ЛЛОЙД УЭББЕР, ЭНДРЮ
ЛЛОЙД УЭББЕР, ЭНДРЮ (Lloyd Webber, Andew) (р. 1948), английский композитор. Начиная с 1970-х гг. именно Уэббер способствовал возрождению и утверждению на мировой сцене английского и американского музыкального театра. Он создал свой стиль, эклектичный, с элементами рока. Его мюзиклы – яркие, зрелищные, с запоминающимися мелодиями и напряженным действием. Ему удается сочетать такие несхожие жанры, как рок-н-ролл, традиционный английский мюзик-холл и опера, и, соединяя их, создавать музыку, быстро завоевывающую популярность.
Эндрю Ллойд Уэббер родился 22 марта 1948 в Лондоне. Начал сочинять музыку в раннем возрасте. В 1956 поступил в Вестминстерскую школу и стал писать музыку для школьных спектаклей. В 1962 получил стипендию Челленджа, а в 1964 стипендию оксфордского колледжа Магдалины. В 1965 познакомился с поэтом Тимом Райсом, четырьмя годами старше его, и эта встреча стала началом их плодотворного творческого союза. Уэббер оставил колледж, чтобы посвятить все время музыке.
Первая заметная работа Ллойд Уэббера и Райса – Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов (Joseph and Amazing Technicolor Dreamcoat, 1968). В этом двадцатипятиминутном представлении в концертной манере, повествующем о библейском Иосифе и его братьях, были использованы джаз, французский шансон, калипсо, мелодии кантри и рока. Мюзикл несколько раз показали на студенческой сцене, и он был так хорошо принят, что авторы решили расширить постановку до двух актов по сорок пять минут. В таком виде мюзикл был представлен публике в Лондоне и Нью-Йорке и получил самые одобрительные отзывы. См. также ДЖАЗ.
Следующей работой соавторов стала рок-опера Иисус Христос – суперзвезда (Jesus Christ Superstar, 1971). В этом далеко не бесспорном, но необычайно популярном произведении классические музыкальные формы соединены с рок-музыкой. Это смешение было признано удачным и новаторским. Критик Уильям Бендер писал: «Что бы ни говорили об Иисусе, Уэббер и Райс сумели сплавить воедино слова и музыку, найти такой убедительный язык, что после них рок никогда уже не будет прежним... Уэббер и Райс не превзошли Битлз или Роллинг Стоунз, Прокофьева, Орффа, Стравинского, или любого другого музыканта, чье влияние заметно в их рок-опере. Но им удалось органично соединить все заимствования и создать свое собственное, серьезное и значительное, произведение».
Последняя совместная работа Ллойд Уэббера и Райса, которую стоит отметить, это Эвита (Evita, 1978), волнующий мюзикл о восхождении к власти актрисы-куртизанки Эвы Дуарте, ставшей женой аргентинского диктатора Хуана Перона. Написанная целиком в оперной манере, Эвита получила премию «Тони» в 1980 за блестящую партитуру Уэббера и прекрасный текст Райса, чьи имена навсегда связаны с песней Не плачь по мне, Аргентина. Эвита была экранизирована в 1996, в главной роли снялась Мадонна.
Для мюзикла Кошки (Cats, 1981) Уэббер в качестве либретто взял стихи Т.С.Элиота из Книги о котах (Old Possum's Book of Practical Cats; другой вариант названия в русском переводе – Старый опоссум). Самыми яркими находками были костюмы кошек для актеров и ставшая невероятно популярной песня Воспоминания (Memory). Кошки были признаны одним из наиболее новаторских мюзиклов, которые когда-либо появлялись на сцене, и получили высокую оценку критики почти по всем пунктам: музыка, хореография, постановка, декорации. В 1983 Кошки получили премию «Тони» за лучший мюзикл, а также за лучшую партитуру (Уэбберу) и за лучший текст (Элиоту). В конце 1980-х мюзикл Кошки был поставлен на пятнадцати сценах в разных странах мира. На Бродвее его перестали играть только в 2001.
Следующие проекты Уэббера, одноактный мюзикл Песня и танец (Song and Dance, 1982) и Звездный экспресс (Starlight Express, 1984), где двадцать семь актеров на роликах составляют живой поезд, долго продержались на сцене, но не достигли того успеха, который принес автору Призрак Оперы (Phantom of the Opera, 1986). В основе мюзикла – роман французского автора детективов Гастона Леру, герой которого, гений с изуродованным лицом, вынужденный скрываться от людей, обитает в недрах парижской Оперы и тайно руководит успехами и провалами ее актеров. Призрак Оперы Уэббера – одновременно музыкальное произведение и зрелищный спектакль. По всеобщему признанию, в нем наиболее ярко раскрылся талант композитора.
В 1989 Уэббер начинает работать с поэтом Доном Блэком и английским драматургом Кристофером Хэмптоном над переработкой романа Дэвида Гарнетта Аспекты любви (Aspects of Love, 1955). С теми же соавторами Уэббер пишет Бульвар Сансет (Sunset Boulevard, 1993), мюзикл по мотивам классического фильма Билли Уайлдера (1950) о жизни поблекшей, всеми забытой звезде экрана и ее связи с молодым проходимцем-киносценаристом. В 1995 Бульвар Сансет получил премию «Тони» за лучший мюзикл.
Кроме мюзиклов, Уэббер и Райс совместно писали песни, не вошедшие в постановки.
Среди других произведений Уэббера – Вариации для виолончели (1978), написанные для его младшего брата Джулиана, виолончелиста, и Реквием (1985).
В 2001 в Лондоне поставлен новый мюзикл Уэббера, Прекрасная игра (The Beautiful Game), либретто Бена Элтона. В том же году на Бродвее возрожден ранний мюзикл, провалившийся при первой постановке, Дживс/или По мотивам Дживса (By Jeeves), по мотивам романов П.Г.Вудхауза о Дживсе и Вустере (либретто Алана Эйкборна). В 2002 в Лондоне поставлены Грезы Бомбея (Bombay Dreams).
В 1992 Уэббер был возведен в рыцарское достоинство, а в 1997 получил титул пэра.
В членах его театральной труппы («Reаlly Useful Group») состоит принц Эдуард.
В России была осуществлена постановка рок-оперы Иисус Христос – суперзвезда (Театр им. Моссовета).
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»