СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ, один из первых созданных человеком искусственных материалов, было изобретено в древности в Восточном Средиземноморье. В качестве материала декоративно-прикладного искусства стекло применялось лишь в периоды экономического процветания, и поэтому история художественно стекла тесно связано с историей каждой цивилизации.
Египет и Сирия.
С древнейших времен, начиная примерно с 4000 до н.э., египтяне использовали в качестве украшений множество мелких декоративных предметов со стекловидным покрытием. Эти предметы делались из мыльного камня или смешанного керамического материала и покрывались непрозрачной стеклянной поливой, окраска которой варьировалась от бирюзового до синего цвета.
Вряд ли стекло использовалось для изготовления самих сосудов, а не только стекловидных покрытий, до XVIII династии (ок. 1575–1320 до н.э.), эпохи экономического расцвета и прогресса; с этого времени и в истории стекла началась эра художественных и технических достижений, закончившаяся с падением XXI династии (ок. 950 до н.э.). В этот период египтяне открыли, что стекло можно использовать и для изготовления бус и амулетов или для инкрустации. Стекло стало ценным материалом, который нередко применялся в сочетании с золотом или полудрагоценными камнями. К давно известным красителям – глубокому синему и плотному бирюзовому – добавились новые непрозрачные цвета: красный, оранжевый, зеленый, желтый, фиолетовый, пурпурный и белый, а сам материал приобрел новые функции. Из стекла делали вставки для ювелирных украшений и плакеток, сосудов для питья, литых и резных фигурок или голов царских скульптурных изображений, выполненных из нескольких материалов. Разнообразные сосуды и склянки для мазей и бальзамов (унгуэнтарии), имевшие определенную форму в зависимости от вида косметики, составили самую большую группу предметов из стекла. Стеклянные туалетные банки обычно были небольшими, по причине трудоемкой технологии их изготовления, однако сохранилось и несколько крупных полых сосудов. Для создания сосуда к формованной на металлическом пруте глиняной основе добавляли голубое непрозрачное стекло. Изделие обвивали контрастного цвета стеклянными нитями, уложенными в пестрые волнистые узоры и сплавленными с поверхностью. В законченном виде эти сосуды очень изысканны.
Центры производства стекла в Фивах, Тель-эль-Амарне, эль-Лиште и эль-Маншахе, вероятно, снабжались стеклянными заготовками из мастерских на северо-западе Дельты, где необходимые для стеклоделия материалы находились в изобилии. Это ремесло пришло в упадок в период политической смуты, последовавшей за падением XXI династии, но возродилось в течение длительного правления Яхмоса II (середина 6 в. до н.э.). Однако имитации древних образцов, создававшиеся в это время, не превосходили их по качеству. В эллинистический период, после греческого завоевания Египта в 332 до н.э., александрийские стеклянные унгуэнтарии широко экспортировались во все страны Средиземноморья; чужеземный вкус оказал влияние на преобразование традиционных египетских форм в более современные.
В 1 в. до н.э. стекольное производство процветало в Сидоне (Сирия). Возможно, этот город унаследовал традицию стеклоделия, которая возникла в Месопотамии по крайней мере еще в 8 в. до н.э. и была перенесена на запад персами. Эта гипотеза подтверждается несколькими находками в Сидоне.
Римская империя.
Сидон и Александрия вошли в состав Римской империи при Октавиане Августе в 27 до н.э. Вскоре стеклоделие стало обычным видом ремесла, и особенности производств каждого города были быстро разнесены по всем провинциям империи мигрирующими ремесленниками. По-видимому, незадолго до этого времени сидоняне изобрели метод выдувания, совершивший переворот в стеклоделии, и теперь изготавливали множество выдутых свободно или в специальных формах разновидностей кувшинов, фляг, бутылей, кубков и блюд разнообразных традиционных и новых форм. Изделия этих типов на какой-то период вошли в моду повсюду в римском мире. Известно несколько выдутых в формах сосудов с отпечатками имен их изготовителей: Эннион и Артас из Сидона, Фирмус и Хилас из Италии и Фронтинус из Галлии. Первоначально выдутые в формах сосуды украшались несложным по рисунку простым рельефным узором; сосуды, выдутые без формы, могли иметь простой оттиснутый или щипцовый декор. Однако к 4 в. в декоре обеих групп сосудов появилась тенденция к все более сложным фантастическим рисункам. Накладной декор стал чрезвычайно богат и изобилен, а выдутые в формах сосуды нередко выделывались в виде человеческих голов или гроздей винограда.
На основе древней египетской традиции изготовления непрозрачного густо окрашенного стекла в период ранней империи было создано несколько видов дорогого стекла, изобретенных в Александрии и позднее усвоенных мастерскими Сирии и Италии. Наиболее популярными среди них были изделия, изготовленные в формах и украшенные напаянными разноцветными кусочками стеклянной мозаики. Такие сосуды с пестрыми узорами сейчас называются миллефиори (тысяча цветов). Эта мозаичная техника применялась и для инкрустации на стенах и мебели. Также делались очень красивые и похожие на настоящие камни имитации агата, оникса и разных пород мрамора, оттененные вплавленными лентами золотого листа. Непрозрачное белое стекло, наплавленное на более темный нижний слой, украшали рельефом, резанным на гранильном круге точно таким же способом, каким резчики обрабатывали натуральные слоистые камни, создавая камеи. Одно из самых знаменитых произведений в этой технике – Портлендская ваза, ок. 100 н.э., вероятно, сделанная в александрийской мастерской.
Во 2 в. был открыт способ использования марганца в качестве обесцвечивающего реактива, вследствие чего стало возможным изготовление более прозрачного стекла для линз, окон и зеркал. Это стало причиной большей популярности чистого стекла, что причинило некоторый ущерб александрийскому производству.
Декоративное стекло создавали также из выполненных в формах заготовок, которые могли дорабатывать насечкой фасок или грунтовкой и полировали до окончательного завершения. Сосуды-диатреты (сквозные изделия), из которых сохранились лишь немногие экземпляры, свидетельствуют о виртуозности техники резного стекла. Их гравированный, прорезной и почти полностью подсеченный рельефный декор кажется свободно плывущим вокруг сосуда. Стеклянные сосуды с гравированными изображениями христианских и языческих сюжетов, сцен охоты и т.п. характерны для изделий одного из важнейших центров стеклоделия – Кёльна. Еще один вид роскошных изделий из стекла, появившийся в начале 4 в., по-видимому, производился только в Риме и Александрии: золотые листы с гравированными рисунками репрезентативного, мемориального или юбилейного характера, заключенные между двумя слоями прозрачного стекла. Большая часть образцов стекла этого вида сохранилась в погребениях в христианских и иудейских катакомбах в окрестностях Рима.
Средние века.
В конце 4 в. в производстве стекла в Европе начался заметный спад, как в качестве, так и в количестве. Причины этого явления – общий экономический упадок и нестабильность в империи, потеря северных и западных провинций, перенос столицы в Константинополь и вторжения варваров в Италию. Находки в языческих могильниках постримского периода в Европе свидетельствуют о немногих пережитках упрощенных форм римского кубка и чаши. Они изготовлены из стеклянной массы низкого качества, с ограниченным набором декоративных приемов – таких, как прокатные нити и накладки в виде крючков и шипов. Контроль над цветом был полностью потерян, и стекло в результате попадающих в плавку примесей тяготело к янтарной и зеленой окраске.
В соответствии с новыми религиозными представлениями христианские захоронения в Восточной Римской и позднее в Византийской империи не содержали погребального инвентаря, поэтому этот источник сведений об истории стекла в 5–10 вв. отсутствует. Однако, судя по результатам раскопок немногих открытых мест производства стекла, на Востоке, как и на Западе, римская традиция продолжала существовать в очень ослабленной форме, и дорогое стекло не изготавливалось. В Византии в большом количестве производилось цветное стекло и стеклянная мозаичная смальта для убранства христианских храмов; оба вида продукции получили дальнейшее развитие в других христианских странах. Высококачественное стекло, употреблявшееся в Византии, вероятно, вывозилось из Месопотамии и Сирии.
Мусульманские страны.
В Египте и Сирии после арабского завоевания начали производить великолепно формованные и украшенные изделия из стекла. Арабские завоеватели воспользовались древними традициями стеклоделия в этих странах и способствовали развитию искусства, находившегося в состоянии упадка на протяжении нескольких столетий. Собственно мусульманская традиция стеклоделия появилась в 8 в. и достигла своего зенита в 12 в. Появился целый ряд стеклянных изделий новых форм: лампы для мечетей, бутыли, тазы, кружки, кубки и бокалы с выпуклыми стенками. Главными декоративными элементами были угловатое куфическое письмо, сложные переплетения арабесок и абстрактные орнаментальные мотивы; позднее стали использоваться изображения людей, растений и животных. Рисунок наносился при помощи золочения и росписи очень красивыми эмалями богатой цветовой палитры, которые окончательно сплавлялись со стеклом в муфельной печи, в которой изделия предохранялись от пламени.
Позднее стекло, изготовленное в мусульманских странах и привозившееся в Европу купцами, путешественниками и крестоносцами, ценилось очень высоко. Некоторые восточные мастерские явно изготавливали стекло специально для христианских стран, например в Халебе (Алеппо) и Дамаске в Сирии. Стеклянные изделия общих для мусульманских стран типов производились в Египте, Северной Африке и Южной Испании. Опустошительные походы среднеазиатского завоевателя Тамерлана (1336–1405) уничтожили производство стекла в Сирии в 15 в., а турецкие завоевания в 16 в. нанесли значительный урон традиции стеклоделия в Египте.
Венеция.
Подходящие материалы для производства прозрачного содового стекла существовали в Венеции: кремнезем добывался из гальки реки Тичино, а щелочь – из морских и солончаковых растений. Первое упоминание о работе в Венеции стеклодела относится уже к 982. В 11 в., по-видимому, в основном производили бусы и другие мелкие предметы, а также мозаичные кубики. На протяжении последующих четырех столетий производство стекла приобретало все большую значимость. В 13 в. в городе уже было так много стеклоделов, что из-за боязни пожаров от плавильных печей их переселили на остров Мурано. Однако среди изделий до конца 15 в. невозможно четко выделить какой-либо тип собственно венецианского стекла – они имитировали сирийские изделия и, следовательно, практически не отличались от них.
Расцвет венецианского стеклоделия начался в конце 15 в., когда сирийская продукция перестала заполнять рынок стекла. Ранние образцы делались из густо окрашенного стекла, обычно прозрачного. Тяжелые кубки и чаши, повторяющие формы серебряной и металлической посуды того времени, расписывались цветными эмалями (плавкое жидкое стекло); чаще всего на них изображались сцены из литературных произведений. В конце 15 – начале 16 в. венецианцы успешно имитировали халцедон (разновидность кварца с напоминающим воск полупрозрачным свечением), оникс и агат, а также возродили один из древнеримских типов декоративного стекла с наплавленными кусочками разноцветной массы, т.н. миллефиори. Авантюриновое стекло, которое имитировало полупрозрачный кварц и содержало блестки меди, было изобретено в начале 17 в., возможно, династией стеклоделов Миотти. Вскоре после этого научились изготавливать опаловое (молочное) стекло, называемое так по своему цвету.
Секрет обесцвечивания стекла марганцем был утрачен с падением Римской империи. Вероятно, он вновь был открыт в Венеции в 15 в., но только в начале 16 в. эту технику стали широко использовать для изготовления прозрачного cristallo – чистого бесцветного стекла, напоминающего горный хрусталь. Это был исключительно податливый материал, и из него можно было выдувать очень тонкие изделия. Эти качества полностью использовались стеклодувами, которые достигали удивительного мастерства в выделывании формы и украшении изделий. Безделушки и бокалы для вина с петельчатым или щипцовым узором – лучшие образцы этого искусства; в 17 в. изготавливались и бокалы простой формы. Непрозрачное белое молочное стекло, lattimo, использовалось для производства чашек и блюдец, имитировавших фарфор, но чаще всего оно применялось в форме тонких нитей, заключенных внутри стенок сосуда и образующих чудесные переплетения с маленькими пузырьками, застрявшими между пересечениями нитей. Из такого стекла делались сосуды всех видов и размеров; оно называлось vetro di trina – стеклянное кружево. Другой распространенной техникой декора изделий из cristallo было гравирование алмазным наконечником, золочение в форме фестончатого или чешуйчатого узора и нанесение эмалью круглых точек. Нередко эти декоративные приемы комбинировались, создавая чешуйчатую поверхность с драгоценными вкраплениями. Иногда наружные стороны глубоких сосудов и блюд покрывались кусочками стекла произвольных очертаний, напоминающих потрескавшийся лед.
Использование cristallo сделало возможным производство гладких чистых зеркал, делавшихся при помощи выдувания стеклянного цилиндра, который затем разворачивали по всей длине, уплощали и покрывали серебром. В 16–17 вв. Венеция удерживала монополию на производство таких зеркал.
Стекольное производство Венеции, как и ее другие производства, считалось государственной монополией. Различные гильдии стеклоделов – изготовителей бисера, зеркал, смальты и посуды – строго контролировались, но несмотря на это, представители этой профессии приобрели в обществе положение уважаемых людей и пользовались некоторыми привилегиями. Те из них, кто обучал своему ремеслу чужеземцев или занимался им за пределами республики, подвергались ужасным наказаниям. Тем не менее именно благодаря стеклоделам-эмигрантам появилась мода на façon de Venise – венецианский стиль – в стекольных мастерских нескольких городов в Европе и даже одной мастерской в Аргентине, упоминаемой в 1592. С ростом этих местных производств некогда важнейшие рынки экспорта венецианского стекла сократились и почти угасли к 18 в., однако этот ущерб был частично возмещен туристами, которые посещали город, покупали стекло в традиционных венецианских стилях и иногда делали крупные заказы. В 1860-х годах стеклоделие в Венеции начало возрождаться, что продолжается и по сей день.
Германия и Богемия.
Немецкое и богемское Waldglas – лесное стекло, окрашенное в зеленый цвет полученным от сжигания растений поташем, было носителем традиции, восходящей к раннему средневековью. В 16 в. изготавливалось стекло естественных цветов, получавшихся от случайных примесей, но сама стеклянная масса была чистой и хорошего качества; из этого стекла делались большие сосуды для питья. Самым интересным из них был рёмер (Römer, Roemer), вероятно, происходящий от римских типов простого кубка; он имел толстую полую ножку, украшенную шишками, и основание, выведенное уложенными по спирали нитями. Иногда в качестве украшения добавлялись гравировка и эмалировка. Этот тип изделий из стекла существовал параллельно с более тонко проработанными, распространенными в конце 16, 17 и 18 вв.
В 16–17 вв. изготавливалось стекло, имитировавшее венецианские образцы. Эти имитации были несколько грубоваты, хотя и назывались Flügel – крылатое стекло, благодаря крылатым фигуркам, украшавшим длинные ножки сосудов. Известный стекольный завод в Халле в Тироле изготавливал стекло в венецианской манере, с полосками, гравированными алмазным наконечником. Эти декоративные вставки разделялись завитками и висячими цветочными гирляндами или фестонами, выполненными простой росписью и позолотой.
Собственный характерный стиль появился в немецком стекле ок. 1540 и существовал до начала 18 в. Это было прозрачное стекло с эмалевой росписью, которое производили простые ремесленники для широких слоев населения. Формы этих изделий почти всегда были связаны с питьем: например, хумпен – высокий и широкий цилиндрический кубок, или стакан пасс – более тонкий, но по форме более близкий к цилиндру. В центральной Германии стеклянная масса была хуже по качеству, а цвета эмалей довольно мутными; эмали использовались лишь для немногих декоративных мотивов, таких, как имперский орел с гербами курфюрстов Священной Римской империи, императора и наследных принцев, а иногда гильдии, или изображений разных работ и гор. Подобные изделия производились в Дрездене из массы лучшего качества и эмалей более светлых, чистых тонов. Цвет использовался более разнообразно в росписях на геральдические, аллегорические и даже комические сюжеты. Ок. 1640 И.Шапер основал школу монохромной живописи (Schwarzlotmalerei) черной краской или сепией для украшения пейзажами, фигурами и геральдическими мотивами таких небольших предметов, как кубки на округлом выпуклом основании и стаканы для вина. Применялись также техника росписи без обжига и золочение, но изделий с декором этого типа сохранилось крайне мало.
В 1680–1690 в Богемии было изобретено более твердое кальциевое стекло, близкое к хрусталю. Такое стекло было идеальным материалом для украшения гравировками; эта техника существовала раньше в Нюрнберге, однако она применялась к изделиям из совершенно не подходившего для этого тонко выдутого стекла венецианского образца. Эта традиция была привезена в Нюрнберг Г.Шванхардтом ок. 1622 из Праги, где он учился у К.Лемана. Леман служил при пражском дворе; он начал впервые со времени Римской империи применять технику геммы к резьбе по стеклу. В Нюрнберге привезенная Шванхардтом техника гравировки нередко сочетала резьбу на гранильном круге и ручную проработку деталей. Благодаря изобретению нового, более твердого состава стекла техника гравировки распространилась за пределами Нюрнберга и достигла значительных успехов при княжеских дворах Петерсдорфа, Берлина и Хессе-Касселя. В последнем Ф.Гонделах создавал произведения, которые считаются высшим достижением этого типа барочного стекла. В 18 в. техника гравировки по стеклу переросла в промышленное производство; после 1725 Богемия уступила первенство Силезии.
В Потсдаме научные опыты со стеклом проводил химик И.Кункель, который изобрел красивое красное рубиновое стекло, получавшееся путем добавления золота в массу, а также другие виды цветного стекла. В эпоху позднего барокко и рококо потсдамский стекольный завод изготавливал стекло, украшенное тяжеловесной пышной резьбой в высоком и низком рельефе.
В последней четверти 18 в. произошла смена вкуса; стали предпочитать гранение и простую насечку фасок, более широко применять цвет. Формы оставались тяжеловесными, но качество работы было высоким. Была возрождена позднеантичная техника межслойного золотого стекла (Zwicschengoldglas), с золотым листом, украшенным рисунком и помещенным между двумя слоями стекла. Лучшие образцы такого вида стекла изготавливались в одной из богемских монастырских мастерских в тридцатые годы 18 в. В этой технике продолжал работать Йозеф Мильднер из Гутенбруна.
Начало 19 в. в Германии и Богемии было периодом великих достижений в области техники. С.Мон и его сын Готтлоб создавали стекло, украшенное реалистическими живописными пейзажами и топографическими зарисовками местности, работая с тончайшими полупрозрачными цветными эмалями. А.Котгасер достиг еще больших успехов в окраске эмалей, работая в той же манере.
Кроме того, в этот период было популярно цветное стекло, в том числе двухслойное стекло, украшенное резьбой. Эта техника декора заключалась в соединении посредством плавки тонкой пленки цветного стекла с белой или прозрачной основой изделия. Затем по цветному покрытию прорезались геометрические узоры и сюжетные вставки, достигавшие нижнего слоя стекла. Некоторые мастерские применяли также роспись серебром, хотя она могла быстро тускнеть.
Испания.
Обычное бытовое стекло изготавливалось в Испании с римского времени. Оно отличалось грубой фактурой и разнообразием окраски, от голубовато-зеленой до коричневато-оливковой. В 15 в. сформировался репертуар специфически испанских форм, который почти без изменений сохранялся вплоть до 19 в.: поррон (бутыль для вина), кантаро (сосуд для воды), альморатта (разбрызгиватель розовой воды) и множество ваз с ручками, фляг, кувшинов, ламп, бутылок и высоких стаканов. Эти сосуды имеют мавританские формы, однако их декор – гофрированные плоскости, подставки в виде лап, пронизи и т.п. – происходит из поздней римско-сирийской традиции. В 16–17 вв. в Каталонии и Кастилии производилось стекло в венецианском стиле; особенно искусно выполнены очаровательные, расписанные эмалями изделия Барселоны. Королевская стекольная мануфактура, основанная в Ла Гранья де Сан Ильдефонсо, выпускала в 18 в. хрустальное стекло с горячим золочением и резным декором, конкурировавшее с импортными изделиями. В начале 19 в. это производство перешло в частное владение и выпускало лишь обычную домашнюю посуду.
Франция.
В Средние века и в эпоху раннего Возрождения во Франции делались замечательные витражи, простое оконное стекло и стеклянная посуда; особенно многочисленны были стекольные мастерские в Нормандии и Лотарингии, где традиции стеклоделия сохранились с римского времени. В 16–17 вв. разрослась сеть стекольных мастерских, управлявшихся венецианцами; основанный итальянцами из Л'Альтаре завод в Невере существовал вплоть до 18 в. Это были потомки французских стеклоделов, которые эмигрировали в окрестности Генуи в 13 в. и после переселения приобрели новые знания и навыки. К 15 в. они стали серьезными конкурентами венецианцев. Наиболее характерными изделиями стекольного завода в Невере были безделушки и статуэтки, хотя выпускалась также повседневная и роскошная стеклянная посуда. Производство дорогих зеркал расцвело с изобретением в 1688 техники литья стеклянного полотна (выливание стекла в литейную форму). Хрусталь английского типа, из замечательно чистого свинцового стекла, изготавливали на фабрике в Баккара, основанной в 1765. Камеи из белого стекла, окруженного прозрачным, которые считаются изобретением начала 19 в. англичанина Эпсли Пеллатта, в действительности делались во Франции и до этого времени. На нескольких стекольных заводах, таких, как Баккара, Сент-Луи и Клиши, в 19 в. выпускали прелестные пресс-папье, используя приемы, напоминавшие древнеримские миллефиори.
Нидерланды.
В 16–17 вв. важные центры стеклоделия были основаны в Антверпене, Льеже, Амстердаме и Миддельбурге выходцами из Венеции. Однако нидерландское «венецианское стекло» отличалось изобилием механически выполненного декора и украшениями в виде полых выпуклостей на бокалах с высокими ножками. Типично голландская форма cristallo, или хрустального стекла, распространенная в 17 в., – высокий конический винный стакан – «флейта». Местная традиция изготовления зеленого стекла, аналогичного немецкому лесному стеклу, продолжалась здесь и в 19 в. Из-за недостатка топлива в Гааге, Маастрихте и некоторых других городах стекло изготовляли лишь время от времени.
Наиболее значительным вкладом Голландии в искусство европейского декоративного стекла было украшение привозных заготовок гравированием алмазной иглой в 16 в.; позднее к этой технике прибавилось гранение и пунктирование. В 18 в. излюбленным материалом для этих работ было свинцовое стекло, привозимое из Англии. При помощи гранильного колеса стеклянные сосуды украшались историческими сюжетами, условными ландшафтами, изображениями плывущих кораблей, жанровыми сценками, кружевными узорами и тончайшим орнаментом. Пунктирование фактически было голландской монополией; наиболее известными мастерами были Франц Гринвуд, Давид Вольф и Аэрт Шуман. Эта техника широко применялась для украшения сосудов портретами и декоративными вставками, которые приобретали тонкость и хрупкость.
Англия.
До воцарения Елизаветы I стеклоделие на Британских островах ограничивалось простыми предметами, такими, как чашки и кубки в период раннего Средневековья; с начала 13 до конца 16 в. в графствах Суррей и Суссекс производили оконное стекло и бытовую посуду. В 1575 венецианец Джакомо Верцеллини получил монопольное право на производство стекла венецианского типа в Лондоне сроком на 21 год. В дальнейшем его продукция была защищена от конкуренции своевременным запретом на импортное стекло. Сохранилось несколько изделий Верцеллини хорошей формы, украшенных гравировкой по превосходному стеклу типа cristallo. Такая же монополия в 17 в. была предоставлена Дж.Бауэзу и Р.Манзеллу, на мануфактурах которых в той же венецианской традиции работали итальянские мастера. Дж.Рейвенскрофту приписывается изобретение ок. 1675 совершенно нового состава стеклянной массы, вскоре сменившего содовое стекло итальянцев, которое еще продолжали в течение какого-то времени изготавливать только в нескольких провинциальных центрах. Это новое стекло содержало оксид свинца и было более мягким и блестящим, чем современное ему немецкое стекло. В конце 18 в. английское свинцовое стекло, т.н. флинт-гласс, или английский хрусталь, вытеснило немецкое с европейских рынков. Формы первых изделий из нового материала были простыми, но величественными. На изделиях 18 в. при помощи механического гравирования обычно изображали исторические и политические события. Наиболее многочисленную категорию изделий из флинт-гласса составляли бокалы для вина, в которых чаша и ножка в дальнейшем подверглись изменениям; однако продолжали производить и другие изделия: молочники, блюдца, подсвечники, канделябры, чашки, стаканы и кружки. Из непрозрачного белого и прозрачного цветного стекла в 18 в. изготавливали бутылки, фляги, чайницы и другие предметы. Самым распространенным видом декора таких изделий была эмалевая роспись очень высокого качества, что выгодно отличало их от английского фарфора того времени. Ок. 1775 в Ньюкасле семья Бейли производила сосуды для питья, украшенные жанровыми сценками и геральдическими мотивами, выполненными эмалевой росписью в индивидуальной и легко узнаваемой манере. Производство зеленого стекла процветало во многих местах. В Нэйлси, недалеко от Бристоля, работавший в этой традиции стекольный завод преуспел в изготовлении безделушек и фляжек.
В последней четверти 18 в. резные узоры геометрического характера, в течение нескольких десятилетий завоевывавшие признание, стали ведущим видом декора. Примерно в это же время многие английские стеклоделы переселились в Ирландию – в Корк, Дублин, Ватерфорд и другие города, чтобы избежать тяжелых английских налогов. Это придало новый импульс развитию стеклоделия в Ирландии, где ранее оно существовало лишь эпизодически и в основном благодаря деятельности иностранцев. Золотым веком ирландского стекла был период ок. 1780–1825. Стекло, мало отличающееся от английской продукции того времени, изготавливалось в большом количестве и широко экспортировалось. Большинство ирландских стекольных заводов были закрыты в середине 19 в.
См. также АНГЛИЙСКАЯ КЕРАМИКА.
Россия.
В 12 – начале 13 в., до татаро-монгольского нашествия, стеклоделие было развито в Киеве. Изготавливались браслеты, бусы, смальтовые кубики для мозаики, блюда, чаши и оконные стекла. Начиная с 17 в. в Москве и ее окрестностях существовали стекольные заводы, выпускавшие простые изделия для повседневного пользования. Стекольные заводы для производства предметов роскоши были основаны под Санкт-Петербургом в 18 в. На них создавался хрусталь хорошего качества, предназначавшийся главным образом для императорского двора и, как правило, украшенный резьбой и золочением в духе богемских изделий того времени. Во 2-ой пол. 18 – нач. 19 в. художественное стекло (архитектурный декор, светильники) выполнялось по проектам Ч.Камерона, А.Н.Воронихина, К.И.Росси. К крупным стекольным центрам относятся заводы в Гусь-Хрустальном и Дядьково.
См. также РУССКАЯ КЕРАМИКА.
Соединенные Штаты.
Из множества стекольных заводов, которые, судя по документам, существовали в колониальной Америке, первым в 1608–1609 был основан завод в Джеймстауне. Вероятно, на нем изготавливали обычную посуду и пластины для застекления из простого бутылочного стекла. В 18 в. три стекольных завода достигли некоторого своеобразия. Первый из них процветал в Вистерберге на юге штата Нью-Джерси в период между 1739 и 1780 благодаря усилиям К.Вистера и его сына. Декоративные мотивы, вероятно, создававшиеся на досуге мастерами, положили начало стилю, которому позднее следовали в Нью-Джерси, Нью-Йорке и Новой Англии. Этот стиль характеризовался применением петельчатого и полосатого декора к посуде простых форм. Иногда использовались контрастные цвета, но наиболее эффектными были монохромные сосуды округлой формы – чаши, кувшины и бутыли – с непрерывным волнистым узором в нижней части.
Завод Г.Штигеля в Мангейме (шт. Пенсильвания), основанный в 1763, выпускал легко обрабатываемое чистое зеленое стекло, а также цветное стекло, на стиль которого значительное влияние оказывали английские и немецкие изделия того времени. Несколько кубков с эмалевым декором универсального «крестьянского» типа и надписями на английском языке, по-видимому, были сделаны Штигелем для поселенцев Голландской Пенсильвании на юге штата Пенсильвания. Этому же заводу приписывают изделия узорчатого стекла, сплошь покрытые рисунками из ромбов, ямок или ребер, часто не совсем четкой формы, что получалось из-за повторной обработки выдуванием.
Стекольный завод Дж.Амелунга, на котором работали немецкие стеклоделы, был основан в конце 18 в. в Нью-Бремене (шт. Мэриленд). Этот завод делал более твердое свинцовое стекло, окрашенное в очень красивые глубокие тона, а также чистое прозрачное стекло с легким зеленоватым отливом. Известно несколько подарочных изделий, идентифицированных по гравированным надписям и мелкому резному декору. Кроме них заводу Амелунга с определенностью можно приписать лишь очень немногие предметы.
Некоторые из наиболее интересных изделий были сделаны в 19 в. фирмой «Деминг Джарвес Бостон энд Сэндвич-гласс компани». Этот завод освоил новые краски, модели и рисунки и приобрел репутацию новатора. В 1825 в Америке появилось механическое прессование: расплавленное стекло прессовали в отливочной форме плунжером, придавая изделию окончательную отделку. Этим способом можно было изготавливать различные виды узорчатой стеклянной посуды, фигурные подсвечники, лампы и т.п. Кружевные узоры на прессованном стекле, подражавшие резному стеклу Англии и Ирландии, обладали приятным серебристым оттенком, появлявшимся благодаря добавлению бария в химический состав стекла. Механическое прессование привело и к некоторым другим производственным нововведениям в Америке в 19 в.
Фирма «Корнинг гласс веркс» была основана в 1869 семьей Хаутонс в Корнинге (шт. Нью-Йорк), и ее главные заводы до сих пор находятся в этом городе. Здесь десять лет спустя были изготовлены первые стеклянные колбы для электрических ламп Эдисона. В 1888 Э.Либби закрыл свое производство «Нью Инглэнд гласс веркс» и вместе с сотней рабочих перебрался в Толедо (шт. Огайо), который впоследствии стал и остается центром стекольной промышленности. Именно здесь в 1899 М.Оуэнс впервые разработал проект полностью механизированного производства бутылок, которое менее чем за два десятилетия совершило переворот в технологии стеклоделия. В это время стекольная промышленность достигла стабильности и процветания, и художественное стекло производилось в небольшом количестве.
См. также АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА.
Иран и Индия.
О стеклоделии Ирана до начала 17 в., когда стекло изготавливалось и венецианцами, и персами в венецианском стиле, невозможно составить ясное представление. Местная традиция проявлялась только в экзотических формах сосудов для благовоний, бутылей для вина и небольших узкогорлых кувшинов. Персы предпочитали бесцветному cristallo густо-синее, бледно-розовое и бирюзовое стекло. Часто бутыли со сферическим туловом и высоким горлом украшались искусственными цветочными букетами, которые отливались с внутренней стороны донца. Изготавливались и более простые изделия в венецианской традиции, с гравированными изображениями птиц и цветов и накладными полосками с щипцовой насечкой или гофрировкой. Несколько замечательных изделий из стекла сохранилось в Дели и других местах в Северной Индии; вероятно, они были сделаны иранскими мастерами для двора Великих Моголов. По форме и декору они скорее принадлежат к индийской, нежели иранской традиции.
См. также КЕРАМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.
Китай.
Несмотря на долгую историю торговых отношений с Западом – по крайней мере с первых лет Римской империи, – стеклоделие укоренилось в Китае лишь с основанием стекольных мастерских в Пекине в 17 в. Эти мастерские работали под наблюдением миссионеров-иезуитов на территории императорского дворца. В правление императора Цяньлуна (1735–1795) прозрачное стекло зеленоватого оттенка создавалось знаменитым императорским стеклоделом Ху. Во второй половине 18 в. делали стекло превосходного качества и окраски для выдувания больших сосудов, таких, как вазы, горшки и чаши, а также для имитации фруктов и цветов. В 19 в. делались очаровательные маленькие флакончики для духов из пестро окрашенного стекла, которое отливали цельным куском, выдалбливали и украшали разными гранильными техниками.
Япония.
В раскопках японских погребений 3–6 вв. были обнаружены синие и зеленые стеклянные бусины, вероятно, местного производства, а в поселениях периодов Асука (552–646) и Нара (646–794) – стеклянные чаши, видимо, предназначенные для священных буддийских реликвий. В период Нара были в употреблении сферические стеклянные урны для праха, как местного производства, так и привозные. После длительного периода упадка в 13 в. стеклоделие в целом перестало развиваться. С открытием в 1750 порта Нагасаки для внешних сношений в разных районах Японии получили распространение европейские техники стеклоделия, однако производились лишь самые простые изделия.
См. также КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
Новое и новейшее время.
На протяжении первой половины 19 в. для европейского и американского стекла было характерно высокое техническое мастерство, а в дизайне – ориентация на традиционные региональные стили и эклектическое возрождение старинных технологий и типов изделий. Стекольные заводы в Англии и Ирландии, например, выпускали изделия из прекрасного свинцового стекла, полностью покрытые сложным резным узором. Этому стилю подражали во Франции и Австрии. В Америке вкус к подобным вещам удовлетворялся быстрым увеличением числа шаблонных образцов как прозрачного, так и окрашенного прессованного стекла. Стеклодув Н.Лютц воспроизводил для фабрики Сэндвич-гласс в Массачусетсе формы старинных венецианских изделий; в самой Венеции в это же время создавались новые интерпретации венецианских исторических стилей и возрождались римские, эллинистические и даже более древние формы и техники. В Германии и Богемии гравированное стекло продолжало развиваться как одна из отраслей художественной продукции бидермайера, стилистического направления второй четверти 19 в.
На эти «традиционалистские» тенденции стекольной промышленности не повлиял успех направления «искусства и ремесла», инициаторами которого были У.Моррис и Дж.Рескин. Это движение было направлено против механизированного массового производства, грозившего овладеть всеми техниками декоративного искусства. Ф.Вебб, а позднее Т.Джэксон создавали эскизы простых стеклянных сервизов, изготавливавшихся вручную на стекольном заводе Уатфрайерсов в Лондоне, буквально воплощая в жизнь точку зрения Морриса, согласно которой все искусственно созданные предметы должны удовлетворять человеческим потребностям, а не возможностям машины.
Идеи Морриса получили одобрение на континенте, где художники-стеклоделы находили покупателей для произведений своего индивидуального и оригинального творчества. Одним из первых и наиболее выдающихся художников-стеклоделов был Э.Галле, работавший в Нанси; его стеклянные вазы, экспонировавшиеся в Париже на Всемирной выставке в 1878, а затем вновь в 1884, вызывали всеобщее восхищение. Галле отбросил все традиционные представления, отказавшись от симметрии, классических пропорций форм и совершенного единообразия материала. Он предпочитал цветное стекло, любил акцентировать декоративную ценность тщательно подготовленных «случайностей», таких, как частичное замутнение, поверхностное кракелирование и воздушные пузырьки, и выявлять внутренние слои многоцветного стекла при помощи травления кислотой и механического гравирования. Встречающиеся в его работах реалистические мотивы свидетельствуют о влиянии китайского литого и резного стекла и натурализма японских цветочных узоров. Разработанные Галле декоративные эффекты, по-видимому, довольно широко имитировались в изделиях фабрики братьев Даум, тоже в Нанси.
Интернациональный стиль модерн, расцвет которого приходится на 1890–1910, унаследовал учения Морриса и Рескина, однако его оригинальная концепция декоративного соединила в себе элементы нескольких направлений в искусстве этого времени. Важнейшими из них были увлечение утонченным и женственным натуралистическим японским искусством, плавность и текучесть очертаний и форм и сентиментальная европейская элегантность.
М.Марино, А.Даммуз и Ф.-Э.Декоршмон начали работать в эпоху модерна как художники-стеклоделы, продолжая развивать оригинальную стилистическую традицию Галле.
Художественное стекло, так же, как и ювелирное искусство, выделялось из всех видов декоративно-прикладного искусства этого периода. Двое из наиболее выдающихся мастеров художественного стекла, Р.Лалик и Л.-К.Тиффани, были ювелирами. Лалик, начав в первые годы 20 в. с серий парфюмерных флаконов и других мелких предметов, со временем стал создавать эскизы больших ваз и чаш, часов, светильников и даже скульптурных изображений, ювелирных украшений и фонтанов, которые осуществлялись на его собственных фабриках. Обычно он работал в технике формованного и прессованного стекла, а также в технике литья методом утраченного воска (на покрытую слоем воска металлическую форму накладывается другая металлическая форма, воск тает и вытекает, а расплавленное стекло заполняет его место). Излюбленным материалом Лалика было светящееся, с матовой поверхностью, прозрачное стекло слегка голубоватого или перламутрового оттенка. Л.-К.Тиффани был единственным известным американским представителем стиля модерн. Подобно Лалику он создавал эскизы для собственного завода, который изготавливал серии ваз, украшений и сервизов неправильных форм, напоминавших растение или цветок. Лучшее из его произведений – стекло типа «феврайл», с отливающей золотым перламутром радужной поверхностью, имитирующее обнаруженное в раскопках подвергшееся частичному распаду римское стекло.
После эпохи модерна одним из выдающихся европейских мастеров художественного стекла был А.Наварре; в его произведениях преобладают орнаментальные мотивы. Благодаря высоким стандартам стеклоделия, установленным в начале века, ведущие новые фабрики продолжали сохранять лучшие традиции дизайна стекла. Австрия и Германия были первыми странами, которые осознали необходимость привлечения профессионально подготовленных художников для разработки дизайна массовой продукции из стекла. Уже в 1920 фирма Й. и Л.Лобмеров изготавливала посуду по эскизам А.Лоза и Й.Хофмана, двух лидеров Венского Сецессиона. В стекольной промышленности Австрии, Германии и Чехословакии проводились успешные эксперименты в области технологии и дизайна стекла, поощрявшиеся в художественных учебных заведениях.
В других странах, прежде всего в Скандинавии и США, где стеклоделие развивалось особенно энергично, среди штатных сотрудников заводов обязательно были художники и дизайнеры, которые создавали эскизы не только для серийного производства, но и более изысканные модели из высококачественного стекла, изготавливавшиеся вручную. Наиболее распространенной техникой декора остается механическое гравирование. Два художника стекольного завода в Оррефорсе в Швеции, С.Гате и Э.Хальд, и С.Вог, дизайнер американской фирмы «Стьюбен-гласс», достигли замечательных успехов в этой технике, хотя их методы и результаты совершенно различны.
Даже на заводах, не имеющих художественной направленности, примечательной чертой большинства изделий массового производства была забота о характерной для 20 в. функциональности. Именно это стремление стало причиной массового производства изделий из гладкого прозрачного стекла для лабораторий, промышленности и широкого потребления, прекрасных с эстетической точки зрения, хотя это и не было главной задачей дизайна продукции такого рода. Причина их эстетической привлекательности – в простоте линий и хорошем качестве состава стекла.
После Второй мировой войны стекольные производства Европы и Америки работают в полную силу; многие изделия демонстрируют новые поиски в дизайне, между тем продолжают существовать и традиционные стили. В Америке работает несколько мастеров художественного стекла, создающие замечательные оригинальные произведения. Кроме того, очень интересные изделия производятся в частных мастерских и маленьких фирмах в Венесуэле, Аргентине, Канаде, Греции, Японии, Иране и Польше, где это художественное ремесло появилось недавно или возродилось после длительного перерыва.
ТЕХНИКИ ДЕКОРА СТЕКЛА
Резьба по двухслойному стеклу.
В этой технике используется тонкая пленка цветного стекла, накладываемая поверх белой или прозрачной основы; на верхнем слое вырезается рисунок, сквозь который виден нижний слой. В викторианской Англии было популярно атласное стекло – молочное с пленкой чистого или цветного стекла, обработанного парами фтористой кислоты, а также стекло оттенков цветов персика, нанесенное поверх молочно-белой основы в подражание китайскому фарфору такой окраски. Изготовление камеи из стекла, которую ввели в практику римляне, а позднее богемские и английские стеклоделы, по сути является усложненной версией этой же техники, искусной рельефной резьбой по двухслойному стеклу, обычно непрозрачному белому или палевому, с темной основой.
Слоеное стекло.
Слоеное стекло представляет собой усложненную форму резьбы по двухслойному стеклу. В этой технике последовательно накладываются несколько слоев стекла разного цвета, и затем на них вырезается рисунок так, чтобы были видны разные слои. В этой технике особенно успешно работали богемские и английские стеклоделы в 19 в.
Золотая фольга.
Древние римляне заключали рисунки на золотой фольге между двумя слоями чистого прозрачного стекла; многие фрагменты этих изделий, в основном с христианскими сюжетами, были обнаружены в катакомбах. Позднее европейские ремесленники, особенно в Германии и Богемии, развили эту технику до уровня настоящего искусства.
Роспись эмалями.
Росписи по готовому стеклу обычно выполняются плавкими красками, для закрепления которых изделие, как правило, подвергается повторному отжигу. Эта техника, изобретенная римлянами, в 10–14 вв. была доведена до совершенства сирийскими стеклоделами и с тех пор применяется во всех странах. Золоченое стекло расписывается коричневым оксидом золота по готовому стеклянному изделию, которое затем отжигается в муфельной печи.
Гранение.
Простое гранение на гранильном станке применяется для огранки стекла или создания геометрических узоров с целью усиления его яркости и способности преломлять свет.
Гравирование.
Нередко для создания более сложных и утонченных узоров, сцен, пейзажей, портретов и т.п. прибегают к гранению медным колесиком или гравировке алмазным наконечником. Современная техника гранения и гравирования восходит к концу 16 в., когда в Праге придворный ювелир императора Рудольфа II К.Леман возродил античные методы и приемы.
Травление.
Рисунок вырезается инструментом на загрунтованной воском или битумом поверхности и затем вытравливается фтористой кислотой и фтористым аммонием, или же протравливаются отдельные участки, оставленные незакрытыми защитным слоем. Этот процесс был известен в 17 в., но мало использовался до 19 в.
Пескоструйная техника.
Узор гравируется на поверхности, частично защищенной трафаретами или асфальтом, струями кварцевого песка, выдуваемого с силой через форсунку сжатым воздухом. Этот процесс был изобретен в Америке в 1860-х годах, но использовался в основном для массовой продукции и рисунков на архитектурных деталях.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»