ДЕ ПАЛЬМА, БРАЙАН
ДЕ ПАЛЬМА, БРАЙАН (De Palma, Brian) (р. 1940), североамериканский режиссер.
Родился 11 сентября 1940 в Ньюворке, штат Нью-Джерси, США. Окончил квакерскую школу (Friend's Central School) недалеко от Филадельфии.
Первые работы молодого режиссера оставались практически незамеченными на протяжении нескольких лет. Лишь в 1968 известность ему принесла комедия Приветствия, о времени сексуальной революции и «детей цветов», времени переоценки классических американских ценностей. О молодом режиссере заговорили как об одном из подающих большие надежды кинореалистов (таких, как Артур Пенн и Майк Николс), но он выбрал другой путь. Фильмы Сестры (1973) и Призрак в раю (1974) наглядно характеризуют его творчество в целом: жанровые кинокартины (в основном триллеры) основаны на чередующихся эффектных приемах, где история рассказывается при помощи не сюжета, а визуального ряда, который передает переживания и развитие персонажей, а также необычайно эффектно фиксирует внешние события. Однако Де Пальме так и не удалось выработать неповторимый, авторский стиль своего творчества ни в повествовательном, ни в визуальном плане. В своих фильмах он использовал киноприемы, которые по сути являются визуальными находками в первую очередь, голливудских мастеров Альфреда Хичкока и Говарда Хоукса, а также режиссеров французской «Новой волны» – Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара и др., доведенные до совершенства.
Не обошлось в его творчестве и без прямого влияния режиссеров мастеров итальянской школы ужасов, таких, как Марио Бава и Дарио Ардженто.
Первый настоящий успех приходит к Де Пальме спустя 16 лет после начала кинокарьеры. В 1976 на экраны США вышла кинокартина Кэрри, поставленная по роману Стивена Кинга о девочке «гадком утенке», в которой неожиданно проявились способности телекинеза. Издевательства над ней одноклассников привели к ужасным последствиям. Режиссеру удалось невероятное – показать мягкое, нежное, лирическое начало своей героини, а также соблюсти все законы жанра ужасов, со сценами кошмаров, изощренными смертями и морем крови. Кэрри, снятый на ограниченном бюджете, стал одним из хитов года и был представлен на соискание «Оскара» в номинациях «лучшая женская роль» (актриса Сисси Спейсек) и «лучшая женская роль второго плана» (Пайпер Лори, воплотившая жуткий образ сумасшедшей матери главной героини). В том же году вышла кинокартина Наваждение, вольная вариация на тему хичкоковского фильма Головокружения (1958). На эту картину Де Пальма пригласил Бернарда Херрмана, композитора, с которым работал Хичкок, и который написал музыку ко многим его фильмам, в том числе и к Головокружению. Тему телекинеза режиссер продолжил в мрачном триллере Ярость (1978), в котором отец (Керк Дуглас) пытается разыскать сына, ставшего жертвой жестокого эксперимента.
Большим успехом пользуется триллер Одетый для убийства, который явился фактически переделкой хичкоковского Психоза (1960). Гораздо более интересна его следующая работа, Прокол, о звукооператоре, который во время записи шумов для фильма зафиксировал выстрел. Хотя и это переработка более удачных картин, как Фотоувеличения Микеланджело Антониони (1996) и Разговора Фрэнсиса Форда Копполы (1974), Прокол отличают интересные сюжетные ходы и неожиданный трагический финал.
В 1983 снял римейк знаменитого гангстерского фильма Лицо со шрамом, поставленного в 1932 одним из его любимых режиссеров Говардом Хоуксом. Сценарий Оливера Стоуна переносит действие в Майами 1980-х, куда благодаря хитрому ходу Фиделя Кастро попадают тысячи заключенных кубинских тюрем. Восхождению и краху одного из них, Тони Монтаны, и посвящен фильм. Де Пальма, используя весь багаж стилистических приемов, накопленных за годы постановки триллеров, создал впечатляющий аттракцион из сменяющих одна другую шоковых сцен, а приглашенный на главную роль Аль Пачино убедительно (хотя он местами переигрывает) создал образ сильного и неординарного человека, растратившего свою жизнь впустую. Но вторичность, как визуальная, так и смысловая (тема разрушающей себя личности заимствована и из Гражданина Кейна Орсона Уэллса, и из Бешеного быка Мартина Скорсезе), к сожалению, не дала киноленте выйти за рамки просто удачного образца гангстерского жанра. Тем не менее, как захватывающий боевик, Лицо со шрамом работает безупречно и по прошествии лет стал культовой классикой и, как это ни странно, оказал большое влияние на развитие жанра в последующие годы.
В 1987 на экраны вышел, вероятно, лучший фильм режиссера. Свое 75-летие киностудия «Парамаунт» решила отметить выпуском престижного грандиозного проекта – киноверсией популярного в 1960-е телесериала Неприкасаемые, речь в котором шла об особом отряде полиции, ведущем смертельную борьбу в Чикаго времен «сухого закона» с бутлегерами в целом и с Аль Капоне в частности. На бюджет были выделены огромные для того времени 30 млн. долл., а в помощь сыгравшему главную роль перспективному, но еще не очень популярному Кевину Костнеру был приглашен Шон Коннери и Роберт Де Ниро (Аль Капоне). Большую роль в успехе фильма сыграли как точный, с тщательно выписанными персонажами сценарий знаменитого драматурга Дэвида Мамета, так и точная режиссура Де Пальма. На этот раз он сдержал себя от чрезмерного увлечения стилистическими приемами. В результате получилась мастерская, безукоризненно передающая дух эпохи и в то же время захватывающая лента, Большое Голливудское кино в его лучшем проявлении. Несмотря на прекрасную работу Костнера и Де Ниро, настоящая актерская жемчужина Неприкасаемых – Шон Коннери, сыгравший старого, усталого и мудрого шотландского полицейского и получивший «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль второго плана». Однако основная составляющая успеха – уверенная режиссура Де Пальма. И даже его обычное цитирование классиков сделано с блеском. Лучший эпизод Неприкасаемых, перестрелка на вокзале – талантливая дань уважения Одесской лестнице из Броненосца Потемкина Сергея Эйзенштейна (1925). Неприкасаемые вошли в десятку самых кассовых кинокартин 1987.
Военные потери (1989), драматическая история о конфликте между солдатами роты американских солдат, воюющей во Вьетнаме, нехарактерна для творчества Де Пальма. Фильм не был замечен ни критиками, ни зрителями. Тем не менее режиссер получил предложение экранизации бестселлера Костер тщеславий, одного из самых перспективных кинопроектов 1990. Завышенные ожидания обернулись грандиозным провалом. Несмотря на отличный актерский ансамбль (Том Хэнкс, Брюс Уиллис, Мелани Гриффит, Ф. Мюррей Абрахам) фильм, заявленный как комедия, получился тяжеловесным, неостроумным и несмешным и был разгромлен в прессе. Вернувшись к спасительному малобюджетному жанру триллера, Де Пальма снял удачный жутковатый фильм Воспитание Каина о маньяке-шизофренике. Полностью восстановил свою репутацию гангстерской драмой Путь Карлито (1993), где во второй раз после Лица со шрамом работал с Аль Пачино. В отличие от первого совместного опыта Де Пальма и Пачино, Путь Карлито гораздо более сдержан и выверен сюжетно.
Согласился поработать над римейком шпионского телесериала 1960-х Миссия невыполнима, с актером и продюсером проекта, Томом Крузом. На съемочной площадке между ними возникли творческие разногласия, премьера фильма была перенесена с декабря 1995 на май 1996. Картину ждал грандиозный успех в мировом кинопрокате. Целиком и полностью фильм обязан своим успехом режиссеру, все стилистические находки работают идеально, несмотря на излишне запутанный сюжет. А финальная сцена на крыше идущего под проливом Ла-Манш экспресса считается классикой зрелищного кино.
К сожалению, последующие его работы, детектив Глаза змеи (1998) и вариация на тему классических «черных фильмов», кинолента Роковая женщина (2002) оказались пирровыми победами стиля над субстанцией, роскошные ракурсы и панорамы камеры, эффектные постановочные сцены отстраняют на второй план стиль и содержание. Так что вопрос, кто такой Брайан Де Пальма: новатор, привнесший в классическое жанровое кино Голливуда европейские барочность, визуальную изысканность и декаданс, или ремесленник, копирующий работы других, гораздо более талантливых режиссеров, до сих пор остается открытым. Хотя для многих он в любом случае останется классиком культового кино.
Фильмография
Икар (Icarus, 1960), 660124: История карты IBM (660124: The Story of An IBM Card, 1961), Пробуждение Вотана (Wotan's Wake, 1962), Дженнифер (Jennifer, 1964), Построй себе мост (Bridge That Gap, 1965), Покажи мне стоящий город и я покажу тебе стоящий банк (Show Me a Strong Town and I'll Show You a Strong Bank, 1966), Ответственный глаз (The Responsive Eye, 1966), Модное убийство (Murder a la Mod, 1967), Приветствия (Greetings, 1968), Свадебная вечеринка (The Wedding Party, 1969), Привет, мама! (Hi, Mom!, 1970), Дионис (Dionysus, 1970), Узнай своего кролика (Get to Know Your Rabbit, 1972), Сестры (Sisters, 1973), Призрак в раю (Phantom of the Paradise, 1974), Наваждение (Obsessio, 1976), Кэрри (Carrie, 1976), Ярость (The Fury, 1978), Домашнее кино (Home Movies, 1979), Одетый для убийства (Dressed to Kill, 1980), Прокол (Blow Out, 1981), Лицо со шрамом (Scarface, 1983), Тело-двойник (Body Double, 1984), Смышленые ребята (Wise Guys, 1986), Неприкасаемые (The Untouchables, 1987), Военные потери (Casualties of War, 1989), Брюс Спрингстин: Видео-антология 1978–1988, видеоклип «Танцующий в темноте» (Bruce Springsteen: The Complete Video Anthology 1978-1988, clip Dancing in the Dark, 1989), Костер тщеславий (The Bonfire of Vanities, 1990), Воспитание Каина (Raising Cain, 1992), Путь Карлито (Carlito's Way, 1993), Миссия невыполнима (Mission: Impossible, 1996), Глаза змеи (Snake Eyes, 1998), Миссия на Марс (Mission to Mars, 2000), Роковая женщина (Femme Fatale, 2002), Шутник (Toyer, 2004); Чёрная орхидея (The Black Dahlia, 2006).
Михаил Водопьянов
Susan Working. Double De Palma: A Film Study With Brian De Palma. New market Press; 1st Edition, 1984
Laurent Bouzereau. The De Palma Cut: The Films of America's Most Controversial Director. Dembner Books, 1988
Brian De Palma, Laurence F. Knapp (Editor). Brian De Palma: Interviews (Conversations With Filmmakers Series). Univ. Pr. of Mississippi (Trod), 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»