БРЕНКО, АННА АЛЕКСЕЕВНА
БРЕНКО, АННА АЛЕКСЕЕВНА (1848 или 1849 – 1934), девичья фамилия Челищева, по мужу – Левенсон, русская актриса, режиссер, драматург, театральный деятель. Родилась в 1848 или 1849 в дворянской семье, детство провела во Владимире и Суздали. Получив домашнее образование и окончив Высшие московские педагогические курсы, решила посвятить себя драматическому искусству – брала уроки пения у профессоров Московской консерватории, овладела искусством грима. В области сценического искусства ее учителями были актриса Малого театра Е.Н.Васильева, актер А.Н.Рябов, писатель П.Д.Боборыкин. Главным же своим учителем Бренко считала режиссера Малого театра С.П.Соловьева. Находясь в Швейцарии, прослушала курс лекций по сценическому искусству французского профессора Легуве.
В 1873 дебютировала на сцене Малого театра, заменив заболевшую Васильеву в спектакле Ночное М.А.Стаховича, но лишь в 1878, взяв псевдоним Бренко, была принята в его драматическую труппу, где состояла до 1882. Играла в пьесах А.Н.Островского, королеву в Гамлете У.Шекспира. В 1879, обойдя монополию императорских театров, собрала в Москве собственную труппу («Вольные выступления артистов»); в 1880 открыла первый частный театр – «Пушкинский театр», или «Театр близ памятника Пушкину», его официальное название – «Драматический театр А.А.Бренко в доме Малкиеля». В.А.Гиляровский считал, что именно Бренко принадлежит заслуга отмены «театрального крепостного права». В труппу «Пушкинского театра» входили руководившие им М.И.Писарев и В.Н.Андреев-Бурлак, а также П.А.Стрепетова, А.Я.Глама-Мещерская, М.Т.Иванов-Козельский, А.И.Южин, В.П.Далматов и другие. Приветствуя начинание Бренко, В.И.Немирович-Данченко писал в «Русском курьере»: «... Новый театр обещает быть по своему «тону» лучшим частным театром в России. Труппа подобрана если не из всех «сливок» провинции, то, во всяком случае, настоящая труппа, хорошая и полная». В театре Бренко охотно играли и актеры Малого театра М.Н.Ермолова, Г.Н.Федотова, А.П.Ленский. Спектакли шли одновременно на разных площадках – в пассаже Солодовникова и в здании на Тверской, где начало представлений было отодвинуто на полчаса, чтобы, застав первые реплики одного спектакля, Бренко поспела к открытию занавеса на другой сцене. Особое значение Бренко придавала репертуару, заботясь о его «литературном лице»: ставились Островский, Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, А.В.Сухово-Кобылин, А.Ф.Писемский, М.Е.Салтыков-Щедрин; из зарубежных авторов – Шекспир, Фр.Шиллер, Г.Э.Лессинг, К.Гуцков. «Репертуар образцовый…», – отмечал Немирович-Данченко. Уровень спектаклей повысился с приходом в театр режиссера А.Ф.Федотова. По финансовым причинам театр был закрыт в 1882. Поглотив все средства его владелицы, «Пушкинский театр» попал в руки Ф.А.Корша.
Бренко занялась педагогической деятельностью в театральных школах и училищах Харькова, Киева, Петербурга, пробовала писать пьесы. В начатой осенью 1882 пьесе Современный люд косвенно отразилась история закрытия «Пушкинского театра»; пьеса была поставлена 25 апреля 1883 на сцене Малого театра. Сюжет драмы Дотаевцы во многом напоминает Власть тьмы Л.Н.Толстого, написанную значительно позже. В 1885–1887 Бренко числилась в труппе Александринского театра, но из-за театральных интриг лишь однажды за два сезона вышла на сцену, заменив заболевшую Стрепетову в спектакле Грех да беда… Островского.
В 1890–1905 преподавала в собственной театральной школе, как и прежде особое значение придавая учебному репертуару, играла в школьных спектаклях – в горьковских На дне (Квашня) и Мещанах (Степанида) и других. В литературно-музыкальных вечерах школы Бренко дважды принимал участие Т.Сальвини. Смелость репертуара привела к закрытию школы («по нездоровью Бренко»), после чего она пыталась устроиться преподавательницей в филармоническое училище, перебивалась частными уроками.
В 1913 Бренко дала объявление в газете, приглашая рабочих бесплатно изучать драматическое искусство, занималась с откликнувшимися, в том же году получила приглашение на Пречистенские рабочие курсы. Двумя годами позже актриса добилась разрешения открыть бесплатную театральную школу и на ее основе «Рабочий театр», первый спектакль которого состоялся 8 сентября 1915. Для открытия была выбрана Гроза Островского, в которой Бренко исполняла роль Кабанихи. Более чем благожелательно прозвучал отзыв газеты «Рампа и жизнь»: «Это был радостный спектакль, не верилось, что на сцене рабочие». За два года театром было поставлено 25 пьес; в спектаклях жили традиции «Пушкинского театра».
После октябрьской революции 1917 почти семидесятилетняя Бренко с частью труппы вступает в ряды Красной Армии и зачисляется инструктором по «культпросветработе», в 1918–1921 воинские части, расположенные в Кашире, Раненбурге, Белопесоцке, Лаптеве, Горбачеве и др., имели возможность видеть спектакли Бренко На дне Горького, Грозу Островского, Горе от ума А.С.Грибоедова, Женитьбу Н.В.Гоголя и др. Вернувшись в Москву в начале 1920-х годов, Бренко руководила рабочей студией при Московском отделе народного образования.
Умерла Бренко в 1934.
Вирен В. Подвиг Анны Алексеевны. – Театральная жизнь, 1959, № 18
Витензон Р.А. Анна Бренко. Л., 1985
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»