РАДИН, НИКОЛАЙ МАРИУСОВИЧ
РАДИН, НИКОЛАЙ МАРИУСОВИЧ (наст. фамилия Казанков) (1872–1935), русский актер, режиссер. Родился в Петербурге 3 (15) декабря 1872. Сын актера М.М.Петипа, внук балетмейстера М.И.Петипа.
Поступил в частное приготовительное училище Филиппова (1880); во 2-ю классическую гимназию пансионером (1883). В 1887 впервые выступил на сцене: Казачок Митька (Гувернер В.Дьяченко, Харьков). В 1894 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета (окончил в 1900). Продолжая занятия в университете, поступил на службу в канцелярию Крестьянского банка (1897), затем был инспектором в Петербургском страховом обществе (1899), работал в Управлении страхового общества. В то же время играет в студенческих и любительских спектаклях: Смирнов (Медведь А.Чехова), Персине (Романтики Э.Ростана) и др. В мае 1900 участвовал в поездке артистов Александринского театра П.М.Медведева и Л.Я.Никольского по западному краю России. Играл роли: Платон Михайлович (Горе от ума А.Грибоедова), Земляника (Ревизор Н.Гоголя), Щебнев (Свадьба Кречинского А.Сухово-Кобылина), Смеловский (Которая из двух Н.Куликова), Зонненштейн и Гусар (Чад жизни (Ольга Ранцева) Б.Маркевича. Выступает с артистами Александринского театра на клубных сценах Петербурга, в дачных театрах (Павловск, Ораниенбаум и др.): Константин (Дети Ванюшина С.Найденова), Пропорьев (Муж знаменитости А.Сумбатова) и др.
В 1902–1903 участвовал в гастрольной поездке В.Ф.Комиссаржевской по городам Европейской России. Играл роли: Паратов (Бесприданница А.Островского), Келлер (Родина Г.Зудермана), Кесслер (Бой бабочек Г.Зудермана), Герман (Жаворонок Э.Вильденбрука), Вышинский (Дикарка А.Н.Островского, Н.Соловьева), Ижорский (Волшебная сказка И.Потапенко), Принцевалле (Монна Ванна М.Метерлинка), Касио (Отелло У.Шекспира). После гастролей получил приглашение в Москву, в Театр Ф.А.Корша под руководством Н.Синельникова, где играет в 1903–1908. Среди основных ролей: Мерич (Бедная невеста А.Островского), Вихорев (Не в свои сани не садись А.Островского), Баклушин (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского), Вово (Плоды просвещения Л.Толстого), Октавио (Проделки Скапена Ж.-Б.Мольера), Вейс (Гибель Содома Г.Зудермана), Кризенуа (Марсельская красотка П.Бертона), Александр (Мертвый город Г.Д'Аннунцио), Антоний (Антоний и Клеопатра У.Шекспира), Арман Дюваль (Дама с камелиями А.Дюма), Хлестаков (Ревизор Н.Гоголя), Наблоцкий (Карьера Наблоцкого В.Барятинского), Франц-Стефан (Мария-Терезия Ф.Шентана), Константин (Дети Ванюшина С.Найденова), Герцог (Блестящая карьера Тилля фон Тротта), Вор (Вор О.Мирбо), Беркутов (Волки и овцы А.Островского), Копров (Трудовой хлеб А.Островского), Муров (Без вины виноватые А.Островского), Дульчин (Последняя жертва А.Островского), Анатоль (Анатоль А.Шницлера), Плахов (Весенний поток А.Косоротова), Ветринский (Лев Гурыч Синичкин Д.Ленского) Герасимов (Авдотьина жизнь С.Найденова), Музон (Красная мантия А.Брие), Шпекин (Ревизор Н.Гоголя), Бакин (Таланты и поклонники А.Островского), Велати (Идеальная жена Марко Прага), Сабинин (Татьяна Репина А.Суворина), Львов (Иванов А.Чехова), Ганя (Идиот по Ф.Достоевскому), Картоль (Бескорыстный друг Ю.Жулавского), Фрэнк Гарднер (Профессия миссис Уоррен Б.Шоу), Дон-Жуан (Каменный гость А.Пушкина), Кирилл (Беспечальные (Волна) В.Рышкова), Тернецкий (Хаос Е.Жуковской), Неизвестный в маске (Пробуждение весны Ф.Ведекинда), Гастон де Отевиль и Рауль (Парижские силуэты (Фифи) Ф.Филиппи), Дарлингтон (Веер леди Уиндермиер О.Уайльда), Андре (Любовь – сила Ж.Кайяве и Р.Флерс), Леклер (В когтях (Жена министра) А.Бернштейна), Карл (Доктор Кон М.Нордау), Мулин (Невольницы А.Островского), Джон Уортинг (Легкомысленная комедия для серьезных людей О.Уайльда), Колычев (Валентина Мелетьева А.Островского), Фон Кальб (Коварство и любовь Ф.Шиллера).
В 1908–1911 – в антрепризе М.Ф.Багрова (Городской театр, Одесса): Фальк (Комедия любви Г.Ибсена), Бернье (Обнажённая Анри Батайля), Тессье (Полудевы М.Прево), Любовник (Их четверо Г.Запольской), Левдоков (Вечер в Сорренто И.Тургенева), Глумов (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского), Вершинин (Три сестры А.Чехова), Юстус (Дурак Л.Фульда), Миронов (Дни нашей жизни Л.Андреева), Астров (Дядя Ваня А.Чехова), Браун (Одинокие Г.Гауптмана), Тибо (Израиль А.Бернштейна), Лефевр (Мадам Сан-Жен В.Сарду), Петруччо (Укрощение строптивой У.Шекспира), Граф Лейстер (Мария Стюарт Ф.Шиллера), Загорецкий (Горе от ума А.Грибоедова), Агишин (Женитьба Белугина А.Островского, Н.Соловьева), Караев (Вожди А.Сумбатова), Сигур Храбрый (Северные богатыри Г.Ибсена), Эйнар (Бранд Г.Ибсена), Огинский (Эльга Г.Гауптмана), Шантеклер (Шантеклер Э.Ростана), Ноздрев (Мертвые души Н.Гоголя), Лорд Горинг (Идеальный муж О.Уайльда), Стернгорн (Союз молодежи Г.Ибсена), Уриель Мазах (Сатана Я.Гордина), Телятев (Бешеные деньги А.Островского), Черт (Черт Ф.Мольнара), Жер Гальцек (Я так хочу (Миссис Дотт) С.Моэма), Цезарь (Цезарь и Клеопатра Б.Шоу), Брик (Комедия брака С.Юшкевича), Кинезий (Лисистрата Аристофана), Мизгирь (Снегурочка А.Островского), Онуфрий (Гаудеамус Л.Андреева), Калачник (Дмитрий Самозванец А.Островского), Розенталь (Анфиса Л.Андреева), Шаховской (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), Тим Бутц (Господин защитник Ф.Мольнара), Артист (Гвардейский офицер Ф.Мольнара), Лопахин (Вишневый сад А.Чехова), Крутицкий (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского), Альмавива (Свадьба Фигаро П.Бомарше), Вурм (Коварство и любовь Ф.Шиллера), Иоганн (Столпы общества Г.Ибсена), Армари (Дева неразумная А.Батайля), Мурзавецкий (Волки и овцы А.Островского), Генрих Наваррский (Генрих Наваррский В.Деверы), Бенедикт (Много шума из ничего У.Шекспира), М.Волохов (Обрыв по А.Гончарову), Вронский (Анна Каренина по Л.Толстому), Израиль (Miserere С.Юшкевича), Ричард (Апостол Сатаны (Ученик дьявола) Б.Шоу), Фламбо (Орленок Э.Ростана), Олтин (Старый закал А.Сумбатова), Жорж Дюруа (Милый друг по Г. де Мопассану).
В 1911–1914 выступал в Театре Н.Н.Соловцова (Киев): Траст (Честь Г.Зудермана), Каренин (Живой труп Л.Толстого), Теодор (Собака на сене Л. де Вега), Тюрянинов (Соколы и вороны А.Сумбатова и Вл. Немировича-Данченко), Кречинский (Свадьба Кречинского А.Сухово-Кобылина), Тартюф (Тартюф Ж.-Б.Мольера), Луганский (Мечта любви А.Косоротова), Витольд (Козыро Г.Запольской), Болингброк (Стакан воды Э.Скриба), Альберт (Маленькое кафе Т.Бернара), Джингль (Мистер Пиквик по Ч.Диккенсу), Лорд Генри (Портрет Дориана Грея по О.Уайльду), Дон-Жуан (Дон-Жуан Ж.-Б.Мольера), Лаврецкий (Дворянское гнездо по И.Тургеневу, инсценировка Н.И.Собольщикова-Самарина), Консул Берник (Столпы общества Г.Ибсена), Мельцер (Хорошо сшитый фрак Г.Дрегелли), Саввич (Профессор Сторицын Л.Андреева), Борис Годунов (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), Криспино (Изнанка жизни Х.Бенавенте), Капитан Блюнчли (Шоколадный солдатик Б.Шоу, Коромыслов (Екатерина Ивановна Л.Андреева), Бассанио (Шейлок У.Шекспира), Дорант (Мещанин во дворянстве Ж.-Б.Мольера), Георг Сабо (Сказка про волка Ф.Мольнара), Тригорин (Чайка А.Чехова), Дарбильяни (Ревность М.Арцыбашева), Фадинар (Соломенная шляпка Э.Скриба), Нума (Нума Руместан А.Доде), Шипучин (Юбилей А.Чехова), Вольф Кингстер – старший (Мисс Гоббс Дж.К.Джерома), Рыдлов (Джентельмен А.Сумбатова).
Период с 1914 по 1918 – в Московском драматическом театре Суходольских (Эрмитаж) – время наибольших достижений Радина. Он занимал в Москве положение мастера комедийного диалога. Среди ролей: Дульчин (Последняя жертва А.Островского), Петруччо (Укрощение строптивой У.Шекспира), Эмиль Грелье (Король, закон и свобода Л.Андреева), Хиггинс (Пигмалион Б.Шоу), Джон Уортинг (Легкомысленная комедия для серьезных людей О.Уайльда), Луганский (Мечта любви А.Косоротова), Путинцев (Начало карьеры В.Рышкова), Медяной (Дачные барышни К.Острожского), Витольд (Козырь Г.Запольской), Ланин (Счастье только в мужчинах С. Д-ского), Альберт (Маленькое кафе Т.Бернара), Балагалаев (Завтрак у предводителя И.Тургенева), Жегин (Вера Мирцева Н.Ураванцова), Граф Манчини (Тот, кто получает пощечины Л.Андреева), Жан (Графиня Юлия А.Стриндберга), Шилов (Нечистая сила А.Н.Толстого), Дипломат (Бабушка (Завоеванное счастье Ж.Кайяве, Р.Флерс, Э.Ре), Левборг (Гедда Габлер Г.Ибсена), Виноградов (Если это возможно А.Каменского), Граф де Лазрак (Золотая осень Ж.Кайяве, Р.Флерс), Князь Бельский (Касатка А.Н.Толстого), Суховий (Мохноногое В.Винниченко), Драгоменецкий (Горький цвет А.Н.Толстого), Титто Закки (Недомерок Д.Никкодеми).
С 1918 по 1932 (с перерывами) – актер и режиссер в Театре б. Корш (1918–1924 и 1925–1927 – художественный руководитель). Актерские работы: Лужин (Преступление и наказание по Ф.Достоевскому, инсценировка А.Менделевича), Дюбеда (Дилемма Б.Шоу), Геро де Сешель (Смерть Дантона А.Н.Толстого), Альцест (Мизантроп Ж.-Б.Мольера), Дон Сезар де Базан (Рюи Блаз В.Гюго), Фредерико (Сам у себя под стражей П.Кальдерона), Бенедикт (Много шума из ничего). Пламенный (Рваный плащ Сен-Бенелли), Рыдлов (Джентельмен А.Сумбатова), Орсино (Беатриче Ченчи П.-Б.Шелли), Сирано (Сирано де Бержерак Э.Ростана), Криштон (Вокруг равновесия Д.Барри), Генрих IV (Так приказал король Р.Аурнхеймера), Маркиз Поза (Дон Карлос Ф.Шиллера), Роберт Левальтье (Когда заговорит сердце Ф. де Круассе), Желидон (Две утки Т.Бернара), Велинский (Барышня с фиалками Т.Щепкиной-Куперник), Маржери (Красная ленточка Ж.Кайяве), Джон Уортинг (Легкомысленная комедия для серьезных людей О.Уайльда), Господин на лошади (Комедианты В.Шмитбоне), Брасбаунд (Обращение капитана Брасбаунда Б.Шоу), Шен (Дух земли Ф.Ведекинда), Андре (Любовь – сила Ж.Кайяве) и др.
В сезоне 1924–1925 играл в театре МГСПС (Эрмитаж): Михаэль (Праздник св. Иоргена по Х.Бергстеду, инсценировка С.И. Прокофьева), Дютиль (Париж по Э.Золя, инсценировка С.И.Прокофьева), Шпекин (Ревизор Н.Гоголя), Александр II (1881-й год Н.Шаповаленко), Курт Вестериль (Потерянная дочь А.Фульда) и др. В сезоне 1927–1928 – актер и режиссер на периферии (Краснодар, Архангельск).
Постановки: Дон-Жуан Ж.-Б.Мольера (1912), Шоколадный солдатик Б.Шоу (1913, роль – Капитан Блюнчли), Золотая осень Ж.Кайяве и Р.Флерс, 1919), Люнгорн и Ко Я.Бергстрема (роль – Гейман, 1920), Подсвечник А. де Мюссе (1920), Золотое дело (Блестящая афера М.Жербидона, роль – Джон Джибс, 1921), Пламя Г.Мюллера (1922, роль – Герберт Латтерман), В большом свете по У.Локку (1923), Торговцы славой М.Паньоля (1926, роль – Берлюро), Женщина у трона Э.Вайда (1926), Яд А.Луначарского (совм. с В.Вильнером, 1926), Мильон наличными Ю.Потехина (1927, роль – Блямбин), Ремесло господина кюре К.Вотейля (1927, роль – Кюре), Рельсы гудят В.Киршона (1928), Болото М.Паньоля (1929, роль – Топаз), Цианистый калий Ф.Вольфа (1930), Касатка А.Н.Толстого (1933, роль – Бельский, в роли Желтухина – А.Н.Толстой) и др.
Участвовал в гастролях К.Варламова и Л.Яворской (весна 1904); В.Ф.Комиссаржевской (лето 1905); Л.Яворской и М.Савиной (1906); выступал в труппе под управлением О.В.Рахмановой (лето 1911), в труппе В.И.Никулина (Севастополь, лето 1913), в труппе В.Н.Болховского (Екатеринослав, лето 1914), в труппе М.М.Шлуглейта и К.И.Кареева (лето 1915); участвовал в спектаклях Я.Южного, Е.Грановской, Е.Н.Рощиной-Инсаровой (весна-лето 1917/1918); играл в театре «Аквариум» (лето 1919, 1920).
С 1932 по 1934 – в Малом театре: Звездинцев (Плоды просвещения Л.Толстого), Болингброк (Стакан воды Э.Скриба), Захар Бардин (Враги М.Горького) и др.
Летом 1909 начал преподавательскую работу в театральных школах Морской и Мочаловой. Был приглашен преподавателем в театральное училище Киевского общества искусства и литературы. Читал лекции на курсах режиссеров и операторов кино «Процесс создания художественного кинообраза» (1917/1918).
Снимался в кино: Плебей по пьесе А.Стриндберга Фрёкен Юлия (Жан, 1915), Катюша Маслова по Воскресению Л.Толстого (Нехлюдов, 1915), Леон Дрей по роману С.Юшкевича (Леон Дрей, 1916), Андрей Тобольцев по роману Дух времени А.Вербицкой (Андрей, 1916), Голубая кровь (Князь Ашимов, 1916), Король Парижа (Раваль Венкок, 1917), За счастьем (Гжатский, 1916), Набат (Орловский, 1917), Горький цвет А.Н.Толстого (Драгоменецкий), Недомерок Д.Никкодеми (Титто Закки), Тим Бутц по пьесе Господин защитник Ф.Мольнара (Тим Бутц), Заемная жизнь (Джон Вельтген, 1918), Мечта и жизнь (Радомский, 1919), Тереза Ракен по Э.Золя (Лоран), Два гусара по Л.Толстому (Фёдор Турбин и Турбин-сын), Предатель (Фон Дитц, 1926), Мертвый дом (Дубельт, 1932), Марионетки (Архиепископ Ре, 1934).
Умер Радин в Москве 24 августа 1935.
Николай Михайлович Радин. Автобиография. Статьи. Выступления. Письма. Статьи и воспоминания о Н.М.Радине. М., 1965
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»