АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА
АМЕРИКАНСКАЯ КЕРАМИКА (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. ceramics, фр. ceramique, нем. keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Глиняные изделия.
Красная керамика.
В Америке в колониальный период единственным видом домашней посуды была простая, довольно грубая красная керамика. Ее делали из той же глины, что и кирпичи, обычно покрывали свинцовой глазурью и иногда украшали рисунками по ангобу или пенсильванским немецким сграффито (процарапанным узором). Каждая маленькая община имела своего гончара, который обычно занимался еще каким-нибудь ремеслом. В Массачусетсе, Пенсильвании и Огайо производством стекла и керамики часто занимался один человек.
Существовало около тридцати видов ранних красных изделий, которые удовлетворяли нужды общин колонистов. Европейская керамика была слишком дорогой и слишком хрупкой; это был невыгодный груз для купеческих судов, поэтому помимо красной глины для изготовления блюд и прочей посуды колонисты употребляли дерево и металл. Позднее, когда общество Филадельфии и Бостона стало более изысканным, были предприняты попытки изготовления более тонкой керамики из разных сортов глины и появились более тщательные воспроизведения декорированных европейских образцов. В 1769 в Бостоне имитировали некоторые уилдонские модели и пытались сделать черепаховую керамику и зеленую столовую посуду. В Филадельфии еще до 1772 гончары выпустили ажурное блюдо для фруктов, по технике декора и рисунку очень напоминающее фарфор Вустера. Возможно, до 1775 изготавливались некоторые виды каменных масс, однако после революции они не получили распространения.
По мере улучшения благосостояния населения формировался вкус к более тонким изделиям, и в 19 в. американская керамика стала быстро развиваться. В 1809 филадельфийская фирма Carter & Company производила «колумбийскую керамику» – изделия типа веджвудского Сервиза королевы, украшенные серебром и золотом. Абрахам Миллер, тоже из Филадельфии, в результате поисков новых технологий производства массовой продукции в 1824 выставил образцы керамики с серебряным люстром. Его статуэтки, выполненные из белого бисквита, и кружки типа «шотландский берет» имели успех в качестве новинок.
Рокингемские изделия.
Вслед за красной керамикой наиболее типичным видом американской керамики были рокингемские изделия, выполненные преимущественно из темно-желтой каменной массы и покрытые коричневой глазурью. Метод их изготовления превратил американские кустарные производства керамики в заводские. Тарелки для торта, кастрюли для молока, мыльницы, кувшины, украшенная рельефами столовая посуда, книги, фляги и фигурки животных воспроизводились с помощью матриц. Полагают, что рокингемские изделия изобрел Дэвид Хендерсон, гончар из Джерси-Сити (умер в 1845). На основе прекратившей свое существование «Компании фарфора и керамики Джерси» он создал в 1828 фирму «Д. и Дж. Хендерсон», производившую прекрасного качества формованную каменную керамику. В 1833 его фирма объединилась с известной производственной организацией «Американская компания по производству керамики». Англия в большом количестве экспортировала стаффордширские сине-белые изделия, специально разработанные для Америки, с местными пейзажами и достопримечательностями. Хендерсон впервые в Америке стал применять метод переводной печати и копировать изделия фабрики Риджвея, созданные по рисункам Кановы; в его лице Англия приобрела серьезного конкурента в состязании за первенство на американском рынке. Кроме того, большим успехом пользовались выпускавшиеся Хендерсоном кувшины с черно-белым портретом президента Уильяма Харрисона. Однако более всего Хендерсон отличился использованием английских гончаров, которые, пройдя американскую выучку на его фабрике, переезжали в другие города и применяли свое знание производства в Беннингтоне, Южном Амбое, Нью-Йорке, Восточном Ливерпуле и Балтиморе. Самым известным дизайнером Хендерсона был Дэниель Грейтбах, который работал на него в течение десяти лет, разрабатывая модели кувшинов, графинов и других изделий, а с 1847 по 1858 занимался дизайном керамики в Беннингтоне (шт. Вермонт).
Крупным керамическим производством «Государственная компания по производству гончарных изделий» в Беннингтоне в 1842–1858 руководили Кристофер Веббер Фентон и Юлиус Нортон. Фентон был не только выдающимся организатором производства (он приехал из Рокингема), но и изобретателем названной его именем эмали, дававшей яркие, насыщенные цвета благодаря добавлению к глазури оксидов металлов. Его компания сыграла важную роль в развитии американского массового фарфорового производства. В 1843 по приглашению Фентона в Беннингтон приехал Джон Харрисон из Англии, с фабрики в Коуплэнде. Д.В.Кларк, наиболее известный из гончаров этой компании, тоже прибыл из Европы. Беннингтон стал крупным центром керамического производства уже в 1793 или даже ранее; он располагался вблизи наиболее плотно населенных городов страны и к тому же имел легкий доступ к залежам каолина и полевого шпата. Со временем на «Государственную компанию» работали 250 человек; это был самый крупный из керамических концернов Америки того времени. Компания распалась в 1858 после неудачных опытов производства «кремневой эмали» (мраморизованная форма керамики Рокингема), «белых гранитных» изделий и париана – грубого бисквитного фарфора, иногда окрашенного бледно-синим или коричневым.
После того как «Государственная компания по производству гончарных изделий» распалась, центр производства рокингемских изделий переместился в долину Огайо. Наиболее значительным гончарным центром здесь был Восточный Ливерпуль, где в 1840 начала работать фабрика, основанная Джеймсом Беннетом, одним из англичан, привлеченных Хендерсоном. В 1845 агент Беннета Исаак Ноулз открыл керамическую фабрику, которая стала прародительницей производства, и сегодня являющегося одним из самых значительных на Среднем Западе. С 1859 по 1862 Уильям Блур изготавливал в Восточном Ливерпуле париан, который, подобно рокингемским изделиям, был близок продукции Фентона. Центром производства желтой керамики и рокингемских изделий стал Акрон, где к 1880 действовало 67 печей.
Гончарные изделия других типов.
Керамическая промышленность Соединенных Штатов начала приобретать современную форму около 1850. Более старые, украшавшиеся вручную американские изделия мало подходили для массового производства и новых фабричных методов. Копировались новейшие английские типы изделий (более ранние стили вышли из моды), такие, как айронстоун, или «железная» каменная масса, называемая также белым гранитом, и ярко расцвеченная грубая керамика, так называемая майолика, которая широко применялась в декоративных целях, особенно в конце столетия. Э. и У.Беннетты из Балтимора были одними из первых ее производителей, хотя Гриффин, Смит и Хилл к концу столетия выпускали огромное количество этой популярной керамики.
Фарфор.
Американский фарфор сравнительно поздно стал производиться в коммерческих целях, хотя каолин (белая глина, используемая для изготовления фарфора), был обнаружен в стране еще в 1738 и на кораблях вывозился за границу. Некоторое количество экспериментальных изделий из фарфора выполнили Эндрю Душ в Саванне (шт. Джорджия) в 1738 и Абрахам Миллер в Филадельфии в 1824. Единичные образцы были сделаны также Боннином и Моррисом в Филадельфии в 1771 и доктором Мидом в Нью-Йорке в 1816. Все же из-за ограниченного спроса на любые роскошные и изысканные фарфоровые изделия массовое производство фарфора началось лишь около 1825, когда в Джерси-Сити стала действовать недолговечная корпорация «Компания фарфора и керамики Джерси» (закрылась в 1828). Уильям Эллис Такер и его преемник, Джозеф Хемпель, в 1827–1838 управляли преуспевающей фарфоровой фабрикой в Филадельфии. В 1849–1856 в Гринпойнте (ныне часть Бруклина), Нью-Йорк, фарфор производил Чарльз Картлидж, а также «Уильям Бок и Братья» с 1857 по 1861 и их преемник Томас Карл Смит, возглавлявший «Объединение фарфоровых работ» вплоть до 1904.
В 1882 гончары Отт и Брюэр пригласили директора ирландской фабрики Беллик в Трентон (шт. Нью-Йорк) и под его руководством изготавливали первый американский белликский фарфор, светлый париан, облитый металлическим люстром и изготовленный методом отливки в формах. В 1888 другой директор этой ирландской фабрики был приглашен в Восточный Ливерпуль владельцами «Компании Ноулз, Тэйлор и Ноулз». Под его руководством эта фирма в течение десяти лет производила белликский фарфор, прозванный лотосом.
Джозеф Коксон и Вальтер Ленокс, которые были связаны с Оттом и Брюэром, в 1889 остались в Трентоне и организовали «Товарищество керамического искусства», которое после 1906 было названо «Корпорацией Ленокс». С тех пор фирма Ленокс стала самым известным производителем роскошной столовой фарфоровой посуды. Благодаря своим рекламным и научно-популярным брошюрам она способствовала значительному увеличению интереса американских покупателей к прекрасной фарфоровой утвари. Трентон вскоре превратился в крупнейший керамический центр: к 1864 там было двенадцать фабрик, а в 1875 – девятнадцать (с объемом продукции на два миллиона долларов). В настоящее время в районе Трентона действует более сорока фирм по производству керамики и фарфора.
Художники-керамисты и массовая продукция.
До 1890 лучшие виды американской керамики и фарфора были весьма привлекательны и просты в декоре, несмотря на то, что уровень художественных достоинств европейской керамики понизился значительно раньше под влиянием массовой продукции и индустриализации. (Еще 1851 это продемонстрировала выставка в Хрустальном дворце в Лондоне.) Мода на обильное украшение керамических изделий пришла в Соединенные Штаты много позже и полностью проявилась только на знаменитой Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893. С этого времени многие сельские гончары, которым не понравилась выставленная в Чикаго керамика, обратились к «художественному» производству. Американцы экспериментировали с рисунком и формой более свободно, чем европейские художники-керамисты. Замечательным художником-керамистом была Мария Лонгворт Сторер, которая уже в 1880 отказалась от обжига в обычных печах, рассчитанных на коммерческую продукцию по причине ограниченности спектра цветовых эффектов. Она посвятила свое творчество разработке более широкого диапазона окраски и глубины глазурей и основала в Цинциннати фирму Rookwood Company (Компания Руквуд), которая получила золотую медаль на Парижской выставке 1889–1890.
Еще раньше, в 1870, другая жительница Цинциннати, Мэри Луиз Мак-Лафлин, проводила эксперименты с подглазурной росписью; позднее она построила собственную печь для воспроизводства фарфора, требовавшего одного обжига. Около 1900 Робино оказала влияние на дизайн керамики не только своим творчеством, но и завещанием своего состояния Сиракузскому музею. Эти фонды помогли музею организовать среди керамистов ежегодные конкурсы, которые в 1920-е годы оказывали огромную поддержку индивидуально работавшим по всей стране гончарам и помогли в некоторой степени установить мост между художественной керамикой и массовой продукцией. Ныне в своих мастерских работают около 70 000 керамистов (некоторые из них являются членами нью-йоркского общества керамического искусства). Это мелкие ремесленники-профессионалы, художники-любители или независимые дизайнеры, установившие связи с коммерческими предприятиями. К категории последних принадлежат Ева Цайзель, Расселл Райт и Мэри Хадли, чья сине-серая жаростойкая каменная керамика украшена росписями с изображениями диких лошадей; изделия этих дизайнеров были очень широко распространены на американском рынке. Творчество других гончаров, например замечательные опыты семьи Нацлер с восстановительными глазурями, по общему признанию, не подходило для промышленного производства из-за непредсказуемости результатов и уникальности каждого образца. Генри Варнум Пур, Глен Лукенс, Филлис Бланделл и Беатрис Вуд – лишь несколько из множества выдающихся современных керамистов, чье творчество помогло ослабить влияние массовой коммерческой продукции. Такие фирмы, как «Стенгл» в Трентоне и множество мелких предприятий Калифорнии, делают яркие привлекательные изделия, одни – заимствуя пенсильванский голландский дизайн, другие – используя новые формы и чистые яркие цвета.
Две мировые войны чрезвычайно увеличили производство всех типов керамики. Огромный рост промышленности повлек за собой технические усовершенствования: появились гигантские глиномешалки, которые позволили устранить дефекты и неравномерность замеса фарфорового теста. Однако природа рынков массовой продукции затрудняла осуществление подобного процесса в дизайне изделий. Торговцы настоятельно требуют, чтобы каждый вид декора был унифицирован по форме, цвету и фактуре. Любая новая модель узора стоит дорого, поэтому изменения происходят нечасто. Наиболее практичным способом нанесения рисунка на огромное количество изделий является декалькомания при помощи листов, на которых цвета должны располагаться в строго заданном порядке. Для каждого цвета требуется отдельный литографский камень, и, таким образом, новый рисунок обходится в тысячи долларов. Оплата труда и установки, регулируемые профсоюзами, являются дополнительными факторами, затрудняющими экспериментаторство в промышленном производстве. Отчасти неудобно и то, что краски зависят от состава глазурей и в идеале каждая фабрика должна искать и создавать собственную цветовую палитру, которая бы подходила к ее материалам. В производстве фарфора более сорока рабочих специальностей, и заработная плата составляет как минимум 60% фабричной цены конечного продукта.
Следует учитывать также устойчивость общественного вкуса. Даже условия сиракузского конкурса столовой посуды 1949 года включали указание на то, что рисунок должен вызывать аппетит, следовательно, «в узоре не должно быть никаких жуков, бабочек и прочих насекомых» (в отличие от старинных росписей изделий Мейсена, Шантийи и Вустера). Изделия должны соответствовать общей склонности к неофициальным обедам, учитывать ограниченные сроки хранения продуктов, частые переезды, а также ностальгическую привязанность ко всему привычному и старомодному. Такие фирмы, как «Ленокс», «Гладден Мак-Бин», «Онандага» и Casleton Iroquois China Со. (Фарфоровая компания Каслтон Айрокойс) процветали, несмотря на все эти проблемы.
В Калифорнии, Огайо, Иллинойсе и Нью-Йорке новые колонии керамистов-художников и ремесленников, часто вновь обращающихся к суровой простоте ранней китайской керамики, создают изделия, которые можно назвать керамическим ренессансом. Многие независимые гончары разной степени мастерства работают дома, превращая хобби в успешную карьеру профессионала. Все больше профессиональных художников-гончаров привлекается архитекторами, дизайнерами или производителями декоративных изделий. Новые технологии изразцовой отделки как интерьеров, так и экстерьеров зданий удешевляют использующуюся в строительстве декоративную керамику.
См. также КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»