РУССКАЯ КЕРАМИКА
РУССКАЯ КЕРАМИКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
В России керамическое производство существовало с 10 в. В 16–17 вв. процветало производство рельефных и поливных изразцов, в 18 в. выпускалась майоликовая посуда.
Еще в 1744 был основан Императорский фарфоровый завод под Санкт-Петербургом, а ок. 1747 Д.И.Виноградовым был изобретен русский фарфор и рецепты бесцветных глазурей. Регулярный выпуск продукции Императорского фарфорового завода начался с 1754. Среди продукции завода преобладали предметы, игравшие заметную роль в придворном этикете, например, табакерки с росписью на внутренней стороне крышки. В конце 50-х годов 18 в. на Императорском заводе началось изготовление посуды. Первый крупный сервиз этого периода – Собственный – создавался для императрицы Елизаветы Петровны. В 80-х годах начинается выпуск фарфоровой скульптуры, в частности, серия Народы России, жанровые статуэтки.
В 1766 под Москвой купец Ф.Я.Гарднер основал фарфоровый завод в селе Вербилки (Дмитровский завод). Изделия этого завода предназначались как для императорского двора, так и для широкой публики. С 1891 принадлежал М.С.Кузнецову
Русский фарфор 19 в. отличается рядом новшеств. Например, скульптура теперь выполняет функциональную роль. В знаменитом Гурьевском сервизе, изготовленном на Императорском заводе в 1809–1816, матовые золоченые фигурки служат ножками для ваз, конфетниц, чаш. Сцены народного быта на медальонах, украшавших сервиз, создавались под наблюдением А.Г.Венецианова.
В 1809 начал работать фаянсовый завод А.Я.Ауэрбаха (ныне Конаковский завод); в 1811 – завод А.Попова, специализирующийся на трактирной посуде, близкой по стилю русским декоративным тканям и вышивкам.
С 1812 в Петербурге своими чашками и вазами с цветочной росписью по золотому фону, перекликающимися с традициями русской декоративной росписи дуг, сундуков и т.п., славился завод купца С.Батенина.
В 1832 открылся Дулевский фарфоровый завод. Некоторые фабрики, например ревельская, изготавливали кувшины, статуэтки, лепные фигурки коров, изящные супницы в стиле рококо и большие германские вазы. В 19– начале 20 вв. возникали и развивались народные промыслы домашней утвари и мелкой пластики (Гжель, Скопин), игрушки (Дымково). В конце 19 в. керамикой начинают заниматься в таких крупных художественных центрах как Абрамцево (М.А.Врубель), керамические изделия изготавливаются такими известными мастерами как К.А.Сомов, С.В.Чехонин, В.А.Фаворский, В.И.Мухина и др.
Фарфор советского периода является самобытным явлением художественной культуры 20 в. Вскоре после революции на бывшем Императорском заводе (после национализации – Государственном фарфоровом) возникает новая в тематическом и стилистическом отношении отрасль прикладного искусства – агитационный фарфор.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Русские художники и скульпторы»