СТОУН, ОЛИВЕР
СТОУН, ОЛИВЕР (Stone, Oliver) (р. 1946), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. Использует средства жанрового голливудского кинематографа для выражения авторской, личностной оценки событий современной истории.
Родился 15 сентября 1946 в Нью-Йорке, США, в семье брокера с Уолл-Стрит. В 1965, бросив колледж, отправился добровольцем во Вьетнам. Получил ранение. За боевые заслуги Стоун удостоился Бронзовой Звезды за Отвагу и звания Кавалера Пурпурного Сердца. По возвращении в США отправляется в Мексику, где оказывается в тюрьме по обвинению в курении марихуаны. Освободившись и вернувшись в США, поступил на кинокурсы в Нью-Йоркский Университет. Один из его преподавателей – Мартин Скорсезе.
В 1974 Стоун снял в Канаде свою первую кинокартину, фильм ужасов Королева Зла, не вызвавший особого интереса у критики. Намного удачнее его работа в качестве сценариста в фильме Алана Паркера Полуночный экспресс (1978), за которую получил премию «Оскар». Это история об американском подданном Билли Хэйзе, попавшем в турецкую тюрьму за попытку вывоза наркотиков. Стоун старается преподносить события как правду, при этом используя метод смешения факта и вымысла, в чем он очень преуспел. Он неоднократно применяет этот метод и в дальнейшем и достигает очень высокого эмоционального воздействия на зрителя.
Несколько лет писал киносценарии для таких режиссеров как Джон Милиус (Конан Варвар, 1982), Брайан Де Пальма (Лицо со шрамом, 1983), Майкл Чимино (Год дракона, 1985) и Хэл Эшби (Восемь миллионов способов умереть, 1986), пока не решил снова вернуться к режиссуре.
Этапным для него стал 1986, когда на экраны США и Канады вышли сразу два поставленных им фильма: Сальвадор – об американском журналисте, попавшем в круговорот кровавых событий в латиноамериканской стране в 1981 и Взвод – история молодого человека, отправившегося добровольцем во Вьетнам, основанная на собственных воспоминаниях режиссера. Сальвадор был прекрасно встречен критикой и получил номинации на «Оскар» за лучшую мужскую роль (Джеймс Вудс) и лучший оригинальный сценарий (сам Стоун), но прошел в ограниченном прокате. А Взвод вызвал огромный резонанс в США благодаря честному и бескомпромиссному портрету Вьетнамской войны как бойни, а ряда американских солдат как садистов-убийц. Несмотря на то, что Взвод был подвергнут резкой критике со стороны патриотически настроенной части американцев, он получил несколько наград «Оскар» в номинациях за лучший фильм года, режиссуру, монтаж и звук, и стал одним из рекордсменов кинопроката года.
Уолл-Стрит исследует законы большого бизнеса США, а фильм отличается излишним и довольно примитивным морализаторством. Его бесспорное достоинство – великолепная роль Майкла Дугласа, сыгравшего безжалостного магната Гордона Гекко. Дуглас был удостоен «Оскара» за лучшую главную роль года.
В 1988 Стоун снял драму Радиоболтовня, поставленную по пьесе Эрика Богосяна. Фильм основан на реальных событиях жизни ведущего, скандально известного, ток-шоу в Денвере и убитого в 1984. С выходом Радиоболтовни окончательно стало ясно, что Стоун использует стилистику и приемы развлекательных жанров для выражения своих идей и отношения к американскому обществу. Кинокартина Рожденный 4-го июля (1989), в которой Стоун возвращается к теме Вьетнамской войны, еще раз подтверждает это. Фильм основан на мемуарах Рона Ковика, ушедшего на войну добровольцем и вернувшегося инвалидом. На главную роль Стоуну удалось пригласить очень популярного Тома Круза. Хотя Круз не играл ранее серьезной роли такого уровня, но он с ней справился. Получился мощный и горький фильм, который пользовался популярностью у зрителей и принес Стоуну второй «Оскар» за режиссуру и статуэтку за монтаж.
В 1991 вышли два его фильма, и оба посвящены 1960-м. Дорз рассказывает о лидере рок-группы «Дорз» Джиме Моррисоне. Фильм был по достоинству оценен прессой за отлично снятые сцены концертов и за главную роль, сыгранную Вэлом Килмером, но в целом признан неровным. Второй – Дж. Ф. К. – авторская версия убийства президента США Джона Фицджеральда Кеннеди в Далласе в 1963, получил признание кинообщественности. Взяв за основу книгу прокурора Далласа Джима Гаррисона, расследовавшего убийство Кеннеди, Стоун полностью опроверг официальную версию об одном стрелке – Ли Харви Освальде. Как следует из фильма, убийство президента было подготовлено и осуществлено при прямом участии спецслужб США и косвенной поддержке Линдона Джонсона. Эта версия выглядит очень убедительно. Дж.Ф.К. Выдвигался на восемь номинаций премии «Оскар», но получил только две статуэтки – за операторскую работу и монтаж.
В 1993 режиссер, за которым уже прочно закрепилось звание «живого классика», снял кинокартину Небеса и Земля – драму о судьбе вьетнамской женщины, прошедшей через ад войны. К сожалению, фильм (который многие критики называют завершением «вьетнамской трилогии» режиссера) оказался лишенным эмоциональной силы предыдущих работ.
Прирожденные убийцы (1994) – злая и жесткая сатира на американские средства массовой информации, обывателей и поп-культуру. Фильм (автор сценария Квентин Тарантино снял свое имя с титров) наделал много шуму, а его главным героям-маньякам даже пробовали подражать, после чего он был запрещен к показу, в частности, в Великобритании. В следующем году вышел фильм Никсон, в котором президент США, ушедший в отставку после Уотергейтского кризиса, представлен как герой шекспировской трагедии – тиран, разъедаемый внутренними противоречиями, в котором с переменным успехом борются гений и злодейство. Энтони Хопкинс отлично справился с ролью Ричарда Никсона. Фильм получил четыре номинации на премию американской киноакадемии.
Безжалостные нравы большого спорта Стоун показал в драме Каждое воскресенье. Вся кинолента выглядит как один большой видеоклип в результате его увлечения коротким монтажом (мелкой нарезки видеофрагментов).
В январе 2003 на кинофестивале независимого кино «Санденс» демонстрировалась его документальная кинокартина Команданте. Фильм сделан на основе интервью, которое лидер Кубы Фидель Кастро дал режиссеру в Гаване.
Стоун – один из немногих кинодеятелей современности, который свои политические взгляды ставит во главу творчества. С сентября 2003 планируется работа над крупномасштабным проектом Александр о жизни древнегреческого полководца Александра Македонского.
Фильмография (режиссерская)
Королева Зла (Seizure, 1974);
Сумасшедший на Мартинике (Mad Man on Martinique, 1979);
Рука (The Hand, 1981);
Сальвадор (Salvador, 1986);
Взвод (Platoon, 1986);
Уолл-Стрит (Wall Street, 1987);
Радиоболтовня (Talk Radio, 1988);
Рожденный 4-го июля (Born on the Fourth of July, 1989);
Дорз (The Doors, 1991);
Дж.Ф.Кей (JFK, 1991);
Небеса и Земля (Heaven and Earth, 1993);
Прирожденные убийцы (Natural Born Killers, 1994);
Никсон (Nixon, 1995), Поворот (U Turn, 1997);
Каждое воскресенье (Any Given Sunday, 1999);
Команданте (Comandant, 2003).
Михаил Водопьянов
Riordan. Stone: The Controversies, Excesses, and Exploits of a Radical Filmmaker. Hyperion, US, 1996
Lambert. False Witness: The Real Story of Jim Garrison's Investigation and Oliver Stone's Film JFK, National Book Network, US, 1999
Michael Carlson. Oliver Stone. Pocket Essentiials, US, 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»