ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИГРА ТЕАТРАЛЬНАЯ, в современном театре термином «игра» определяется создание актером художественного образа (роли) при помощи разнообразных средств выразительности – речь, жест, мимика, движение (см. также ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ).
В широком смысле – вид социальной непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Игра является предметом изучения многих наук (от философии до математики) и пронизывает все области человеческой деятельности: воспитание и обучение, спорт, военное дело, медицину (в сфере психотерапии и психологии), социальные науки – от конфликтологии и прогнозирования до техники продаж в ритейле, и т.д. (учебные, управленческие, исследовательские и др. деловые, ролевые игры и тренинги).
Особое значение игра приобретает в культуре и искусстве, особенно в его исполнительских формах (музыка, танец, вокал, драматическое и цирковое искусство). Это закономерно: в процессе исторического развития общества игра тесно переплеталась с обрядовыми и ритуальными действиями, наделялась магическими свойствами. Именно на основе игры произошло зарождение, становление и формирование театра – из игровых и обрядовых действ ранних языческих ритуалов, в которых изображались, разыгрывались, т.е. – инсценировались, подавались в театральной форме, – те или иные сцены, связанные с ключевыми, жизненно важными событиями общества. Игра, несомненно, древнее культуры, таким образом, ее можно считать одним из «прародителей» всех зрелищных и исполнительских искусств. Недаром, согласно словарю В.Даля, в старорусском языке понятие «игрища» объединяло не только разнообразные состязания – ратоборства, скачки и т.п., но и «представления разного рода… лицедейство в театре, балагане пр.».
Татьяна Шабалина
Станиславский К.С. Работа над ролью. Собр. соч., т. 4. М., 1957
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992
Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»