КОМИК
КОМИК (греч. komikos), театральное амплуа актера, исполняющего комедийные роли.
Рамки этого амплуа особенно широки и неопределенны; под него подпадают практически все «смешные» персонажи – в комедиях и в трагедиях. Так, например, роль Шута в Короле Лире (во времена актерского театра, когда еще не сложилось понятие режиссерской концепции спектакля) была прерогативой Комиков.
Как и в большинстве традиционных амплуа, комик определялся в первую очередь внешними данными. Комик вполне мог быть некрасивым, с неправильными чертами лица и непропорциональной фигурой; в этом амплуа дефекты внешности расценивались как достоинства, потому что могли вызвать дополнительный смех зрителей. Именно непрезентабельной внешностью во многом определялось и социальной положение комиков в труппе – они стояли на более низкой ступени, нежели трагики и герои. Но нет правил без исключения: так, Мольер никогда не пользовался успехом в трагических ролях (которые играл в начале своего актерского пути), но достиг всемирной славы и высокого положения, – наряду с драматургическим мастерством, – благодаря исполнению ролей комических. Однако как правило, в средних провинциальных труппах, несмотря на фактически равное общественное и материальное, положение, трагики во внутритеатральной иерархии занимали более высокое место (здесь можно вспомнить классическую пару Счастливцева и Несчастливцева из Леса А.Островского).
Амплуа комика определяло и особые средства актерской выразительности – в первую очередь мимики и пластики. Весьма любопытно рассматриваются комические амплуа в Таблицах амплуа. Комика как такового здесь нет; зато присутствуют три иных комических амплуа: Проказник (Затейник), Клоун (Шут, Дурак, Эксцентрик) и Хвастливый (Капитан). Классифицируются они достаточно странно: по формальным сценическим функциям и по стилистическим особенностям актерской игры. При этом требования к природным данным актеров очень схожи: «большая подвижность глаз и лицевых мышц», «подражательные способности (мимикрия)», «обладание манерой преувеличенной пародии (гротеск)», «глубокий бас, умение владеть фальцетом». Т.е., фактически в комических амплуа авторы таблиц основываются на комических теориях контраста и противоречия (резкие мгновенные изменения мимики, противоречивые голосовые характеристики; гротеск же сам по себе означает соединения несочетаемых элементов). Получается, что исполнение комических ролей требует наиболее разработанного и гибкого актерского аппарата. Справедливость последнего утверждения была проверена дальнейшим развитием театра, когда жесткие рамки амплуа ушли в прошлое. Талантливые «комики» часто оказываются и крупными трагическими актерами – в том числе, и благодаря высокой степени разнообразия актерских приспособлений. Примеров тому множество: М.Чехов, Ю.Никулин, Е.Леонов, И.Смоктуновский, С.Юрский, С.Любшин, Л.Дуров и т.д.
Татьяна Шабалина
Аксенов И.А., Бебутов В.М. Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
Станиславский К.С. Об актерском амплуа. В кн.: – Станиславский К.С.Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953
Чехов М.А. О театральных амплуа. В кн.: – Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х тт. Т.2. Об искусстве актера. М., 1986
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»