ТРЮФФО, ФРАНСУА
ТРЮФФО, ФРАНСУА (Truffaut, François) (1932–1984), французский кинорежиссер. Его первый полуавтобиографический фильм 400 ударов (Les Quatre Cents Coups, 1959) ознаменовал начало эры творческих экспериментов в кинематографе, известной как французская «новая волна». Главный герой этой лирической, но отнюдь не сентиментальной картины – отверженный подросток Антуан, сыгранный Ж.-П. Лео(J.-P.Léaud) – будет взрослеть на экране в последующих фильмах Трюффо: Антуан и Колетт (Antoine et Colette, новелла в фильме Любовь в 20 лет, 1962), Украденные поцелуи (Baisers volés, 1968), Семейный очаг (Domicile conjugale, 1970), Сбежавшая любовь (L'amoure en fuite, 1979). Второй полнометражный фильм Трюффо Стреляйте в пианиста (Tirez sur le pianiste, 1960) смешением комического и трагического представлял причудливую реминисценцию второразрядных голливудских фильмов 1940-х годов.
В своем следующем и, как считают многие, лучшем фильме Жюль и Джим (Jules and Jim, 1961) Трюффо с богатой экспрессией поведал историю двух друзей, влюбленных в одну женщину. Картину отличает насыщенность и утонченность повествования, обычно присущая лишь роману.
Родился Трюффо 6 февраля 1932 в Париже. Начав карьеру как кинокритик, в середине 1950-х годов переключился на режиссуру. Большинство его фильмов можно сгруппировать в соответствии с определенными темами и идеями. В Шантрапе (Les Mistons, 1958), 400 ударах, Диком ребенке (L'Enfant sauvage, 1970) и Карманных деньгах (L'Argent de poche, 1976) показан мир детства, причем сделано это с удивительной теплотой, юмором, проницательностью и уважением к маленьким героям. Трюффо широко известен и яркими исследованиями женских судеб, как в фильмах Две англичанки и «Континент» (Les Deux Anglaises et le Continent, 1971), где прослеживается связь между творчеством и муками любви; Американская ночь (La Nuit Américaine, 1973; премия «Оскар») с ее влюбленностью в процесс создания фильма; История Адели Г. (The Story of Adele H., 1975) – драме, основанной на биографии дочери В.Гюго; Мужчина, который любил женщин (The Man Who Loved Women, 1977), где вечный подросток-герой встречает на своем пути отзывчивых женщин.
Герои фильмов Трюффо середины 1960-х годов – Нежная кожа (La Peau douce, 1964), Невеста была в черном (La Mariée était en noir, 1967) и Сирена с «Миссисипи» (La Sirène du Mississippi, 1969) – живут в атмосфере параноидальных страстей, обуреваемые чувством вины, желанием мести и стремлением к убийству. Та же атмосфера и в стоящей особняком научно-фантастической притче 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1966).
Среди фильмов Трюффо 1980-х годов наибольшим успехом пользовалось Последнее метро (Le derniere Métro», 1980) – история парижской театральной труппы в годы нацистской оккупации. В Соседке (Le Femme d'á côté, 1981) и Скорей бы воскресенье! (Vivement Dimanche, 1983) режиссер обращается к столь близкой ему стилистике хичкоковского «саспенса» с непременным убийством и безрассудной любовью.
Умер Трюффо в Нейи-сюр-Сен (департамент О-де-Сен) 21 октября 1984.
Франсуа Трюффо. М., 1985
Трюффо о Трюффо: Фильмы моей жизни. Статьи. Интервью. Сценарии. М., 1987
Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. М., 1996
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»