ТИФФАНИ, ЛУИС КОМФОРТ
ТИФФАНИ, ЛУИС КОМФОРТ (Tiffany, Louis Comfort) (1848–1933), американский художник, дизайнер и бизнесмен, лидер стиля «модерн» в национальном искусстве.
Родился в Нью-Йорке 18 февраля 1848 в семье крупного предпринимателя Ч.Л.Тиффани, основавшего (1837) фирму, которая заняла ведущие позиции в американском ювелирном производстве и торговле. В 1866 занимался в мастерской Дж. Иннеса, а затем – в Париже у Д.Байи (1868). В молодости много путешествовал – в особенности по Северной Африке и Испании. Вернувшись в США в начале 1870-х годов, писал пейзажи и жанровые сцены в духе ориентализма. Коллекционировал дальневосточную и исламскую утварь и мебель. В 1877 организовал (вместе с Дж. Ла Фаржем и др.) Американскую художественную ассоциацию, призванную пропагандировать модерн в противовес академизму. Испытал большое влияние английского «движения искусств и ремесел».
Вскоре целиком сосредоточил свои интересы на декоративном дизайне (художественное стекло). В 1878 открыл собственную стекольную фабрику в Квинсе (пригород Нью-Йорка). Особый успех сопутствовал марке «Фавриль» (окрашенное особыми реактивами стекло, матовое либо отшлифованное до блеска; в его структуру входили также узоры в виде наплавленных рельефов и металлических перегородок, эмали и полудрагоценные камни). Не слишком изощренная (в сравнении с европейским «модерном») биоморфная орнаментика сочеталась у Тиффани с причудливыми формами изделий (декоративные сосуды и светильники, витражи, флаконы для духов), порой составляющих живописные ансамбли, где сочетались традиции европейского средневековья (витражи), мусульманского Востока (декор светильников) и Японии (золоченые обои). Фирма (известная с 1900 как «Студии Тиффани») исполнила, в частности, – большей частью по эскизам ее владельца – стеклянную часовню для Всемирной выставке в Чикаго (1893), оформление Лаурелтон-холла, загородного дома самого Тиффани в Оустер-Бэй (Лонг-Айленд; не сохранился), прозрачное панно во Дворце изящных искусств в Мехико (1911), витраж Сад сновидений в офисе фирмы «Кертис паблишинг» в Филадельфии (по эскизу М.Парриша; 1915). Ее продукция вошла и в обыденную среду, внося, к примеру, живое разнообразие в рисунок нью-йоркских окон.
После смерти отца (1902) принял руководство делами и его фирмы. Благодаря «стилю Тиффани» американский декоративный дизайн впервые стал предметом подражания и активного внимания в Европе.
Умер Тиффани в Нью-Йорке 17 января 1933.
Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»