ДУРОВ, ЛЕВ КОНСТАНТИНОВИЧ
ДУРОВ, ЛЕВ КОНСТАНТИНОВИЧ (1931-2015), русский артист театра и кино. Народный артист СССР (1991).
Родился 23 декабря 1931 в Москве. Происходил из знаменитой династии русских дрессировщиков и клоунов Дуровых. Находился в родстве и с известнейшей русской актерской династией Садовских. Возможно, именно семейные традиции во многом определили творческую судьбу артиста, хотя родители Л.Дурова и не были профессионально связаны с искусством.
В школьные годы Л.Дуров занимался театральной самодеятельностью в драматической студии Дворца пионеров Бауманского района Москвы. После окончания школы успешно прошел творческий конкурс сразу в два театральных вуза – Вахтанговское училище и Школу-студию МХАТ, но выбрал Школу-студию МХАТ и был зачислен на курс С.А.Герасимова и С.К.Блинникова. Кроме них, актерское мастерство преподавали знаменитые мхатовские актеры Топорков, Масальский, Карев, Раевский. Школа классических мхатовских традиций вкупе со взрывным темпераментом и сокрушительным чувством юмора определили уникальное дарование Л.Дурова. Его лучшие роли отличает парадоксальный сплав глубокой психологической разработки образа с экспрессивной, порой гротескной характерностью.
В 1954 после окончания Школы-студии МХАТ Лев Дуров был принят в труппу Центрального Детского театра. Именно там произошла встреча с режиссером А.В.Эфросом, с которым почти тридцать лет была связана творческая судьба артиста. В 1963 Дуров вместе с Эфросом перешел в Театр Ленинского комсомола, а в 1967 – в Театр на Малой Бронной, где по-прежнему играл главные роли в самых значительных спектаклях режиссера. Театру на Малой Бронной Л.Дуров остался верен до последних дней жизни.
Актерской индивидуальности Льва Константиновича Дурова в одинаковой степени были подвластны классика и современность. Среди его работ – и многочисленные роли в спектаклях по произведениям В.Розова (от его ранних пьес В добрый час, В поисках радости, Неравный бой, Перед ужином в Центральном детском театре до Брата Алеши по Ф.М.Достоевскому в Театре на Малой Бронной), в пьесах И.Дворецкого, А.Макаенка, Б.Васильева, А.Арбузова, С.Алешина, и – классические роли в драматургии Шекспира (Отелло – Яго, Ромео и Джульетта – Тибальд), Гоголя (Женитьба – Жевакин, Дорога по Мертвым душам – Ноздрев), Чехова (Три сестры – Чебутыкин), Мольера (Дон Жуан – Сганарель).
При всем многообразии сыгранных характеров, пожалуй, можно «от противного» определить общую объединяющую черту лучших ролей Дурова: его герои вырываются, выламываются за рамки быта, переводя разговор со зрителями к категориям всеобщим и вечным. Его персонажей невозможно определить как «положительные» или «отрицательные»; через гротескную форму всегда проступает трагический конфликт человека и действительности, величия души и сложившихся обстоятельств. Эта тема одинаково мощно звучит в таких полярных ролях, как, скажем, классический злодей Яго или Эзоп (Лиса и Виноград Фигейредо). Недаром сам актер более всего дорожил таким определением своей творческой индивидуальности, как «трагический клоун» (именно так в 1978 эдинбургская пресса назвала Л.Дурова после показа фестивального спектакля Театра на Малой Бронной Женитьба). Главная тема творчества Дурова – «маленький человек, который не хочет быть маленьким» – несомненно, обнаруживает глубокое родство с Ф.М.Достоевским; роль штабс-капитана Снегирева (Брат Алеша по Братьям Карамазовым) актер считал самой любимой и самой трудной.
А.В.Эфрос стал «крестным отцом» Л.Дурова и в профессии режиссера. Общность эстетических принципов и творческих позиций обусловили режиссерское ассистирование Дурова во многих постановках Эфроса. Позже, закончив Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (1978), Л.Дуров поставил на сцене Театра на Малой Бронной ряд спектаклей: Занавески М.Ворфоломеева, Жестокие игры А.Арбузова, Золушка Е.Шварца, Весельчаки Н.Саймона, После бенефиса по А.Чехову, Лес А.Островского, Полонез Огинского Н.Коляды, Страсти по Торчалову Н.Воронова, Эзоп Фигейредо и другие.
В кино Лев Дуров начал сниматься сразу после окончания Школы-студии МХАТ, в 1954. Поначалу это были проходные роли, по выражению самого актера, в «полуцветных, полухудожественных, полумузыкальных фильмах». Началом серьезной творческой работы в кинематографе для Дурова стал фильм М.Ромма Девять дней одного года (1961). В эпизодической роли Загадочного человека Л.Дуров впервые сумел на экране прорваться к своей главной теме трагикомического конфликта «маленького человека» с окружающей действительностью. С тех пор Дуров снялся в более чем 160 лентах. За фильм Не послать ли нам гонца? (1999) удостоен премии «Пегас», а за главную роль фильма Луной был полон сад (2000) – звания двукратного лауреата Международного Московского кинофестиваля.
Л.Дуров – блистательный рассказчик, его байки славились не только в театральном мире, но и, благодаря участию в телевизионных капустниках, пользуются популярностью у зрителя. В 1999 в издательстве «Алгоритм» вышла книга Л.Дурова Грешные записки, основанная на этих замечательных остроумных рассказах.
Л.Дуров обладал высокой творческой активностью. Параллельно с интенсивной работой в Театре на Малой Бронной и киносъемками, играл в театре «Школа современной пьесы» (режиссер И.Райхельгауз), принимал участие в антрепризных спектаклях. В 1996 как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе-студии МХАТ.
Лев Дуров умер в Москве 20 августа 2015 после продолжительной болезни.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Доброе утро (1955), Дело пестрых (1958), Високосный год (1961), Девять дней одного года (1961), Я шагаю по Москве (1963), Ко мне, Мухтар! (1964), Пядь земли (1964), Черт с портфелем (1966), Морские рассказы(1967), Севастополь (1970), Случай с Полыниным (1970), Спокойный день в конце войны (1970), Бумбараш (1971), Егор Булычев и другие (1971), Ехали в трамвае Ильф и Петров (1971), Путина (1971), Старики-разбойники (1971), Заячий заповедник (1972), Земля, до востребования (1972), Человек на своем месте (1972), Четвертый (1972), Большая перемена (1973), Калина красная (1973), Москва – Кассиопея (1973), Облака (1973), Открытая книга (1973), Семнадцать мгновений весны (1973), Весенние перевертыши (1974), Георгий Седов (1974), Единственная дорога (1974), Ксения, любимая жена Федора (1974), Отроки во Вселенной (1974), Последний день зимы (1974), Странные взрослые (1974), Бриллианты для диктатуры пролетариата (1975), Каштанка (1975), Крестьянский сын (1975), На ясный огонь (1975), Шаг навстречу (1975), Потрясающий Берендеев (1975), ...И другие официальные лица (1976), Жить по-своему (1976), Туфли с золотыми пряжками (1976), Аленький цветочек (1977), Ветер «Надежды» (1977), Вооружен и очень опасен (1977), По семейным обстоятельствам (1977), Д'Артаньян и три мушкетера (1978), Красавец-мужчина (1978), Стратегия риска (1978), Верой и правдой (1979), Особо опасные (1979), 34-й скорый (1981), Не бойся, я с тобой! (1981), Колыбельная для брата (1982), Не ждали, не гадали (1982), Прощание (1982), Сказка странствий (1982), Этюд для домино с роялем (1982), Где-то в губернском саду (1983), Гори, гори ясно (1983), Шел четвертый год войны (1983), Зачем человеку крылья (1984), Успех (1984), Детство Бемби (1985), Как стать счастливым (1985), Год теленка (1986), Капитан «Пилигрима» (1986), Юность Бемби (1986), Джек Восьмеркин – американец (1987), Человек с бульвара Капуцинов (1987), Клад (1988), Эсперанса (1988), Беспредел (1989), Смиренное кладбище (1989), Динозавры XX века (1990), Это мы, господи! (1990), Ау, ограбление поезда (1991), Гангстеры в океане (1991), Любовь (1991), Яр (1991), Гардемарины III (1992), Детство Никиты (1992), Звезда шерифа (1992), Семь сорок (1992), Тайна виллы (1992), Человек из команды «Альфа» (1992), Серые волки (1993), Убийство в Саншайн-Менор (1993), Бульварный роман (1994), Господа артисты (1994), Мастер и Маргарита (1994), Наваждение (1994), Мещерские (1995), Страницы театральной пародии (1996), Не валяй дурака... (1997), Танго над пропастью (1997), Вальс-бостон (1997), Ах, зачем эта ночь... (1998), Графиня де Монсоро (1998), Повесть моей любви (1998), Сирота казанская (1998), Дар божий (1998), Не послать ли нам гонца? (1999), Мужской характер, или Танго над пропастью-2 (1999), Луной был полон сад (2000), Афинские вечера (2000), Опять надо жить (2001).
Татьяна Шабалина
Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М., «Искусство», 1975
Эфрос А. Профессия: режиссер. М., «Искусство», 1979
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»