КЕРАМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
КЕРАМИКА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия.
Искусство керамики практиковалось на Ближнем Востоке с самых ранних времен, и ближневосточные техники подглазурной и надглазурной росписи остаются непревзойденными. Ассирийцы в древности изобрели метод выделения рисунков коричневой обводкой и затем процарапыванием контура, чтобы предупредить слияние глазурей разного цвета. Этот метод получил особенно широкое распространение у керамистов Сасанидского Ирана, великолепно вычерченные рисунки которых выделяются на фоне, обычно окрашенном тонким слоем кобальтовой синей или марганцевой пурпурной глазури.
Древние сирийцы, жители Месопотамии и египтяне тоже имели непосредственное отношение к керамике и прекрасно знали способы получения блестящих ярких глазурей. Один из наиболее замечательных примеров египетских глазурей – бирюзовые поливы глубокого тона, использовавшиеся для создания ювелирных украшений, статуэток животных и инкрустации. Повсеместно было распространено производство ярких глазурованных кирпичей и изразцов. Они изготавливались из грубоватой массы с большим количеством песка, которую было нетрудно покрывать глазурью, но невозможно формовать на гончарном круге. В средние века, после того как в употребление вошли глины с меньшим содержанием песка, ближневосточная керамика достигла своего расцвета. Гончары научились изготавливать глиняное тесто, из которого можно было формовать изделия разнообразной формы и покрывать их глазурью, в соответствии с замыслом мастера. Тонкие глазури, применявшиеся в древности, не сплавлялись с черепком нового состава; лишь добавление оксида свинца позволило приспособить глазури к новому материалу, хотя и лишило их ярких, сияющих красок.
В Египте, Иране и Сирии существовал характерный тип окрашенных черным цветом изделий, покрытых голубой или зеленой глазурью, содержащей медь. Несколько неожиданно образец керамики этого типа оказался встроен во внешнюю стену церкви св. Цецилии в Пизе в Италии.
В 13 в. по всему Ближнему Востоку получил распространение еще один тип тонкой глазури яркого черного или лазуритового цвета. В этих изделиях искусство линейного рисунка сочеталось с хорошим чувством цвета. На многих образцах в дополнение к чисто декоративным мотивам присутствуют несколько причудливые, коренастые фигурки, исполненные с большой живостью, почти дерзостью, и в стиле своего времени.
Гончары этой эпохи рассчитывали не только на эффекты глазури. Они прекрасно чувствовали, какие формы лучше всего подходят к их материалам, и избегали рисунков, которые изначально предназначались для изделий из металла. Мастера учитывали, что использование глазури и определенных цветов может зрительно изменить пропорции сосуда. Их интерес к исследованию глазурей и влияния добавок различных материалов на их окраску и свойства был столь велик, что все новые открытия тщательно фиксировались и передавались следующим поколениям.
Иран.
Период расцвета иранской керамики начался в 10 в. Характерны красивые белые сосуды, на сырую и абсорбирующую поверхность которых наносился пышный декор: сине-кобальтовые, пурпурные, зеленые и бирюзовые рисунки с растительными и зооморфными мотивами, обычно очерченные черными и коричневыми контурами. Все лучшие иранские изделия были покрыты толстой прозрачной щелочной глазурью, которая подчеркивала яркость красок.
Для росписей другого стиля характерны коренастые фигурки людей, сидящих верхом на лошадях или стоящих, окруженные деревьями, птицами, животными и надписями. Некоторые из этих прекрасных сосудов расписаны цветными эмалями поверх белой или бирюзовой глазури. Пышность декоративных эффектов усилена добавлениями золотого лепестка и исключительно тонкой и точной прорисовкой деталей. Даже простые неглазированные бытовые сосуды делались яркими и красочными. На наиболее пышно украшенных изделиях появляются инкрустации, подобные драгоценностям. Чаши и вазы с ажурными прорезными узорами, покрытыми прозрачной глазурью, были обнаружены в развалинах Рея (древний и средневековый город в Иране, близ Тегерана) наряду с изделиями с люстровой росписью.
Люстровые изделия.
Люстр получают путем нанесения при помощи кисти тонкого слоя солей меди или серебра на глазурованное изделие, которое затем обжигается в специальной печи при низкой температуре. Люстровый декор был освоен на Ближнем Востоке к 13 в.; поскольку фрагменты люстровых изделий были найдены в Рее, принято считать, что этот способ декора изобретен в Иране. Однако, возможно, эта технология была разработана в Египте или в Сирии, а затем попала на восток, в Иран, и на запад, в Испанию.
На протяжении 13 в. изображения животных, птиц, исполненных в китайской манере, грубоватых фигурок, арабесок и листвы нередко выполнялись резервом на люстровом фоне; этот фон оживляли спирали, завитки и точки, процарапанные в люстре до белой, с оттенком слоновой кости, оловянной поливы. Декор сам был люстровым или люстр применялся для обводки рисунка. Цветом фона обычно был кобальтовый синий. На некоторых изделиях 14 в., целиком окрашенных темно-синей глазурью, рисунки рельефно моделированы и дополнительно украшены спиралевидными завитками, нанесенными белой эмалью, и веточками, выложенными золотым листом.
Китайское влияние.
В 16 в. в Иране стали ценить достоинства китайского фарфора и эффектную красоту сине-белой керамики. Шах Аббас I пригласил китайских гончаров в свою столицу – Исфахан; множество китайских изделий изготавливалось специально на иранский рынок. В результате появился некий смешанный персидско-китайский стиль; местные стили ухудшились, а некоторые, в том числе и древний прием обводки фигур и узоров коричневыми и черными контурами, полностью исчезли. Два замечательных стиля этого периода, похожие на более древние китайские техники, нашли применение в упомянутом выше ажурном декоре, который произошел от китайской техники грандери (франц. – рисовое зерно), и в полуфаянсе, называемом гомрун, который не расписывали, а делали желтовато-белым, возможно, в подражание китайскому белому фарфору (blanc de chine). Однако специфически иранские формы оставались неизменными; по-прежнему производились длинногорлые бутылки для шербета, глубокие чаши для риса, кальяны, плевательницы, кувшины с длинными носиками. Но к 18 в. персидское чувство цвета заметно ослабело; нередко появлялись резкие, дисгармоничные сочетания.
Турция.
Расцветка турецких изделий отличалась от иранских; значительно чаще применялись оттенки красного. В Турции религиозный запрет на изображение живых существ осуществлялся на деле, поэтому другие орнаментальные мотивы получили широкое развитие. Турецкая керамика была чрезвычайно простой в декоре; в основном использовались изображения цветов (тюльпаны, гвоздики, розы или гиацинты), спиралей с переплетающимися стеблями, пальметтами или абстрактные арабески.
Сирия.
В 11–14 вв. сирийцы, как и персы, создавали изысканные, тонко продуманные изделия, экспортировавшиеся во многие страны Азии и Европы. Изящные сирийские вазы были найдены на Сицилии. Возможно, сделанные в 13 в. в Ракке, эти вазы украшены медальонами в форме листьев и арабесками с лентами, заштрихованными полосами или заполненными точками, и фризами с изображениями животных, птиц, цветов и листьев, изящно обведенных голубым или бирюзовым контуром. Для керамики города Ракки наиболее характерны изделия с сине-черной подглазурной росписью.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»