ЛЕОНОВ, ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ
ЛЕОНОВ, ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ (1926–1994), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1978).
Евгений Леонов родился в Москве 2 сентября 1926, жил с семьей в коммунальной квартире на Васильевской. В 1941 поступил в Авиационный техникум им. С.Орджоникидзе, но, не окончив его, в 1943 сдал экзамены в Московскую театральную студию и поступил на курс педагогов А.А.Гончарова и Е.М.Шереметьевой. Через четыре года был зачислен в труппу театра им. К.Станиславского, где проработал почти двадцать лет.
Одна из наиболее запоминающихся работ Е.Леонова в этом театре – роль Лариосика в спектакле Дни Турбиных по одноименной пьесе М.Булгакова (1954). Лариосик Е.Леонова – существо душевное, чистое, непосредственное в проявлении чувств. Просто нельзя не любить и не жалеть его. «Леонов – второй Яншин», – писали театральные критики Москвы. Но Евгений Леонов, унаследовав эту роль от Михаила Яншина, словно эстафету, не повторял ее, а как хороший ученик, развивал.
Первая заметная роль Е.Леонова в кинематографе – роль скромного, тихого буфетчика Шулейкина в фильме Полосатый рейс (1961). Герой Леонова втянут в водоворот событий по легкомыслию. Шулейкин стыдится своего вранья, сам от него страдает, и поэтому вдвойне комичен. Леонов, буфф и эксцентрик, сумел в этой роли соединить гротеск с жизненной правдой. Когда Евгения Леонова спрашивали, почему он стал комиком, он смеялся: «Потому что у меня лицо круглое». Но Леонов был не только комедийным актером. Его драматический талант проявился и на подмостках сцены, и через объектив кинокамеры.
В 1963 в театре выходит премьера Трехгрошевой оперы по Б.Брехту. Е.Леонов исполняет Пичема, строя роль на контрастах. Пичем в исполнении Леонова – жестокий, коварный и… жалкий, несчастный старик. Он погружен в «работу» растления людей, обмана. Пичем-Леонов, безжалостный к жертвам, сам оказывается жертвой.
В 1963 художественным руководителем театра стал Б.А.Львов-Анохин. В 1966 Е.Леонов сыграл одну из двух главных ролей в спектакле Антигона по Ж.Аную. Леонов-Креон предлагал Антигоне компромисс не как подлость, а как благо, как разумное понимание жизни. Он не презирал, не игнорировал стремлений Антигоны к идеалу. Он ей предлагал осмыслить свой выбор.
С 1969 Е.Леонов работал в театре им. В.Маяковского, где среди прочего в 1972 исполнял роль Санчо Пансы в спектакле Человек из Ламанчи. Для режиссера А.Гончарова в этом спектакле была важна открытая театральная условность, подчеркнутое ощущение игры. Леонов играл легко, весело, на одном дыхании. Его герой – умный, самостоятельный, осторожный, философски настроенный толстяк. Забавный и нелепый, земной и мечтательный.
Через несколько лет, уже в театре «Ленком» Леонов играет Николая Алексеевича Иванова в спектакле Иванов (реж. М.Захаров и С.Штейн). Он внутренне берет своего героя под защиту. Его Иванов без вины виноват. Самокритичность – вот фундамент глубокой симпатии к Иванову-Леонову. Он смешон и жалок. Готовясь к роли, сам Евгений Леонов рассуждал: «Безвременье рождает „порядочного обывателя". Если ты вышел из игры – ты обыватель. Ум не оставил тебя, способность критически видеть и мыслить сохранилась. Взгляды не переменились, но время вышибло тебя из действия, невыносимо трудно стало сохранить себя. Чем собственно ты лучше этой пошлой публики в гостиной Лебедевых? Тем, что ты видишь их низость, и только-то? А что ты им противопоставишь? Слова, слова, одни слова!..»
В том же, 1969, Е.Леонов снимается в кинокартине Гори, гори, моя звезда, где играет хозяина иллюзиона, киношника, который воплотил в себе некий тип «художника», живущего за счет своей феноменальной способности приспособляться. С каким упоением герой Леонова отдается своей деятельности! Когда в городе белые, он крутит незамысловатую ленту и комментирует её таким образом, чтобы это отвечало настроениям зала. Город занимают красные, и его «афиша» претерпевает соответствующие изменения.
Через два года на экраны вышел фильм Белорусский вокзал. Иван Приходько-Е.Леонов – человек, к которому не прилипает шелуха жизни, быта, мелких конфликтов. Герой Леонова, сам того не подозревая, в каждом своём поступке остается мудрым, терпимым к человеческим слабостям.
В Джентльменах удачи Е.Леонов исполнил сразу две роли – директора детского сада и «вора в законе». Перевоплощаясь в бандита Трошкин-Е.Леонов сохраняет едва уловимый оттенок иронии к «Доценту». Когда сложности метаморфозы преодолены и выучен тюремный жаргон, Трошкин-Е.Леонов, не разоблачая себя, становится для остальных членов банды не беспощадным главарем, а образом воспитанности и гуманности. Как трогателен он в своей наивной деловитости, стремлении растопить замерзшие сердца своих «подчиненных»: организовать поход в театр, приготовить скромные подарки на Новый Год.
В фильме Афоня Е.Леонов сыграл штукатурщика Колю, друга главного героя. Без него невозможно было бы понять историю перерождения и саму возможность перерождения Афони, так как в нем наивный, но чистый душой Коля-Леонов обнаруживает доброе, светлое начало.
Старший сын – пьеса А.Вампилова, по которой снят фильм с участием Евгения Леонова. Возможно, именно роль Сарафанова вобрала все самые яркие черты Леонова-актера, именно в ней со всей полнотой проявился его самобытный драматический талант: мастерство психологического анализа, ироничные и забавные нотки простодушия, непревзойденный, тонкий артистизм, душевная незащищенность. Сарафанов Леонова – чудак, ранимый и великодушный. Его сбивчивая речь афористична: так выдает себя органическая неспособность человека к красноречию. Он говорит только самое важное, чего нельзя не сказать. Это и оказывается незамысловатой житейской, а чаще жизненной мудростью.
Обаятельную внешность и улыбку Евгения Леонова запечатлел кинематограф. Но он остался в памяти зрителей не только как комедийный и драматический актер. Его голос, пожалуй, как никакой другой, ценен в искусстве советской мультипликации. Ведь голосом Е.Леонова спорил с Пятачком, пел свои беззаботные песенки Винни-Пух, самый очаровательный в мире медвежонок, любимец детской (самой благодарной!) публики.
29 января 1994 собираясь на спектакль Поминальная молитва, Евгений Павлович Леонов почувствовал себя плохо и скоропостижно скончался. 1 февраля он был похоронен на Новодевичьем кладбище.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Счастливый рейс (1949), Спортивная честь (1951), Дорога (1955), Дело Румянцева (1956), Неповторимая весна (1957), Улица полна неожиданностей (1957), Трудное счастье (1958), Не имей сто рублей (1959), Повесть о молодоженах (1959), Снежная сказка (1959), Полосатый рейс (1961), Черемушки (1962), Короткие истории (1963), Крепостная актриса (1963), Донская повесть (1964), Над нами южный крест (1965), Тридцать три (1965), Снежная королева (1966), Зареченские женихи (1967), Первый курьер (1967), Фокусник (1967), Виринея(1968), Евгений Урбанский (1968), Зигзаг удачи (1968), Урок литературы (1968), Гори, гори, моя звезда (1969), Не горюй! (1969), Чайковский (1969), Меж высоких хлебов (1970), Белорусский вокзал (1971), Джентльмены удачи (1971), Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971), Большая перемена (1972), Гонщики (1973), Совсем пропащий (1973), Под каменным небом (1974), Премия (1974), Афоня (1975), Соло для слона с оркестром (1975), Старший сын (1975), Длинное, длинное дело (1976), Карусель (1976), Легенда о Тиле (1976), Шаг навстречу (несколько историй веселых и грустных...) (1976), Женитьба (1977), И это все о нем (1977), Мимино (1977), Смешные люди! (1977), Дуэнья (1978), Обыкновенное чудо (1978), Верой и правдой (1979), Осенний марафон (1979), Отпуск в сентябре (1979), За спичками (1980), О бедном гусаре замолвите слово (1980), Слезы капали (1982), Дом, который построил Свифт (1983), Уникум (1983), Время и семья Конвей (1984), Кин-дза-дза (1986), Убить дракона (1988), Паспорт (1990), Американский дедушка (1993), Настя (1993), Сыскное бюро «Феликс» (1993).
Анастасия Арефьева
Исмаилова Н. Евгений Леонов. М.: Искусство, 1979
Леонов Е. Дневники. Письма. Воспоминания. М.: Центрполиграф, 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»