ХОПКИНС, ЭНТОНИ
ХОПКИНС, ЭНТОНИ (Hopkins, Anthony) (р. 1937); англо-американский актер, кинорежиссер.
Родился 31 декабря 1937 в Мэргаме, Великобритания. Играл в Национальном театре (бывшем в ту пору ведущим театром Англии) под руководством Лоуренса Оливье. В 1968 снялся в роли сына английского короля в нашумевшем фильме Лев зимой. Несмотря на позитивные отзывы в прессе, Хопкинс сниматься в большом кино не стал и ограничился ролями в телефильмах и сериалах, не переставая играть в театре. По слухам, в эти годы он боролся со своим алкоголизмом (даже после того, как он победил болезнь, посещал «общество анонимных алкоголиков»). Из этого периода стоит отметить кинороли второго плана в фильмах Ричарда Аттенборо Молодой Уинстон (1972, об Уинстоне Черчилле) и грандиозной военной драме На один мост дальше (1977); а на ТВ Хопкинс переиграл множество исторических и литературных персонажей: от Клавдия в Гамлете (1969) до Отелло (Отелло, 1981) и Муссолини (Муссолини: Падение Дуче, 1985). Особо выделяется работа в драме Дэвида Линча Человек-слон (1980); в которой он сыграл доктора викторианской Англии, исследовавшего Джона Меррика, знаменитого физически уродливого человека. Но до 1991 Хопкинс был одним из многих английских актеров, профессиональных, но не слишком известных и вроде бы лишенных звездной харизмы.
В феврале 1991 на экраны США вышел триллер Джонатана Демме Молчание ягнят, в котором 53-летний Хопкинс сыграл одну, из если не лучших, то, во всяком случае, самых эффектных ролей мирового кино – доктора Ганнибала Лектера. В истории о стажере ФБР Клариссе Старлинг (Джоди Фостер) сидящий за решеткой людоед-интеллектуал, с помощью которого она пытается поймать действующего психопата, фигура в принципе второстепенная. У Хопкинса на экране – сорок минут времени, что не помешало ему получить «Оскар» за главную роль. Уникальное актерское творение, Лектер умен, хитер, обаятелен, в меру романтичен и даже немного сентиментален. Он способен управлять эмоциями людей и моделировать их поступки на расстоянии. Успех роли в том, что точная, сдержанная, холодная английская школа актерской игры очень точно легла в условности жанра голливудского психологического триллера, взаимно дополнив друг друга.
После этого фильма Хопкинс уже казался зрителям давно известным и давно любимым актером. С тех пор он чередует в своем творчестве киноленты развлекательных жанров с тонкими психологическими ролями. В 1992 снялся сразу у трех знаменитых режиссеров. В постановке Ф.Копполы Дракула Брэма Стокера сыграл профессора Ван Хельзинга не как мужественного героя, а как почти безумца, одержимого борьбой с вампирами. В Чаплине Ричарда Аттенборо – биографа выдающегося комика. И, с наибольшим успехом, в фильме Дж.Айвори Говардс Энд, драме из жизни британских аристократов викторианской эпохи. В следующем году вновь снимается у Аттенборо в главной роли в Стране теней, о писателе Джеке Льюисе, авторе популярных детских Хроник Нарнии, влюбляющемся в умирающую от болезни женщину и сочиняющим сказки для ее детей. И снова у Айвори в тонкой деликатной драме На исходе дня о любви управляющего домом аристократа в Англии 1930-х и экономки. Игра Хопкинса намного превосходит все остальные достоинства фильма. В 1994 сыграл патриарха клана Лудлоу в эпической и очень красивой драме Эд.Цвика Легенды осени и эксцентричного доктора, практикующего странные методы лечения в своей клинике в комедии Ал.Паркера Дорога на Уэлвилл.
Одно из достижений актера – роль Ричарда Никсона, президента США, в фильме О.Стоуна Никсон (1995). Для Стоуна и Хопкинса Никсон – трагическая фигура, достойная пера Шекспира, мощный, талантливый, одаренный человек, бьющийся в оковах своих комплексов и амбиций. Хопкинс выкладывается полностью, не стараясь особо копировать внешность и мимику президента, актер создает глубокий и сложный образ человека, которого одни считают тираном (он ушел в отставку после Уотергейтского скандала); другие – героем, и только сам Никсон не может определиться, кто же он на самом деле. Был номинирован за фильм на «Оскар», но не получил статуэтку. В свою богатую галерею исторических персонажей актер добавляет легендарного художника в новой совместной работе с Дж.Айвори Жизнь с Пикассо (1996); которая осталась незамеченной публикой и прессой. В том же году он поставил фильм Август по своей любимой пьесе А.Чехова Дядя Ваня. В 1997 убедительно сыграл героя приключенческого жанра в фильме Ли Тамахори На грани, о миллионере, после автокатастрофы вынужденном вести борьбу за выживание в лесах Аляски и вступающем в схватку с людоедом-гризли. В следующем году также убедительно продемонстрировал прекрасную физическую форму, сыграв отца Зорро (Антонио Бандерас) в блокбастере М.Кэмпбелла Маска Зорро. Уверенная и обаятельная игра Хопкинса – единственное достоинство нелепой и неинтересной киноленты М.Бреста Знакомьтесь с Джо Блэком (1998); в которой он играет бизнесмена, встретившегося с самой Смертью (Брэд Питт). Одна из немногих актерских неудач – сумасшедший ученый в драме Инстинкт (1999); но это вина скорее плохого сценария и режиссуры. Ставший легендой при жизни, актер появляется в эпизоде второй части мегахита Миссия: Невыполнима и читает текст для другого мегахита-сказки Р.Ховарда Гринч, похититель Рождества (оба – 2000).
В 2001 возвращается к герою, сделавшему его звездой, доктору Лектеру. Ганнибал, продолжение приключений бежавшего из психиатрической клиники людоеда, в постановке Р.Скотта оказался странной и гротескно жестокой (в сцену с приготовлением блюда из мозга еще живого героя Рэя Лиотты трудно поверить, пока это не увидишь собственными глазами) ерундой, тем не менее, обреченной на огромный успех у мирового зрителя. Хопкинс честно отыграл роль на автопилоте, но назвать это каким-то актерским достижением, нельзя. Однако, судя по всему, относясь к роли Лектера с огромным уважением, актер с удовольствием снимался и в третьей истории о нем: фильме Бр.Ратнера Красный дракон. Популярностью первых двух частей он не пользуется (справедливости ради нужно заметить, что у Хопкинса роль действительно второплановая) и, кроме того, в прокате и у критиков проваливаются еще несколько вышедших в последние годы фильмов Хопкинса – комедийный боевик Плохая компания Дж.Шумахера (2002); психологический детектив Запятнанная репутация Роберта Бентона (2003); исторический «колосс» Александр Оливера Стоуна (2004); а мистическая комедия Алека Болдуина Дьявол и Дэниэл Уэбстер (2001) вообще не вышел на экраны.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Блоха в ее ухе (A Flea in Her Ear, 1967, ТВ);
Белый автобус (The White Bus, 1967);
Лев зимой (Lion in Winter, 1968);
Война в увеличительном стекле (The Looking Glass War, 1969);
Гамлет (Hamlet, 1969);
Три сестры (Three Sisters, 1970, ТВ);
Дантон (Danton, 1970, ТВ);
Дядя Ваня (Uncle Vanya, 1970, ТВ);
Сердца и цветы (Hearts and Flowers, 1970, ТВ);
Великая неповторимая миссис Дикенс (The Great Unimitable Mrs. Dickens, 1970, ТВ);
Когда звонят восемь колоколов (When Eight Bells Tolls, 1971);
Решение сжечь (Decision to Burn, 1971, ТВ);
Игра поэта (Poet Game, 1972, ТВ);
Молодой Уинстон (Young Winston, 1972);
Война и мир (War & Peace, 1972, ТВ-серии);
Приверженцы Эдварда (The Edwardians, 1972, ТВ-серии);
Ллойд Джордж (Lloyd George, 1973, ТВ);
Кукольный дом (A Doll's House, 1973);
Кью Би Восьмой (QB VII, 1974, ТВ-серии);
Друг детства (The Childhood Friend, 1974, ТВ);
Джаггернаут (Jaggernaut, 1974);
Найди меня (Find Me, 1974, ТВ);
Наваждения (Possessions, 1974, ТВ);
Девушка с Петровки (The Girl From Petrovka, 1974);
Обещание Арката (The Arcata Promise, 1974, ТВ);
Все создания, большие и малые (All Creatures Great and Small, 1974);
Омраченная победа (Dark Victory, 1976);
Дело о похищении Линдберга (The Lindbergh Kidnapping Case, 1976, ТВ);
Победа у Энтеббе (Victory at Entebbe, 1976, ТВ);
Одри Роуз (Audrey Rose, 1977);
На один мост дальше (A Bridge Too Far, 1977);
Интернациональный бархат (International Velvet, 1979);
Кин (Kean, 1978, ТВ);
Магия (Magic, 1978);
«Мэйфлауэр»: Путешествие пилигримов (Mayflower: The Pilgrim's Adventure, 1979, ТВ);
Человек-слон (The Elephant Man, 1980);
Смена сезонов (A Change of Seasons, 1980);
Бункер (The Bunker, 1981, ТВ);
Питер и Пол (Peter and Paul, 1981, ТВ);
Отелло (Othello, 1981, ТВ);
Собор Парижской Богаматери (The Hunchback of NotreDame, 1982, ТВ);
Маленький Эйольф (The Little Eyolf, 1982, ТВ);
Женатый мужчина (A Married Man, 1983, ТВ);
Незнакомцы и братья (Strangers and Brothers, 1984, ТВ);
Баунти (The Bounty, 1984);
Голливудские жены (Hollywood Wives, 1985, ТВ-серии);
Триумфальная арка (Arch of Trimph, 1985, ТВ);
Муссолини: Падение Дуче (Mussollini: The Decline and Fall of Il Duche, 1985, ТВ);
Хороший отец (The Good Father, 1985);
Признание вины (Guilty Concience, 1985, ТВ);
Блант (Blunt, 1985, ТВ);
84 по Черинг Кросс Роад (84 Charing Cross Road, 1987);
Десятый человек (The Tenth Man, 1988, ТВ);
Закатывающийся (The Dawning, 1988);
Хор неодобрения (A Chorus of Disapproval, 1988);
Через озеро (Across the Lake, 1988, ТВ);
Родина (Heartland, 1989);
Часы отчания (Desperate Hours, 1990);
Молчание ягнят (The Silence of the Lambs, 1991);
Война одного (One Man's War, 1991, ТВ);
Большие надежды (Great Expectations, 1991, ТВ-серии);
Беглец (Freejack, 1992);
Спотсвуд (Spotswood, 1992);
Говардс Энд (Howard's End, 1992);
Быть лучшим (To Be the Best, 1992, ТВ);
Дракула Брэма Стокера (Bram Stoker's Dracula, 1992);
Чаплин (Chaplin, 1992);
Процесс (The Trial, 1993);
Невинный (The Innocent, 1993);
Выбранные выходы (Selected Exits, 1993, ТВ);
На исходе дня (The Remains of the Day, 1993);
Страна теней (Shadowlands, 1993);
Дорога на Уэлвилл (Road to Welville, 1994);
Легенды осени (Legends of the Fall, 1994);
Никсон (Nixon, 1995);
Август (1996, также режиссер);
Живя с Пикассо (Surviving Picasso, 1996);
На грани (The Edge, 1997);
Амистад (Amistad, 1997);
Маска Зорро (The Mask of Zorro, 1998);
Знакомьтесь с Джо Блэком (Meet Joe Black, 1998);
Инстинкт (The Instinct, 1999);
Тит (Titus, 1999);
Миссия: невыполнима 2 (Mission: Impossible II, 2000);
Гринч, похититель Рождества (How the Grinch Stole Christmas, 2000);
Ганнибал (Hannibal, 2001);
Сердца в Атлантике (Hearts in Atlantis, 2001);
Дьявол и Дэниэль Уэбстер (The Devil and Daniel Webster, 2001);
Плохая компания (Bad Company, 2002);
Красный дракон (Red Dragon, 2002);
Запятнанная репутация (The Human Stain, 2003); Александр (Alexander, 2004);
Доказательство (Proof, 2005);
Самый быстрый индеец в мире (The World's Fastest Indian, 2005);
Вся королевская рать (All the King's Men, 2005).
Михаил Водопьянов
Quentin Falk. Anthony Hopkins: The Biography. Virgin Publishing; 2004
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»