ФОКИН, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ФОКИН, ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1946), русский театральный режиссер, педагог. Народный артист РФ (1996), заслуженный деятель искусств Польши (1979). Лауреат Государственных премий РСФСР (1985) и РФ (1994), Родился 28 февраля 1946 в Москве. По окончании Московского художественного училища «Памяти 1905 года» работал художником-декоратором в московских театрах, оформлял спектакли в любительской студии Дома культуры им. Зуева. В 1970 окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс Б.Е.Захавы и М.Р.Тер-Захаровой). За годы учебы поставил С вечера до полудня В.С.Розова (1968), Время благих намерений А.В.Вампилова (1969), «ажурностью» и «законченностью» поразили зрителей его дипломные спектакли Нос по Н.В.Гоголю и Пышка по Г.Мопассану (последний играли на французском языке, оба 1970).
С 1970 по 1985 режиссер Московского театра «Современник». Первая работа – спектакль Валентин и Валентина М.М.Рощина (1971), ставший «прорывом в театральном репертуаре». Здесь впервые блеснул талант К.А.Райкина, раскрылось дарование Т.Акуловой (позже в роли Валентины сильно дебютировала М.М.Неелова). Постоянные мысли о любимом обрели в спектакле сценическую конкретность: один из заглавных героев, не участвуя в действии, оставался на сцене и не сводил глаз с другого. Преодолев сопротивление «инстанций», постановка получила громкий общественный резонанс. За неполные 15 лет Фокин выпустил 15 спектаклей, настолько разных, словно их ставили разные режиссеры. «Он рожден осколочным, бесстильным театральным временем, – писала критика, – которое дало отдельные спектакли, но не театры, не направления». Постановки Фокина в «Современнике»: С любимыми не расставайтесь А.М.Володина (1972); Четыре капли Розова, Погода на завтра (совместно с Г.Б.Волчек и И.Л.Райхельгаузом), Провинциальные анекдоты А.В.Вампилова (все 1974); Не стреляйте в белых лебедей по Б.Л.Васильеву (1976); спектакль-исповедь «ничтожной души» Монумент Э.Ветемаа (1978); Поиск 891 Ю.С.Семенова (совместно с Волчек и М.Я.Али-Хусейном), Вкус черешни А.Осецка (совместно с Али-Хусейном) и лирически-ностальгическая работа Мы не увидимся с тобой К.М.Симонова (все 1979); изысканно-роскошная, яркая и одновременно холодная постановка Лорензаччо А.Мюссе (1980); Любовь и голуби В.П.Гуркина (1982); Ревизор Гоголя, где главным героем стал Городничий (В.И.Гафт), заплутавший в собственных «умственных лабиринтах» (1983); свободный от ощущения безысходности спектакль Кто боится Вирджинии Вулф? Э.Олби (1984); Риск О.М.Куваева (совместно с Волчек) и Навеки – девятнадцатилетние Г.Я.Бакланова (обе 1985).
Знакомству с творчеством Е.Гротовского, поразившим режиссера «высочайшей самоуглубленностью и самораскрытием, когда исчезали все признаки театра как игры», обязаны его спектакли на Малой сцене театра И пойду, и пойду!.. по Запискам из подполья и Сну смешного человека Ф.М.Достоевского (1976) и «ситуации на темы Гамлета» У.Шекспира: из 200 этюдов для представления Фокин выбрал 10 (состоялось два показа, 1978). Параллельно с работой в «Современнике» Фокин ставил спектакли в других московских театрах: Вечера на хуторе близ Диканьки по Гоголю (ЦДТ, 1976), С весной я вернусь к тебе А.Н.Казанцева (студия О.Табакова, 1978), Лица М.Мишина («Сатирикон», 1983).
С 1985 по 1991 Фокин возглавлял Московский театр им. М.Н.Ермоловой. Первый же спектакль Говори... А.М.Буравского по мотивам Районных будней В.В.Овечкина вернул зрителя в зал. «Аскетичный, но предельно выверенный режиссерски» спектакль стал одним из тех, с которыми на сцену театра пришли перестройка и гласность. В Последнем посетителе В.Дозорцева (1986), как и в предыдущей постановке, краски были суровы, сценические метафоры скупы и емки. В иной стилистике решались Спортивные сцены 1981 года Э.С.Радзинского (1987), «эпатирующее, громкое, откровенно театральное – до балаганности – зрелище». Эти постановки составили своеобразный триптих: объектом исследования в Говори… стала судьба страны, деградация власти; в Последнем посетителе – судьба отдельного человека, девальвация совести; в Спортивных сценах 1981 года – жизнь номенклатурной элиты, обесценивание морали.
Попыткой ответить на вопрос: есть ли у революции иной путь, кроме террора, стал спектакль Второй год свободы по пьесе Буравского Набережная Робеспьера, написанной по документам Великой французской революции (1988). Постановка Приглашение на казнь (1989; новая редакция, 1990) – своеобразный перевод Набокова на язык сцены. В Театральном центре им. Ермоловой поставил Бесноватую Н.Ю.Климонтовича (1991). Вскоре Фокин перешел в «Творческие мастерские» СТД РСФСР.
С 1991 Фокин – художественный руководитель и генеральный директор Творческого центра им. Вс. Мейерхольда. Занимается собственными проектами, собирая для очередной работы новую команду артистов. Постановки в Центре: Мистерия Сидур (1992), Нумер в гостинице города NN по Мертвым душам Гоголя (1994; Государственная премия РФ, «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру, «Золотая маска» за лучший спектакль сезона), Превращение по Ф.Кафке (совместно с театром «Сатирикон», 1995; «Хрустальная Турандот» за лучший спектакль сезона, «Золотая маска» за лучшую мужскую роль), Еще Ван Гог… (совместно с Театром О.Табакова, 1998), Воздушный город по пьесе Аристофана Птицы (совместно с Новосибирским молодежным театром «Глобус» и драматическим театром г. Варна «Стоян Бъчваров», 2000).
В других театрах Фокин ставил спектакли Карамазовы и ад Климонтовича на темы позднего Достоевского («Современник», 1996), Последняя ночь последнего царя Радзинского (театральное агентство «БОГИС», 1996), Анекдоты по произведениям Достоевского, Вампилова (театр О. Табакова, 1996), Наш человек А.Н.Островского (Новосибирский молодежный театр «Глобус», 1997), Татьяна Репина А.П.Чехова (Авиньонский фестиваль совместно с МТЮЗ, 1998); Старосветская любовь Н.Коляды по Гоголю (частная антреприза, 1999).
Фокин много работает за рубежом, ставил спектакли в Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США.
Поставки Фокина на телевидении: Транзит Л.Г.Зорина, Домби и сын по Ч.Диккенсу, Иван Федорович Шпонька и его тетушка по Гоголю, Кузен Понс по О.Бальзаку, Тамбовская казначейша по М.Лермонтову, Басни Крылова и др.
Овчинникова С. Валерий Фокин. М., 1991
Свободин А. Своим лицом. Валерий Фокин: Хочу переступить за черту реального! – В кн.: Свободин А. Театр в лицах. М., 1997
Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999
Валерий Фокин. Партитура двух спектаклей. Нумер в гостинице города NN. Превращение. М., 1999
Фокин В. Кто-кто? Арто! (Интервью). – Московский комсомолец, 2002, 12 марта
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»