ВОЛЧЕК, ГАЛИНА БОРИСОВНА
ВОЛЧЕК, ГАЛИНА БОРИСОВНА (р. 1933), актриса, режиссер, с 1972 главный режиссер московского театра «Современник», с 1989 его художественный руководитель. Народная артистка СССР (1989).
Родилась 19 декабря 1933 в Москве, в семье известного кинооператора Б.И.Волчека. В 1955 окончила Школу-студию МХАТ (курс А.М.Карева). В 1955 вошла в группу основателей «Студии молодых актеров» (впоследствии театр «Современник»). С 1956 начала артистическую деятельность.
Первая ее роль – «отрицательный» остро-характерный образ Нюрки-хлеборезки (Вечно живые В.Розова, программный спектакль молодого коллектива, 1956). Ее артистический почерк отличался яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Ее роли в «Современнике» не проходили незамеченными (Грачиха - Без креста по В.Тендрякову; Мать –Назначение А.Володина; Марта - Кто боится Вирджинии Вульф? Э.Олби; Амелия - Баллада о невеселом кабачке Э.Олби; Анна Андреевна - Ревизор Н.В.Гоголя и др.
Первая постановка - Двое на качелях У.Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером «Современника» О.Н.Ефремовым, был поставлен этапный для коллектива спектакль Обыкновенная история по роману И.Гончарова (1966). В спектакле уживались ирония, драматизм, эмоциональные краски и интеллектуализм, живая насмешка умного и тонкого художника. Постановка, очевидно, отразила крушение гуманистических надежд шестидесятников, превращение живых юных душ в конформистов.
В 1968 она поставила пьесу М.Горького На дне. Постановка характеризовалась беспощадностью к героям пьесы, снятия с них привычного романтического ореола. Спектакль отличался, прежде всего, крупными актерскими достижениями (роль Сатина в натуралистически жестком исполнении Е.Евстигнеева, Луки - И.Кваши). Режиссерская манера определилась со всей отчетливостью. Волчек - режиссер актерского театра, умеющая выстроить концепцию из актерских индивидуальностей. Выбор актера на роль, тщательная, подробная работа с ним, для нее, как для режиссера, самое главное.
С уходом О.Ефремова в 1972 она становится главным режиссером театра «Современник». В 1970-1980-е ее главным образом интересует драматургия А.П.Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора Вишневый сад (1976) и Три сестры (1982). Режиссер продолжает вести линию, начатую в Обыкновенной истории, а также в спектакле На дне. Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризует эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров. Об этом писали во многих рецензиях: «Как и все спектакли, поставленные в «Современнике» Г.Волчек, Вишневый сад строится на доверии к актеру, и силен прежде всего именно этим».
Другим этапным спектаклем стал Эшелон М.Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.
А в 1979 она с труппой американских актеров поставила Эшелон в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера в США. Так «Современник» стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997. Театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства «Drama Desk Award».
Большой общественный резонанс вызвал поставленный Волчек в 1989 Крутой маршрут по книге Е.Гинзбург. Обращение к теме репрессий не было для главного режиссера случайным, еще в 1973 она поставила Восхождение на Фудзияму по Ч.Айтматову о культе личности. Возвращаясь уже на новом уровне к этой теме, она ставит знаковый спектакль времени.
Другие известные постановки Волчек, начиная со второй половины 1980-х: Звезды на утреннем небе, Титул А.Галина, Анфиса Л.Андреева, Мы едем, едем, едем.., Мурлин Монро Н.Коляды, Трудные люди И.Бар-Йосефа, Пигмалион Б.Шоу, Три товарища по Э.Ремарку и др.
Среди наиболее значимых киноработ - роли в фильмах Король Лир, Вечно живые, Русалочка, Осенний марафон.
Екатерина Юдина
Театр Современник. М., 1982
Вульф В. Идолы. «Звезды». Люди. М., 1995
Русское актерское искусство ХХ века. СПб., 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»