ГОРИН-ГОРЯИНОВ, БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ
ГОРИН-ГОРЯИНОВ, БОРИС АНАТОЛЬЕВИЧ (наст. фамилия – Горяинов) (1883–1944), русский актер. Народный артист РСФСР (1935). Родился 6 (19) ноября 1883, сын комедийного артиста А.М.Горина-Горяинова, корифея петербургской любительской сцены. Пожертвовав карьерой на казенной сцене, Горин-Горяинов-старший предпочел работать в провинции – сначала как артист, затем пробуя свои силы в антрепренерском искусстве. Вместе с артистами Ленни и Казанским организовал антрепризу в Петербурге, культивируя легкий жанр. Горин-Горяинов-младший окончил юридический факультет Петербургского университета (1904), студентом выступал в полупрофесиональных спектаклях в клубах и пригородных театрах.
Сезон 1904–1905 Горин-Горяинов отыграл в Киеве, в антрепризе М.М.Бородая, а на летний сезон получил приглашение С.В.Брагина на Кавказские минеральные воды. Здесь он играл роль Изюмова в спектакле Авдотьина жизнь С.Найденова с В.Ф.Комиссаржевкой, получил приглашение вступить в труппу Комиссаржевской. Однако вскоре на Минеральные воды приехала Л.Б.Яворская (к этому времени из ее «Нового театра» ушли многие ведущие артисты) и, заплатив Комиссаржевской неустойку, подписала договор с Гориным-Горяиновым. С 1908 на протяжении двух сезонов Горин-Горяинов служил в труппе театра Ф.Е.Корша (Москва).
В 1910 Горин-Горяинов встретился на Кавказских минеральных водах с М.Г.Савиной, и актриса предложила ему дебютировать на сцене Александринского театра. После переговоров с директором императорских театров В.А.Теляковским (1860–1924) Горин-Горяинов с осени 1911 становится актером Александринского театра (в качестве дебюта были сыграны две роли – Балагалаев в Завтраке у предводителя И.С.Тургенева и Хлестаков в гоголевском Ревизоре), где служит до конца жизни. В репертуаре артиста в начале его творческой деятельности были комедии, водевили, но упорная тяга к драматическим ролям приводит Горина-Горяинова в конце концов к другому репертуару. Его лучшими ролями считаются Сирано (Сирано де Бержерак Э.Ростана), Остергаузен (Джентльмены А.Сумбатова-Южина), Арман Дюваль (Дама с камелиями А.Дюма), Миловзоров (Без вины виноватые А.Н.Островского), Фердинанд и фон Кальб (Коварство и любовь Фр.Шиллера), Васька Пепел (На дне М.Горького). На сцене Александринского театра раскрылось и замечательное комедийное дарование в сочетании с отточенным психологическим мастерством (Расплюев в Свадьбе Кречинского, Тарелкин в Смерти Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, Фигаро в Женитьбе Фигаро П.Бомарше, Скапен в Плутнях Скапена, Сганарель в Дон Жуане Мольера.
После революции в число лучших театральных работ Горина-Горяинова вошли такие роли, как академик Ленчицкий (Бойцы) и Дубровин-отец (Огненный мост, обе пьесы Б.Ромашова), Гулячкин (Мандат Н.Эрдмана). Снимался в кино (Хромой барин, Поручик Киже). Автор нескольких мемуарных книг, где запечатлены портреты артистов-современников – К.А.Варламова, М.В.Дальского, И.Н.Певцова, П.В.Самойлова и других, нравы провинциальных и столичных театров. Перу Горина-Горяинова принадлежит также роман о великом русском артисте Федоре Волкове, в которой изображена целая эпоха русского театра. Второй (незавершенный) роман артиста посвящен выдающемуся актеру И.Дмитревскому. Оба романа должны были стать частью цикла об истории отечественного театра, выстроенного через конкретные судьбы артистов.
Умер Горин-Горяинов в Ленинграде 15 апреля 1944.
Горин-Горяинов Б.А. Мой театр. Опыт. Л., 1939
Горин-Горяинов Б.А. Кулисы. Л., 1940
Горин-Горяинов Б.А. Федор Волков. Роман-хроника. Ярославль, 1942
Горин-Горяинов Б.А. Актеры. Из воспоминаний. Л. – М., 1947
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»