МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША
МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША, или Русский Драматический Театр открылся 30 августа 1882 в Москве в здании Лианозовского театра (ныне МХАТ им. Чехова). Это был первый частный театр (появился в связи с отменой монополии императорских театров) на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра А.А.Бренко.
Театр Бренко существовал с 1879 в обход монополии императорских театров, имел блестящую труппу и классический репертуар, составлял конкуренцию Малому театру, но ее неопытность как антрепренера привела театр в 1882 к краху. Ведущие актеры театра во главе с М.И.Писаревым и В.Н.Андреевым-Бурлаком на правах товарищества создали Русский драматический театр, пригласив распорядителем Ф.А.Корша. Ему было поручено коммерческое руководство с обязательным условием соблюдать художественные принципы бывшего Пушкинского театра. Театр начал работу в традиционный день открытия сезона в императорских театрах спектаклем Ревизор Н.В.Гоголя, бросив тем самым вызов казенной сцене. В первый сезон театр имел труппу и репертуар, сложившиеся в Пушкинском театре, но уже через год Корш стал единоличным руководителем театра. Перед ним встала проблема выживания театра в условиях отсутствия государственных дотаций, субсидий Московской городской Думы и финансовой поддержки меценатов. Вскоре из-за долгов по грандиозной постановке пятиактной исторической хроники Царь и великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский Н.А.Чаева (1883) театр оказался на грани закрытия. Из этого кризиса Корш нашел выход: он изменил линию репертуара во-первых, и расширил круг зрителей, во-вторых. Введением дешевых билетов на утренние спектакли и в праздничные дни привлек к театру молодежь. Утренники в то время были только у Корша. Основной репертуар утренних спектаклей составляла классика, в первую очередь пьесы А.Н.Островского. Режиссеры М.В.Аграмов и Н.Н.Соловцов, работавшие у Корша в 1885-1887, пытались придать антрепризе черты свободного театра, решающего серьезные художественные задачи. Аграмов поставил Горе от ума А.С.Грибоедова в костюмах и декорациях грибоедовской эпохи, Соловцов - Иванова А.П.Чехова. В обоих спектаклях участвовал В.Н.Давыдов, работавший у Корша в 1886–1888. На его сцене шли также пьесы Л.Андреева: Дни нашей жизни и Gaudeamus, ставились Маскарад М.Ю.Лермонтова, Гроза А.Н.Островского, Гамлет У.Шекспира, Разбойники Ф.Шиллера, Тартюф Мольера, пьесы Г.Ибсена Кукольный дом, Враг народа, Ф.Писемского Горькая судьбина, Л.Н.Толстого Плоды просвещения, Власть тьмы.
В утренних спектаклях были заняты те же знаменитые артисты, что и вечером, качество постановки утренников оставалось таким же высоким, что и в вечерних спектаклях. И.М.Москвин вспоминал, что в молодости он был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В.Н.Давыдовым». Формируя аудиторию утренних спектаклей, театр расширял и зрительский круг вечерних. На вечерний спектакль, который смотрела зажиточная публика, цена билета оставалась не менее высокой, чем в Малом театре. Так Корш компенсировал коммерческие убытки по организации утренников.
В новом репертуаре он сделал акцент на фарсовой комедии с ярко выраженной любовной интригой, рассчитанной на неискушенного зрителя. «Моя задача - театр комедии с драматическим или комическим оттенком», - признавался он. В первый сезон 1882-1883 были поставлены В царстве скуки Э.Пальерона, Денежные тузы А.Ф.Крюковского, Опасное поручение Н.Н.Николаева. Появилось понятие «коршевской пьесы», т.е. драматургии, строившейся по принципу «больше забавного и смешного». Литераторы Д.А.Мансфельд, А.Ф.Крюковский, Н.И.Мясницкий, С.Ф.Разсохин поставляли комедии с однотипными конфликтами и штампованными персонажами. По отзыву М.Горького, в 1880-е на сцене театра «царил грубейший фарс Мясницкого и пошловатые пьесы Мансфельда».
Корш ввел в практику еженедельные премьеры по пятницам, которые ставились с 3–4 репетиций. Из-за такой спешки неизбежными были и провалы, но зато удачные постановки шли годами. Успехом пользовались Чары любви В.Карпова, Летние грезы В.Крылова. Московские театралы знали: что бы ни случилось, как часы, в пятницу у Корша новый спектакль. «Пятницы» служили своеобразной рекламой. В целях рекламы же он устраивал в фойе театра художественные выставки, музыкальные вечера, обязательно давал рекламу в прессе. Говоря современным языком, он был талантливым менеджером своего театра.
В начале 1890-х он сместил акцент в репертуаре на западноевропейские переводные новинки. «Гвоздь» последнего театрального европейского сезона непременно появлялся вскоре у Корша: фарсы Тетка Чарлея и Мадам Сен-Жен В.Сарду и Э.Моро, Раб наживы О.Мирабо, Контролер спальных вагонов А.Биссона. Бывая за границей на премьерах модных пьес, Корш и его переводчики стенографировали текст спектакля, а потом переводили его, причем нередко декорации и костюмы европейской постановки полностью «калькировались». Поэтому у него случались неприятности и судебные тяжбы с авторами, зачастую еще не успевшими опубликовать пьесу на родине, но уже поставленной в России.
По меткому определению А.Антуана за поточный метод создания спектаклей Корш получил прозвище «театрального фабриканта». В результате репертуарной политики 1882-1897 театр приобрел финансовую стабильность и завоевал доверие московской публики. В 1885 благодаря благотворительной помощи купцов братьев Бахрушиных в Богословском переулке открылось новое здание театра (архитектор М.Н.Чичагов) со сценой, оборудованной по последнему слову техники, и зрительным залом, освещенным электричеством, (в Большом и Малом театрах зрители еще дышали газом).
Он мог уже позволить постановки серьезной драматургии. В его театре впервые был поставлен Иванов А.П.Чехова (1887), а также водевили Медведь (1898), Свадьба (1902). К Чехову Корш обратился как к литератору юмористических рассказов в надежде, что тот напишет для театра что-нибудь подобное. У Корша же впервые поставлены Власть тьмы Толстого (1895), Нора и Доктор Штокман Ибсена (1891-1892), пьесы Г.Зудермана, Э.Ростана.
Одним из самых больших достижений театра считался высокий уровень исполнительского мастерства, ядром его труппы являлись актеры, служившие в театре Бренко. Для привлечения известных актеров он ввел практику ежегодных бенефисов. Постепенно здесь собрались подлинно одаренные актеры: яркая исполнительница характерных ролей М.М.Блюменталь-Тамарина, психологически глубокий Н.М.Радин, завоевавший шумный успех своей темпераментной игрой В.О.Топорков. В разные годы в театре играли И.П.Киселевский, В.Н.Давыдов, Н.П.Рощин-Инсаров, П.Ф.Солонин, В.Н.Андреев-Бурлак, А.Я.Глама-Мещерская, М.И.Писарев, П.М.Свободин, А.П.Кторов, И.М.Москвин, А.А.Остужев, А.Б.Яворская, Л.М.Леонидов, П.Н.Орленев, М.Т.Иванов-Козельский, И.М.Шувалов, А.А.Яблочкина, Г.И.Мартынова, Н.А.Самойлов-Мичурин, Н.В.Светлов, К.Н. и А.М. Яковлевы, П.В.Самойлов, М.А.Потоцкая, В.А.Кригер, Е.М.Грановская, А.П.Петровский, Б.С.Борисов, А.И.Чарин, М.М.Климов, Н.А.Смирнова, Б.А.Горин-Горяинов, Н.И.Комаровская и др.
С появлением МХТ (1898), отвлекшего значительную часть интеллигентной публики, Корш почувствовал непрочность собственных позиций. Чехова, Ибсена и Л.Андреева теперь предпочитали смотреть в Художественном театре. Чутко улавливая театральную моду, он понял, что пришло время режиссерского театра. В 1900 пригласил выдающегося режиссера Н.Н.Синельникова, чтобы тот поднял уровень спектаклей. Синельников осуществил несколько значительных работ, к примеру, Дети Ванюшина С.А.Найденова в его постановке (1901) заслужили одобрение К.С.Станиславского. Позднее в театре работали режиссеры А.Л.Загаров (1910–1911), Н.Д.Красов (1911–1912), А.Л.Зиновьев (1912–1913), В.К.Татищев (1914–1917).
Обращение к известным режиссерам не помогло театру. Эклектичная, лишенная идейной основы художественная программа театра привела к его окончательной эволюции по коммерческому пути. Тем не менее антреприза Ф.А.Корша (1882-1917) осталась примером самой длительной частной антрепризы в России. Гибкость мышления и уникальное мастерство компромисса позволили ему выдержать конкуренцию других частных театров. В 1917 он праздновал 35-летие своей деятельности на этом поприще. Только тяжелая болезнь вынудила его покинуть театр.
октября 1917 театр из частной антрепризы был преобразован в товарищество артистов. С 28 ноября 1917 частично, а с 13 мая 1918 полностью, театр был передан М.М.Шлуглейту. В сезон 1920-1921 бывший театр Корша получил название Театр РСФСР 3-й, Комедия. В сезон 1925-1926 театр был включен в сеть государственных театров Моссовета, носил названия: Комедия (б. Корш), Московский Драматический Театр. В 1932 театр был закрыт, а в его здании опять разместился МХТ. Наиболее крупные актеры вошли в труппы Малого театра, МХАТ и др.
В настоящее время здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному Театру Наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В год двойного юбилея (в 2002 исполнилось 120 лет театру Корша и 150 лет его основателю) в Театре Наций состоялись «Коршевские чтения» под названием «Театр ХХI века между стационаром и антрепризой», на которых были обсуждены дальнейшие пути развития русского театра. «История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться», - считает историк театра Т.Шах-Азизова.
Опыт Корша, умело сочетавшего в своей предпринимательской деятельности просветительское и коммерческое начала, весьма актуален.
Елена Ярошевич
Юрьев Ю. Записки. Л. – М., 1941
Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. М., 1962
Павлова Т. Давыдовские сезоны у Корша. – В кн.: Вопросы театра. М., 1972
Дубнова Е. Частные театры Москвы и Петербурга. – В кн.: Русская художественная культура в конце XIX – начале ХХ вв. (1908–1917), кн. 3: Зрелища и искусства. Музыка. М., 1977
Шестакова Н.А. Проезд Художественного театра, 3. М., 1989
Павлова Т. Антреприза Федора Корша. – Московский наблюдатель, 1992, № 7–8
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»