и И.Кузнецова (1962), Без креста по В.Ф.Тендрякову (1963), Старшая сестра А.Володина (1959),Четвертый К.Симонова (1961), В день свадьбы В.Розова (1964), Назначение А.Володина.(1963).
«Современник» с самого начала заявил о себе, как театр прежде всего, актерский, в котором режиссерское решение связано с индивидуальностью актера и углубленной работы с ним. Поэтому у театра всегда был прекрасный актерский состав, а для актеров – разнообразие ролей и большая разноплановая работа. Основу коллектива составляли опытные сложившиеся актеры, как Е.Евстигнеев, художник большого творческого диапазона (Глухарь – Два цвета, Король – Голый король, Куропеев и Муровеев – Назначение, Усов – Традиционный сбор); так и молодые: О.Табаков, создавший образ юного бунтаря, ниспровергателя мещанских устоев, а также сыгравший острокомедийные роли, требующие безграничной эксцентрики перевоплощения (Дирижер и Повар в Голом короле, Продавщица Клава в Всегда в продаже). Гражданственная линия театра была отображена в работах Л.Толмачевой (Ирина – Вечно живые, Тамара – Пять вечеров, Надя – Старшая сестра, Агния – Без креста). Сочную колоритную характерность, на грани зловещего гротеска, привносила Г.Волчек (Нюрка-хлеборезка – Вечно живые, Галчиха – Без креста). Лирическое начало несла в себе искренняя игра молодого И.Кваши (Володя – Вечно живые, Шура Горелов – Два цвета), который вскоре освоил и яркие сатирические краски (Первый министр – Голый король). Интеллектуальность и стиль несла в себе игра М.Козакова, особую человечность – работы Н.Дорошиной.
Сатира, эксцентрика, классика.
Важным этапом в истории Современника были постановки остросатирических современных комедий: Голый король (1960) и Всегда в продаже (1965), в которых Е.Евстигнеев, И.Кваша, О.Табаков пришли к заостренной театральности рисунка, и через нее – к общественной актуальности тематики. Впервые раскованная, эксцентричная, яркая, празднично-театральная игра стала достоянием сцены «Современника», показав богатые возможности его актеров. Живой контакт с залом здесь был открыт, а т.н. «четвертая стена», свойственная раннему периоду театра, преодолена.
Другим переломным моментом для театра стала первая постановка классики, Обыкновенной истории по роману И.Гончарова (режиссер Г.Волчек, О.Ефремов, 1966). История превращения искреннего, восторженного, романтичного Александра Адуева (О.Табакова) под цинично-холодным влиянием Дядюшки (М.Козакова) в бесчувственный бюрократический механизм, повествовала не только о героях Гончарова. В ней отчетливо видна смена поколений, несущая в себе смену идеалов и представлений. Спектакль со всей очевидностью отразил крушение гуманистических надежд шестидесятников. Театр продолжал писать портрет своего поколения, на котором «розовский мальчик», столкнувшись с жестокой реальностью, до неузнаваемости преображался, становясь бюрократом. Но автобиографическому портрету была свойственна живая насмешка умного и тонкого художника. По иронической мысли, отражающей духовную пустоту и тоскливый комизм безвременья, постановку по Гончарову продолжила инсценировка М.Е.Салтыкова-Щедрина Балалайкин и Ко, поставленная Г.А.Товстоноговым в 1973.
Событийной для своего времени стала постановка трилогии, посвященной 50-летию Октябрьской революции – Декабристы Л.Зорина, Народовольцы А.Свободина, Большевики М.Шатрова (1967). Обращение театра к масштабной исторической тематике происходило на излете веры в идеалы революции, в подвиги ее вождей и героев. Гражданский энтузиазм постепенно уходил в прошлое. Однако трилогия врезалась в память рядом великолепных, исторически точных актерских работ, прежде всего О.Ефремова (Николай I) и Е.Евстигнеева (Луначарский).
Новые вехи современника.
С уходом О.Ефремова во МХАТ в 1973 «Современник» возглавила Г.Волчек. В репертуаре театра появляются новые имена, как А.Вампилов, с большим успехом продолжала идти классика. Спектакль На дне М.Горького, поставленный Волчек в 1968 поражал актерскими достижениями (роль Сатина в исполнении Е.Евстигнеева, Луки – И.Кваши). Вслед за чеховской Чайкой, поставленной в 1970 О.Ефремовым, как современно резкий спектакль, Волчек по-своему поставила в духе трезвого пессимизма и безнадежности, не исключающих чеховского юмора, Вишневый сад (1976) и Три сестры (1982). Эти спектакли были возобновлены и сыграны в новом составе в 1997 и 2001, с большим успехом показаны на гастролях театра в Америке, Европе, Израиле. В 1974–1975 поставлены спектакли-размышления на военную тему: Эшелон М.Рощина и Из записок Лопатина К.Симонова (в главных ролях – В.Гафт, М.Неелова, реж. И.Райхельгауз). Из современных отечественных авторов в 1970-е в «Современнике» ставились пьесы М.Шатрова (Погода на завтра), А.Гельмана (Обратная связь, Наедине со всеми), пьесы М.Рощина (Валентин и Валентина, Спешите делать добро), Фантазии Фарятьева А.Соколовой и др. Вскоре их сменила мрачная драматургия «новой волны» рубежа 1970–1980-х (Л.Петрушевская Квартира Коломбины, 1986; А.Галин Звезды на утреннем небе, 1988; Аномалия, 1997; Аккомпаниатор, 1998 и др.). Отражая эту разноречивость тенденций времени, «Современник» продолжал быть современным. Во второй половине 1980-х, когда надежды общества были связаны с его политической перестройкой, театр вновь обратился к острейшей гражданской теме – жертвы репрессий. Так появился поставленный Волчек в 1989 спектакль Крутой маршрут (по книге Е.Гинзбург). Обращение к этой теме не было для театра случайным, еще в 1973 Волчек поставила Восхождение на Фудзияму по Ч.Айтматову. В конце 1980-х Крутой маршрут стал знаковым спектаклем времени.
В 1990-е на сцене «Современника» шли сценически эффектные, эпатажные произведения Н.Коляды, отражающие трагикомизм действительности (Мы едем, едем, едем, 1996; Мерилин Мурло, 1990; Уйди, уйди, 2000). Ставится и вечная классика (Виндзорские проказницы У.Шекспира, 1995; Пигмалион Б.Шоу, 1994; Играем Шиллера (Мария Стюарт Ф.Шиллера); Три товарища по Э.М.Ремарку, 2000). В разные годы в театре работали режиссеры: с 1971 по 1986 – В.Фокин, а также И.Райхельгауз, А.Эфрос, Б.Львов-Анохин, М.Али-Хусейн, А.Вайда, Г.Соколова, Л.Хейфец, Р.Туминас, Р.Виктюк, С.Яшин и др. Многие ведущие актеры театра одновременно были и режиссерами спектаклей: И.Кваша, Л.Толмачева, В.Сергачев, О.Табаков. Менялся с годами актерский состав театра. В состав труппы в разные годы входили: Л.Ахеджакова, А.Вертинская, Г.Волчек, В.Гафт, С.Гармаш, О.Даль, Т.Дегтярева, Т.Лаврова, М.Неелова, В.Никулин, Н.Дорошина, К.Райкин, А.Мягков, О.Дроздова, Е.Евстигнеев, М.Жигалов, В.М.Земляникин, Л.Иванова, Н.Каташева, И.Кваша, М.Козаков, Е.Козелькова, А.Леонтьев, Л.Крылова, Т.Лаврова, Е.Миллиоти, В.Мищенко, А.Мягков, М.Неелова, Г.Петрова, А.Покровская, В.Сергачев, Р.Суховерко, О.Табаков, Л.Толмачева, Г.Фролов, М.Хазова, Ч.Хаматова, В.Хлевинский, В.Шальных, П.Щербаков, Е.Яковлева и др.
Родившись как театр коллективного актерского творчества, он продолжает оставаться театром высокой исполнительской культуры, выделяясь своим по-настоящему звездным ансамблем. Былая слава когда-то юного коллектива далеко позади. Но зрители разных поколений по-прежнему любят «Современник».
С 1974 здание театра находится на Чистых Прудах в помещении бывшего кинотеатра «Колизей».
Екатерина Юдина
Режиссерское искусство сегодня. М., 1962
Режиссура в пути. Л. – М., 1966
Дорош Е. Живое дерево искусства. М., 1967
Владимиров С. Драма, режиссер, спектакль. Л., 1976
Свободин А. Театральная площадь. М., 1981
Театр СОВРЕМЕННИК. М., 1982
Козаков М. Актерская книга. М., 1996
Табаков О. Парадокс об актере. М., 1999
Русское актерское искусство XX века. Спб, 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»