ЛЬВОВ-АНОХИН, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛЬВОВ-АНОХИН, БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1926–2000), русский режиссер, театровед, балетовед. Родился 9 октября 1926 в Москве. В 1950 окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н.Островского (ныне – СПАТИ), работал в Центральном академическом театре Советской Армии, Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского, последние годы жизни возглавлял Новый драматический театр. Ставил спектакли в «Современнике», Малом театре. С 1948 выступал в печати, автор многих статей и книг о театре и балетном искусстве.
За годы работы в ЦАТСА поставил спектакли Настоящий человек (по Повести о настоящем человеке Б.Полевого, 1955), Профессия миссис Уоррен Б.Шоу (1956), Фабричная девчонка А.Володина (1957), Средство Макропулоса К.Чапека, Всеми забытый Н.Хикмета и Добряки Л.Зорина (все три спектакля 1958), Каса маре И.Друце (1961) и др. Работая в тесном сотрудничестве с таким крупным мастером, как А.Д.Попов, Львов-Анохин перенимал и творчески переосмысливал некоторые черты почерка режиссера, но никогда не копировал и не повторял их. Человек другого поколения, Львов-Анохин умел точно расслышать в произведении те струны, что были особенно важны и нужны публике середины 1950-х годов. Его спектакли нередко наталкивались на цензурные препоны, вызывая широкий резонанс в интеллигентской среде зрителей и критиков. Впервые соприкоснувшись с творчеством такого драматурга, как А.М.Володин, Львов-Анохин безошибочно угадал в Фабричной девчонке автора крупного и принципиально нового творческого направления. В этом спектакле, вошедшем в историю отечественного театра, появилась новая звезда – актриса Людмила Фетисова. В спектаклях Средство Макропулоса и более позднем Каса маре интересными и неожиданными чертами раскрылось дарование одной из ведущих актрис театра – Л.И.Добржанской. Львов-Анохин поставил также в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского спектакль Материнское поле по Ч.Айтматову с Добржанской в роли Толгонай, Мамуре и Холопы П.Гнедича, поставленные специально для Е.Н.Гоголевой в Малом театре, Письма Асперна по Г.Джеймсу – спектакль Нового драматического театра, в котором сыграла свою последнюю роль Э.Ю.Урусова. До 1961 Львов-Анохин работал в ЦАТСА, затем в 1962 поставил в «Современнике» Старшую сестру Володина.
С 1963 Львов-Анохин – главный режиссер Театра им. К.С.Станиславского. В поставленных им на этой сцене спектаклях оттачиваются чувство стиля режиссера, его высокий художественный вкус, умение создать поэтическую атмосферу, выявить сложность духовной жизни персонажей, графическая ясность мизансцен, острота сценической формы. Однако послеоттепельная эпоха не была безоблачной для театра – Львову-Анохину не раз пришлось сталкиваться с чиновниками от искусства, доказывая собственное право на темы, проблематику, силу звучания того или иного социального мотива. Покинув театр в начале 1970-х годов, Львов-Анохин продолжал много ставить, в основном в Малом театре. Здесь поставлены такие спектакли, как Фома Гордеев М.Горького, Федра Ж.Расина, Рядовые А.Дударева, Целина по Л.Брежневу (тогдашний художественный руководитель Малого театра М.И.Царев просил Львова-Анохина завершить постановку, начатую режиссерским коллективом) и многие другие. Кроме того, Львов-Анохин много времени и сил отдавал балету. Он писал статьи о балетных спектаклях, книги о мастерах, написал сценарии балета и фильма-балета Анна Каренина», сценарий документального фильма Галина Сергеевна Уланова, статьи о современном театральном искусстве. В жанре проблемной статьи о театре, в мемуарном жанре Львов-Анохин работал до последних дней. Он не успел завершить воспоминания о выдающейся балерине 20 в. Г.С.Улановой, его воспоминания о ЦАТСА, о работе с А.Д.Поповым, Л.И.Добржанской, Л.М.Фетисовой, Н.И.Пастуховым были опубликованы журналом «Театральная жизнь» уже после смерти режиссера.
Вскоре после создания в Москве Нового драматического театра, расположенного на самой окраине столицы, вблизи от кольцевой дороги (театр этот нередко иронично именовали «Театр в лесу»), Львов-Анохин получил предложение возглавить коллектив (1989). Здесь он проработал до конца жизни, поставив такие спектакли, как Орленок Э.Ростана (1991), Опасные связи Ш.де Лакло (1992), Письма Асперна (1993), Героическую комедию Брукнера (1995), Реванш королевы Э.Скриба (1996). Здесь же воспитал нового режиссера: художник А.Сергеев, поначалу оформлявший спектакли Львова-Анохина, постепенно стал его ассистентом, а затем и сам начал ставить спектакли. Последней постановкой Львова-Анохина стал спектакль Московские истории о любви и браке по произведениям А.Н.Островского (1999), высоко отмеченный критикой и зрителями и названный в числе лучших спектаклей московского театрального сезона. Изысканность постановки органически соединилась с замоскворецким весельем, с причудливостью нравов. Одну из главных ролей в спектакле сыграла актриса О.Мысина, на протяжении последних лет нередко занятая в спектаклях Львова-Анохина.
Умер Львов-Анохин в Москве 14 апреля 2000.
Львов-Анохин Б. Галина Уланова. М., 1958
Львов-Анохин Б. Новое в советском балете. М., 1966
Львов-Анохин Б. Балетные спектакли последних лет. М., 1972
Львов-Анохин Б. Мастера Большого балета. М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»