КОСТНЕР, КЕВИН
КОСТНЕР, КЕВИН (Costner, Kevin) (р. 1955), североамериканский актер, режиссер, продюсер.
Кевин Костнер родился 18 января 1955 в Линвуде, штат Калифорния в семье Билла Костнера, инженера электрических линий округа Эдисон, Южная Калифорния. В юности Кевин пел в хоре в баптистской церкви и писал стихи. В 18 лет собственными руками построил каноэ и совершил на нем водное путешествие по рекам. В 1973 Костнер поступает в Университет штата Калифорния на факультет основ экономики и бизнеса. Во время учебы Кевин берет по вечерам платные уроки актерского мастерства. В 1978 Костнер заканчивает университет, получает степень по экономике и бизнесу, женится на Синди Сильва и устраивается на работу маркетологом в Оранж Каунти.
Жизнь Кевина меняется после встречи во время авиаперелета со знаменитым актером Ричардом Бертоном, который намекает обаятельному парню на реальную возможность стать актером. Костнер бросает работу и переезжает в Голливуд. Там, однако, никто не стремится принять его с распростертыми объятиями, сославшись на недостаточную фотогеничность. Перебиваясь в массовках, Костнер зарабатывает на жизнь работой на рыболовецком судне. Пока, наконец, не получает свою первую значительную роль в кино – в драме Большой стрем, которая практически полностью (остается только эпизод, где покойный герой Костнера лежит в гробу) вырезается монтажными ножницами после просмотра фильма студийными чиновниками. Может быть, чувствуя вину перед Костнером, режиссер Большого стрема Лоуренс Каздан приглашает его в свой следующий фильм, вестерн Силверадо (1985). Кинолента возрождает находившийся в то время в бедственном положении жанр вестерна и выдвигается на премию «Оскар» в номинациях «музыка» и «звук». Немалую роль в успехе Силверадо сыграл и персонаж Костнера – герой второго плана, в котором задор, лихачество и не слишком яркая внешность удивительным образом сочетались с мужеством и решительностью. Видимо, этот «обыденный герой» Костнера и стал решающим фактором в выборе его на главную роль в масштабной постановке режиссера Брайана Де Пальмы Неприкасаемые, приуроченной к 75-летию киностудии «Парамаунт». В римейке популярного телесериала 1960-х гг. Костнер сыграл роль комиссара Несса, пытающегося любой ценой посадить за решетку знаменитого гангстера Аль Капоне. Нисколько не затерявшись на фоне своих легендарных партнеров по фильму, Роберта Де Ниро и Шона Коннери, Костнер создал яркий образ честного и бескомпромиссного человека, настоящего борца со Злом. Выйдя на экраны в июне 1987, Неприкасаемые становятся одним из лидеров кинопроката США и Канады. Спустя два месяца выходит еще один фильм с участием Костнера, на редкость напряженный триллер Нет выхода, также имеющий солидный успех у зрителя.
Следующая работа Костнера, комедия на тему бейсбола Дарэмский бык (1988), выдвигается на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Бейсбол лежит в основе и другого фильма с Костнером, Поле мечты (1989), в котором наиболее полно к тому времени раскрывается огромное человеческое обаяние актера, его самоирония и врожденное чувство юмора. Одна из лучших кинокартин с участием актера, Поле мечты выдвигается на «Оскар» как лучший фильм года. Однако мастерски сыгранная драма режиссера Тони Скотта Месть, в которой партнером Костнера становится великий Энтони Куинн, терпит неудачу в прокате. Но к моменту провала Мести Кевин Костнер работает над другим проектом.
Проектом его жизни, в котором он впервые выступает в качестве не только актера, но режиссер а и продюсера. В основе эпического вестерна Танцы с волками, поставленного по одноименному роману Майкла Блейка – история Джона Дунбара, солдата, сражавшегося против конфедератов на стороне Севера в Гражданской Войне в США 1861–1865, но уставшего от бойни и отправившегося нести службу в далекий форт на Диком Западе, подружившись там с индейцами. Это простая история рассказана на пределе постановочных возможностей кинематографа (трудно поверить, что перед зрителем – режиссерский дебют, снятый со скромным бюджетом в 20 млн. долларов), с необычайным вниманием к деталям (добрая треть фильма, идущего в киноварианте 180 минут, озвучена на одном из языков индейцев) и с чувством внешней и внутренней красоты, свойственным настоящим произведениям искусства. Выйдя на экраны в ноябре 1990, Танцы с волками получают семь премий «Оскар», включая статуэтки за лучший фильм года и лучшую режиссуру (обе – Кевину Костнеру, кроме того, он номинировался как лучший актер). Это триумф Костнера (как и всего кинематографа), вершина, которую он по настоящее время так и не смог покорить повторно.
Следующая работа Костнера – роль легендарного разбойника из Ноттингема в фильме Робин Гуд: Принц воров (1991). Дорогостоящая голливудская постановка вызвала огромный интерес у публики, но была встречена в штыки значительной частью кинопрессы. Досталось и Костнеру: по итогам 1991 за роль Робин Гуда он был назван худшим актером на церемонии «Золотая малина», так называемом «анти-Оскаре». И номинировался как лучший актер того же 1991 на другой церемонии, на этот раз куда более серьезной – «Золотом глобусе» – за роль в детективе режиссера Оливера Стоуна Дж. Ф. К. В потрясающем фильме «нарушителя спокойствия» (как прозвали Стоуна противники его стремления выводить на чистую воду самые противорчечивые события 20 в.) Костнер сыграл прокурора Джима Гаррисона, стремящегося доказать, что убийство президента США Джона Фитцджеральда Кеннеди (Дж. Ф. К.) было не делом рук официального убийцы, Ли Харви Освальда, а тщательно спланированной акцией спецслужб, финансируемых магнатами. И снова актер создает обаятельный образ мужественного и честного человека, поиск правды и человеческий долг для которого превыше всего. Дж. Ф. К. выдвигается на «Оскар» как лучший фильм года.
В 1991 журнал «Пипл» включает Костнера в список «50 самых красивых людей мира». На следующий год Костнер снимается в мелодраме Телохранитель, о детективе, у которого закручивается роман с охраняемой им певицей. Его дуэт с Уитни Хьюстон, а также (в немалой степени) записанный ей саундтрек к фильму делают Телохранитель сенсацией мирового кинопрокате (кассовые сборы – 412 млн. долларов). Это не спасает киноленту от разгромных рецензий, а Костнера опять выдвигают на «Золотую малину». Решив, что пора возвращаться к серьезным работам, актер снимается у режиссера Клинта Иствуда – кинозвезды, так же, как и Костнер, обладателя «Оскара» как режиссер и продюсер за вестерн (Непрощенный, 1992) – в драме Совершенный мир. Несмотря на то, что многие критики считают, что эта роль лучшая роль Костнера в кино, фильм проваливается в кинопрокате США и Канады, открыв досадную череду неудач, которая преследует Кевина Костнера и по настоящее время.
Решив вернуться к жанру вестерна, Костнер выбирает, казалось бы, беспроигрышный вариант – историю прославленного шерифа Дикого Запада Уатта Эрпа и своего друга Лоуренса Кэздана (Силверадо) в качестве режиссера. На постановку проекта (продюсер – сам Костнер) уходит 70 млн. долларов, в качестве даты премьеры выбирается чрезвычайно прибыльный конец июня. Но не зря в Голливуде очень большой популярностью пользуется фраза сценариста, обладателя «Оскара» Уильяма Голдмана – «Никто ничего не знает». Уатт Эрп (1994) терпит сокрушающий провал в кинопрокате и получает несколько номинаций на «Золотую малину» (выигрывает «призы» за худший римейк и худшего актера Кевина Костнера). Отчаянно нуждаясь в суперхите, Костнер объединяется с другим своим другом Кевином Рейнолдсом (режиссером Робин Гуда: Принца воров) для постановки антиутопии Водный мир, о человеке-амфибии, сражающемся с пиратами на морских просторах затопленной растаявшими ледниками Земле. Съемки на Гавайях выходят из-под контроля, в результате чего бюджет достигает рекордной по тем временам суммы в 175 млн. долларов (фильм до сих пор занимает второе место в списке самых дорогостоящих кинопостановок, уступая только Титанику). И хотя кассовые сборы Водного мира можно назвать успешными, окупить расходы они не смогли, а сам фильм и, разумеется, Костнер были «представлены» к соисканию все тех «Золотых малин».
Понимая, что ситуация стала критической, Костнер обращается к спортивной теме – на этот раз гольфу. И наконец выигрывает. Комедия Жестяной кубок (1996) пользуется популярностью как у зрителей, так и у критиков. Костнер выдвигается на «Золотой глобус» как «лучший актер в комедии или мюзикле». Воодушевленный успехом, он приступает к проекту в жанре антиутопии Почтальон (1997), в котором во второй раз выступает как режиссер. И здесь Костнера ждет большой коммерческий провал в его карьере. Разруганный прессой за абсурдность сюжетных ходов и неровность повествования Почтальон при бюджете в 80 млн. долларов собирает в мировом кинопрокате 25 млн., то есть в 10 раз меньше, чем признанный провалом Водный мир. Мало того, кинокартина получает пять премий «Золотая малина», включая «награды» как худший фильм года и худший актер.
После катастрофы Почтальона ни один фильм с участием Костнера (за исключением слабой в художественном плане мелодрамы Послание в бутылке, 1999) не окупил затраченных на него средств. Все они (кроме триллера на основе событий Карибского Кризиса 1962 года Тринадцать дней, 2000) были холодно или враждебно встречены критикой. С 2002 Кевин Костнер работает над вестерном (жанр, который принес ему самый крупный успех в карьере) Открытый загон, в котором он в третий раз выступает в качестве режиссера.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (АКТЕРСКАЯ)
Ночная смена (эпизод, Night Shift, 1982); Фрэнсис (эпизод, Frances, 1982); Рыцари Стэйси (Stacy's Knights, 1982); Преследующие сны (Chasing Dreams, 1982); Завещание (Testament, 1983); Большой стрем (Big Chill, 1983); Столик на пятерых (Table for Five, 1984); Бегущий от оружия (The Gunrunner, 1984); Фанданго (Fandango, 1985); Силверадо (Silverado, 1985); Американские летчики (American Flyers, 1985); Сиззл Бич, США (Sizzle Beach, U.S.A., 1986); Тени в темноте (Shadows Run Black, 1986); Неприкасаемые (The Untouchables, 1987); Нет выхода (No Way Out, 1987); Дарэмский бык (Bull Durham, 1988); Поле мечты (Field Of Dreams, 1989); Месть (Revenge, 1990); Танцы с волками (Dances With Wolves, 1990); В постели с Мадонной (Madonna: Truth or Dare, 1991); Робнн Гуд: принц воров (Robin Hood: Prince Of Thieves, 1991); Дж. Ф. К. (JFK, 1991); Телохранитель (The Bodyguard, 1992); Совершенный мир (A Perfect World, 1993); Уатт Эрп (Wyatt Earp, 1994); Война (The War, 1994); Водный мир (Waterworld, 1995); Жестяной кубок (Tin Cup, 1996); Почтальон (The Postman, 1997); Послание в бутылке (Message In A Bottle, 1999); Ради любви к игре (For Love of the Game, 1999); Бей в кость (эпизод, Play to the Bone, 1999); Тринадцать дней (Thirteen Days, 2000); 3000 миль до Грейсленда (3000 Miles to Graceland, 2001); Стрекоза (Dragonfly, 2002); Открытый загон (Open Range, 2003).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»