ПИНК ФЛОЙД
ПИНК ФЛОЙД (Pink Floyd), английская музыкальная группа. Создана в 1965.
Состав первого альбома: Сид Барретт (Syd Barrett) – вокал, гитара, Роджер Уотерс (Rodger Waters) – бас-гитара, Ричард Райт (Richard Wright) – клавишные, Ник Мейсон (Nick Mason) – ударные.
Эта одна из крупнейших в истории современной музыки групп на протяжении более чем 30 лет создавала собственный музыкальный мир, в котором можно найти элементы почти всех современных направлений – от эмбиента (ambient) до «нового металла» (nu-metal).
Группа образовалась в Лондоне на основе студенческого коллектива, в котором в середине 1960-х играли Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон. В 1965 году к ним присоединился Баррретт. В первые годы ее лидером был Сид Барретт (настоящее имя Роджер Барретт). Этот коллектив, подобно многим другим британским группам того времени, исполнял ритм-н-блюз в духе «Роллинг Стоунз» и постоянно менял названия: «Сигма-6» (Sigma-6), «Меггадетс» (Meggadeaths) и «Эбдэбс» (Abdabs). С приходом Барретта появилось новое название «Пинк Флойд Саунд» (The Pink Floyd Sound), составленное из имен двух американских блюзовых исполнителей – Пинка Андерсона (Pink Anderson) и Флойда Каунсила (Floyd Council).
Первые годы большую часть репертуара группы составляли классические блюзовые и ритм-н-блюзовые композиции, на фоне которых Барретт развивал свою необычную гитарную технику. Группа в целом постепенно становилась все более заметной и популярной на лондонской сцене.
По настоянию менеджера группы, Дженнера, Барретт стал писать больше собственных песен. В марте 1967 вышел первый сингл группы Арнольд Лейн (Arnold Layne), который занял 23 место в Британском хит-параде, но вызывал небольшой скандал в прессе и на радио из-за содержания. Песня рассказывала о человеке, который воровал по ночам белье с бельевых веревок.
Второй сингл Смотри, как Эмили играет (See Emily Play, лето 1967) оказался еще более успешным и вышел на 6-ое место Британского хит-парада.
Однако в тот период у группы возникли осложнения с Сидом Барреттом. Музыканты позже объясняли, что проблемы возникали то из-за особенностей его свободной и хрупкой творческой натуры, восстававшей против всевозможных коммерческих игр и правил, то из-за того, что он злоупотреблял наркотиками ЛСД. Тем не менее, в августе 1967 они выпустили дебютный долгоиграющий альбом, Флейтист у врат рассвета (The Piper at the Gates of Dawn), который стал сенсацией в Англии. Свободное звучание, непривычная манера игры Барретта, удивительные мелодии и странные тексты производили сильное впечатление. Но группа пребывала в кризисном состоянии. Музыканты пригласили гитариста Дэвида Гилмора (David Gilmour). Некоторое время Гилмор и Барретт выступали в составе «Пинк Флойд» вместе, но в 1968 Барретт покинул группу, и Гилмор остался единственным гитаристом коллектива.
Им удалось довольно быстро выйти из кризиса, уже в 1968 они выпустили второй альбом Блюдца, полные секретов (A Saucerful of Secrets), который состоял из коротких песен с необычным звучанием и из длительных и пространных композиций – прообразов более поздних монументальных работ.
Группа много выступала, экспериментировала не только со звучанием, но и с визуальной стороной концертов, используя множество световой аппаратуры, пиротехники и других спецэффектов. «Пинк Флойд» работали и в кино. Они создали звуковые дорожки к таким фильмам, как Больше (More) Барбета Шредера (Barbeth Schroeder) в 1969-м и The Valley (Долина) (в 1972 альбом вышел под называнием Закрытый облаками (Obscured by Clouds)), Забриски Пойнт (Zabriskie Point) Микеланджело Антониони в 1970-м.
В конце1960-х они увлеклись тяжелым звуком. Некоторые композиции, как Песня Нила (Nile Song) из альбома Больше, звучала внушительно даже на фоне гранджа (grunge) 1990-х или современного «нового металла».
Их все более привлекают крупные музыкальные формы и в 1970 появился студийный альбом Мать с атомным сердцем (Atom Heart Mother). Это – двадцатиминутная композиция имеет уже симфонический масштаб, хотя в альбоме есть и короткие песни. А альбом Вмешательство (Meddle, 1971) открывает их знаменитая тема В один из этих дней (One of These Days). Вторая же сторона пластинки полностью посвящена крупному музыкальному полотну под названием Эхо (Ecoes).
К началу 1970-х у них сложилась прочная репутация с определенным кругом поклонников. Трудно было предположить, что их следующий альбом Темная сторона Луны (The Dark Side of the Moon, 1973) станет событием в мире современной музыки, и что группа завоюет всемирную известность. Его достоинствами были не только великолепные композиции и высокий уровень исполнения, но также технические новшества. Группа тщательно и кропотливо работала над звучанием, использовала самые последние достижения техники, и эти усилия оправдали себя: пластинка удивила слушателей. В течение нескольких лет она оставалась на высоких местах хит-парадов Англии и Америки, что само по себе явление редкое. Успех Темной стороны Луны во многом обусловлен тем, что «Пинк Флойд» удалось найти сочетание новаторских эффектов с доходчивой формой исполнения. Получился симбиоз серьезной и популярной музыки.
Следующий диск Хотелось бы, чтобы ты был здесь (Wish You Were Here, 1975) получился не менее удачным. Некоторые песни это диска связаны с фигурой Сида Барретта. Именно о нем идет речь в первой композиции Сияй, сумасшедший алмаз (Shine On You Crazy Diamond). Вокальную партию в композиции Угощайтесь сигарой (Have a Cigar) исполнил Рой Харпер (Roy Harper), английский певец, герой песни Шляпы долой перед Роем Харпером! (Hats Off To Roy Harper!) из альбома группы «Лед Зеппелин».
Закономерным был успех группы и после выхода концептуального альбома Животные (Animals, 1977), в основу которого легла книга Скотный двор Джорджа Оруэлла. Линия социальной сатиры, всегда волновавшая Роджера Уотерса (который к концу 1970-х стал лидером группы), была продолжена и в следующем альбоме Стена (The Wall, 1979). Тема изоляции, разобщения людей, порочного, калечащего воспитания в современном обществе остро прозвучала в альбоме, состоявшем из двух дисков. Альбом имел успех, а одна из песен Еще один кирпич в Стене (Another Brick in the Wall) возглавила британские хит-парады. В 1980 режиссер Алан Паркер (Alan Parker) снял кинематографическую версию этого альбома с одноименным названием.
Но, несмотря на успех альбома Стена группа находилась в состоянии далеком от гармонии. Критики буквально разгромили следующий альбом. Фактически «Пинк Флойд» как единой группы уже не существовало. Каждый из музыкантов активно занимался собственными проектами. В 1985 Уотерс, в ответ на предложения коллег обсудить будущее «Пинк Флойд», заявил о своем уходе из группы. Гилмор, Мейсон и Райт начали работу над новым альбомом, при этом сохранив за собой название «Пинк Флойд». Начался этап многочисленных судебных разбирательств с Роджером Уотерсом. Он пытался запретить музыкантам использовать это название. Однако суд вынес решение не в его пользу. Ответом Уотерса на деятельность бывших коллег стало впечатляющее шоу «Стена», организованное им в честь ликвидации Берлинской стены в 1990.
В 1987 «Пинк Флойд» выпустили пластинку Крактовременная потеря рассудка (Momentary Lapse of Reason) и отправились в большое турне, по мотивам которого в 1988 вышел двойной концертный альбом Нежный звук грома (Delicate Sound of Thunder). В 1989 состоялись гастроли «Пинк Флойд» в СССР.
В 1992 Гилмор, Райт и Мейсон издали собрание, состоящее из 7 наиболее известных альбомов, нескольких редких песен и большого буклета, посвященного истории коллектива, Сияй (Shine On). В 1994 вышел альбом новых песен «Пинк Флойд» под названием Division Bell (два варианта перевода: Разделяющий колокол или Дивизионный колокол), а в 1996 – концертный диск Пульс (Pulse). В 2001 они снова напомнили о себе ностальгическим сборником Эхо (Echoes), в который вошли различные композиции всех периодов жизни группы.
Александр Зайцев
Nicholas Schaffner. Saucerful of Secrets: The Pink Floyd Odyssey. Delta; Reissue edition,1992
Cliff Jones. Another Brick In The Wall. Carlton Books, 2000
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»