ПАРКЕР, АЛАН
ПАРКЕР, АЛАН (Parker, Alan) (1944—2020), англо-американский кинорежиссер.
Родился 14 февраля 1944 в Лондоне. Работал в рекламных агенствах, в конце 1960-х – начале 1970-х в качестве режиссера снимал рекламу на британском телевидении. Первый успех – гангстерская комедия Багси Малоун (1976). Фильм отличается необычным сюжетным ходом – героев, бандитов и их подруг, играли актеры-дети, в том числе 12-летняя Джоди Фостер.
Однако успех Малоуна не идет ни в какое сравнение с той славой, которая обрушилась на Паркера после выхода Полуночного экспресса (1978). В основе сценария Оливера Стоуна – реальная история американца Билли Хейза, попавшего в турецкую тюрьму по обвинению в попытке перевозки наркотиков. Для сценариста и режиссера этот сюжет – лишь внешний захватывающий фон, главное для них – аллегория вечной борьбы человека и власти, личности и подавляющей ее системы. Как режиссер Паркер продемонстрировал мастерство постановщика высочайшего класса, добился впечатляющих актерских работ: Брэд Дэвис (сыгравший роль Хейза), Джон Херт, Рэнди Куэйд. Полуночный экспресс был выдвинут на премию «Оскар» в нескольких номинациях, включая лучший фильм и лучшая режиссура. Статуэтки получили Оливер Стоун за сценарий и Джорджио Мородер за великолепную музыку, которая в немалой степени повлияла на успех кинокартины.
После столь драматически накаленного материала в Экспрессе Паркер неожиданно взялся за кинопостановку популярного бродвейского мюзикла Слава (1980), о студентах танцевального училища. Фильм получил успех у зрителя и премию «Оскар», в номинации «лучшая музыка» и «лучшая песня». Почти незамеченной оказалась следующая работа Паркера, Жизнь впустую (1982), о рядовой английской семье, переживающей крах. В том же году вышла одна из самых знаменитых кинолент 1980-х, Пинк Флойд: Стена. На первый взгляд это – сюрреалистический визуальный ряд к альбому группы «Пинк Флойд» Стена (1979), просто гигантский видеоклип на полтора часа. Все, тем не менее, совсем не так просто. Опираясь на сценарий, написанный лидером группы Роджером Уотерсом (и отразивший, соответственно, образы и мысли, легшие в основу песен альбома) и необычную мультипликацию английского аниматора Джеральда Скарфа, Паркер создал притчу об, очевидно, центральной теме своего творчества, противостоянии личности и системы, о свободе и ее границах. Столь необычный и, безусловно, непростой для восприятия фильм вызвал смешанную реакцию в прессе, но сделал вполне хорошие кассовые сборы в момент выхода на экраны. По прошествии лет, Стена по праву считается классикой кинематографа, смелым и бескомпромиссным произведением искусства.
Интересна и следующая его работа, драма Птаха, о двух друзьях, ветеранах Вьетнама, один из которых (актер Мэттью Модайн) замыкается в себе и оказывается в клинике для душевнобольных, второй же (Николас Кейдж) пытается вернуть его к жизни. Фильм получился достаточно необычным, но страдал излишней камерностью и не привлек внимание зрителя.
Камерность Птахи Паркер преодолевает в Сердце ангела, захватывающем мистическом триллере о детективе, чьи поиски пропавшего человека ведут к ошеломительной разгадке. Нагнетаемая атмосфера ирреального ужаса точно сочетается со стилем голливудских детективов 1940–1950-х. В очередной раз Паркер доказал, что он прекрасно работает с актерами. Микки Рурк сыграл в Сердце ангела, видимо, свою лучшую роль. В момент выхода на экраны фильм не имел коммерческого успеха, но с годами, так же, как и Стена, обрел культовый статус.
Полемику в прессе и пристальное внимание кинообщественности вызывал Миссисипи в огне (1988), детектив, в центре которого расследование агентами ФБР убийства еврейских активистов на юге США в 1964. В роли системы, подавляющей личность, выступили Ку-Клукс-Клан и глубинка США. Это яркая и впечатляющая кинолента, но ее портят излишние пафос и прямолинейность. Джин Хэкман, отлично сыгравший, получил за свою роль приз Берлинского кинофестиваля и номинацию на «Оскар» (Миссисипи в огне также выдвигался на «Оскар» в номинациях «лучший фильм» и «лучшая режиссура», но был удостоен статуэтки за операторскую работу).
Решив снова взяться за болезненную для США тему, Паркер потерпел неудачу. Фильм Прийди и узри рай (1990), рассказывающий о дискриминации японцев в Штатах во время Второй мировой войны, был неважно принят критикой и не вышел в широкий прокат. Режиссер вернулся в родную Англию и снял Группу «Коммитментс» (1991), тонкую, смешную и лиричную историю о молодом ирландском музыкальном коллективе, выступающем в стиле «соул». Не очень хорошо и прессой, и зрителем (несмотря на участие замечательного актера Энтони Хопкинса) была принята комедия Дорога на Уэлвилл (1994), об эксцентричном докторе, использующем странные методы лечения.
В 1995 студия «Буэна виста» предложила ему постановку престижного крупнобюджетного проекта Эвита, мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера. Проект должен был стать классическим киномюзиклом, способным привлечь внимание публики к почти забытому жанру. На роль Эвиты Перон, жены диктатора Аргентины Хуана Перона, была приглашена поп-дива Мадонна, на бюджет выделено 60 млн. долл. Однако Паркер, а также сценарист и продюсер Оливер Стоун сняли не классический мюзикл, а удивительное эпическое кинополотно, своеобразное и сложнейшее подведение итогов бурного 20 в., предлагающее как бы сборный, обобщенный образ всех диктаторов, правивших в этом веке. В одной сцене Паркер показывает необыкновенную подлость и алчность певички Эвиты, использующей мужчин для пути наверх, в следующей же сцене заставляет зрителя восхищаться ее силой воли, целеустремленностью и стремлением к победе. Несмотря на точнейшее попадание в роль Мадонны, лучший исполнитель – это Антонио Бандерас в роли своеобразного гласа народа Че, следующего за главной героиней как шут за королем Лиром, демонстрирующий не только тончайшее актерское мастерство, но и прекрасный вокал. И сам размах постановки производит сильное впечатление. Сочетание сложности образов и сюжета с голливудской постановочностью пришлось по вкусу далеко не всем, и в итоге хорошо прошедшая в мировом кинопрокате Эвита получила лишь одного «Оскара» за лучшую песню.
В 1999 снял малобюджетную камерную драму Прах Анджелы, мрачную и визуально депрессивную экранизацию романа Фрэнка МакКурта о судьбе семьи ирландских эмигрантов в США. В 2003 вышел фильм Жизнь Дэвида Гейла, детектив о профессоре, борце за отмену смертной казни, которого самого приговаривают к ней за изнасилование и убийство. Ни коммерческого, ни критического успеха кинокартина не имела. 1 января 2002 был возведен в рыцарское достоинство британской королевой Елизаветой II.
Умер Алан Паркер 31 июля 2020 года.
Фильмография (режиссерская)
Наша Цисси (Our Cissy, 1974), Робкие шаги (Footsteps, 1974), Высланные (The Evacueers, 1975, ТВ), Багси Малоун (Bugsy Malone, 1976), Полуночный экспресс (Midnight Express, 1978), Слава (Fame, 1980), Жизнь впустую (Shoot the Moon, 1982), Пинк Флойд: Стена (Pink Floyd The Wall, 1982), Птаха (Birdy, 1984), Сердце ангела (Angel Heart, 1987), Миссиcсипи в огне (Mississippi Burning, 1988), Прийди и узри рай (Come and See the Paradise, 1990), Группа «Коммитментс» (The Commitments, 1991), Дорога на Уэлвилл (Road to Welville, 1994), Эвита (Evita, 1996), Прах Анжелы (Angela's Ashes, 1999), Жизнь Дэвида Гейла (The Life of David Gale, 2003).
Михаил Водопьянов
Alan Parker, Madonna (Introduction). The Making of Evita. Collins Pub San Francisco, 1996
Alan Parker. Making Movies: Cartoons by Alan Parker. British Film Institute, 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»