КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
КЕРАМИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Керамика (греч. keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина) – наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Любой предмет, сформованный из природной глины и закрепленный сушкой на солнце или обжигом, считается гончарным изделием. Фарфор представляет собой особый вид гончарного изделия. Изготовление гончарных изделий – древнее искусство, в большинстве культур предшествующее металлургии или даже ткачеству. Фарфор, однако, представляет собой значительно более позднее изобретение; впервые он появился в Китае ок. 600 н.э., а в Европе – в 18 в.
Китай.
Именно китайцы, очень рано и независимо от иноземных влияний, превратили керамическое ремесло в искусство. Китайская керамика является одним из величайших вкладов Дальнего Востока в мировую цивилизацию.
Уже около 3000 до н.э. гончары провинций Хэнань и Ганьсу производили технически превосходную керамику. Фарфор, обжигаемый при более высоких температурах, чем глиняные изделия, и более твердый, просвечивающий, приобретающий при обжиге белизну, – был изобретен вскоре после 600 н.э. Китайцы держали его состав в секрете, и он не был раскрыт на Западе на протяжении более чем тысячи лет. В самом Китае фарфор, вероятно, был получен случайно. Довольно рано в Китае появилась каменная керамика (гончарные изделия из кремнистой глины) – твердая, напоминающая камень, обладающая многими характеристиками фарфора; превращение этой керамики в настоящий фарфор могло произойти в результате случайной добавки в глиняную массу тугоплавкой белой горной породы, называемой «китайским камнем», и каолина (белой глины).
Керамика провинции Хэнань.
Самая древняя в Китае простая керамическая посуда, происходящая из провинции Хэнань, была сделана вручную, возможно, на медленно вращавшемся гончарном круге; она употреблялась в качестве как ритуальных погребальных сосудов, так и обычной утвари. Эта керамика выполнялась из коричневой, красной и темно-желтой глины и отличалась хорошей формовкой, тонкостью, исключительной выразительностью и красотой пропорций. Лучшие образцы до обжига расписывались блестящими красками – красной, черной, пурпурной. Более грубые хэнаньские изделия, необработанные и серого цвета, вылеплены вручную. Их примитивный декор состоит лишь из отметин, оставленных рогожей или шершавой тряпкой, прижатой к еще сырой глине. В отличие от предшествующих, эти изделия продолжали делать – как для каждодневного использования, так и в качестве декоративных предметов – на протяжении 1–2 тысяч лет, даже в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Третий замечательный вид хэнаньской керамики составляют изделия, сделанные из каолиновой глины, которая придавала предметам ослепительную белизну; обнаруженные в раскопках фрагменты этой керамики покрыты резким прямолинейным резным орнаментом, так же, как и бронзовые предметы этого времени. Однако вполне вероятно, что эти прекрасные керамические изделия были сделаны для применения просто в качестве литейных форм.
Ханьская керамика.
В правление династии Хань – период, современный расцвету Древнего Рима, – керамические производства Китая в своем развитии продвинулись далеко вперед. В эту эпоху для формовки изделий стали чаще использовать матрицы, которые раньше применялись только для наложения рельефного декора на поверхность. Был усовершенствован гончарный круг, изделия украшались искусной росписью и резьбой. Появился декор ангобом (жидкой глиной), наложенным в форме закрученных спиралей и точек, а также цветные глазури. Из Рима пришла техника свинцовых глазурей.
Танская керамика.
Еще более значительные достижения в производстве керамики относятся к эпохе династии Тан (618–906). В погребальном инвентаре танских гробниц встречаются оттиснутые в матрице эллинистические рельефы с изображениями танцующих фигур, некоторые из них играют на флейтах; эти находки указывают на регулярный культурный обмен между Востоком и Западом. В раскопках находят небольшие, украшенные подтеками желтой и зеленой глазури погребальные статуэтки жрецов, воинов, женщин, лошадей, всадников, реальных и фантастических животных, а также великолепные кружки, чаши и кувшины. В то же время развитие чайной церемонии привнесло изысканность как в манеру исполнения, так и в дизайн керамических изделий. Поэты сравнивали утонченную танскую керамику с нефритом, льдом и даже с цветком лотоса, плывущим на льдине. Появление каолиновой каменной керамики предвозвестило изобретение фарфора; прочная серо-зеленая глазурь, вероятно, получавшаяся благодаря дыму от древесной золы и присутствию в глине железа, является предшественницей знаменитой селадоновой глазури (прозрачная зеленая глазурь, обладающая бархатистой фактурой).
В этот период техническое мастерство гончаров невероятно возросло. Они умели изготавливать разнообразные цветные глазури, а изделия из новоизобретенного фарфора вывозились на Ближний Восток и в Европу.
Сунская керамика.
Период правления династии Сун (960–1260), особенно после основания в 1127 южной столицы, является эпохой наивысшего развития культуры, когда все искусства выражали идею гармонии человека и природы. Именно в сунском фарфоре керамическое искусство Китая достигло подлинной зрелости. То, что мы называем фарфором, в понимании китайцев того времени включало не только «чистый» фарфор (с белым просвечивающим черепком), но и изделия из серой и темной глиняной массы, которые обжигались до такой степени спекания, что при ударе издавали чистый музыкальный звук. Именно этот звук в древнем Китае был главным критерием оценки качества фарфора.
В это время произошло явное расхождение между произведениями гончарного искусства и художественного металла; присущие ранним типам китайской керамики вытянутые тяжелые формы, напоминающие металлические изделия, сменились легкими и простыми формами сосудов, покрытых глазурью нежных приглушенных цветов. Только к концу этого периода появился эмалевый декор и роспись по глазури.
Самым ранним из сунских керамических производств была керамика Дзю. Первые изделия, с переливающейся серо-голубой глазурью, были сделаны на севере Китая, близ Кайфына, для императорского двора, который в 12 в. переехал на юг, чтобы избежать захвата чжурчжэнями. Предположительно после этого керамика Дзю стала другой по форме и более темной по цвету, хотя хороших образцов этого типа не сохранилось.
Существует множество образцов другого вида сунской керамики – Гэ, которая создавалась в течение длительного времени многими гончарами. Керамика Гэ была темной и отличалась толстой кракелированной серой, желтоватой или серо-зеленой глазурью. Для получения разнообразного и нужного рисунка кракле, возможно, добавляли пегматит.
Из множества типов изделий печей Дин самым красивым считается производившийся на юге провинции Чжили (ныне Хэбэй) белый фарфор, отличающийся тусклым белым черепком и глазурью цвета слоновой кости. Блюда и чаши нередко обводились по грубоватому неглазурованному краю металлическим ободом. Этому фарфору широко подражали со времени его появления в 12 в., а в 16 в. гончар Чжоу Танцзюань положил начало целой школе копиистов керамики Дин.
Для керамики Цзюнь эпохи Сун характерны тяжелые формы и непрозрачная стекловидная поверхность; среди этих изделий особенно замечательны чаши-«тюльпаны». Керамика Цзюнь покрывалась глазурью с пузырьками (которые получались благодаря смешиванию с каолиновым тестом полевого шпата и меди и окислительному обжигу в круглых печах), которая часто трескалась в виде y-образных линий, называвшихся «следами земляных червей». Иногда на этих сосудах бледно-лилового цвета из-под глазури просвечивают изображения птиц или цветов.
Цзянь, т.н. каменная керамика из провинции Фуцзянь (в основном это чашки для чая), во многом обязана своей популярностью развитию чайной церемонии. Эти изделия были черными или коричневыми; благодаря присутствию железа в составе глазури их поверхность испещрена линиями, которые создавали узор, напоминающий «заячий мех» или «перья куропатки».
В районе Цычжоу, где керамическое производство было развито с 6 в., производили великолепную каменную керамику – серые сосуды, покрытые белым ангобом и украшенные цветами, нанесенными гравировкой или росписью. Иногда декор выполнялся в технике сграффито (процарапывание) либо надглазурной росписью красной, желтой или зеленой эмалью.
Минская керамика.
Ранние образцы керамики эпохи династии Мин (1368–1644), с их массивными формами, накладными рисунками, листвой, подвесками и рельефными контурами, напоминают западную, азиатскую и ассирийскую мозаику из глазурованных кирпичей. Минские техники отличались от сунских и более ранних. В одном из производств обжиг предшествовал глазированию, а персидские окрашенные глазури накладывались одна на другую и обжигались при низкой температуре. Однако эти великолепные изделия кажутся довольно архаичными в сравнении с более легкой и гладкой отделкой сунской керамики.
Благодаря концентрации мастеров на Императорской мануфактуре в Цзиньдэчжэне в начале периода Мин необычайно возрос технический уровень производства. Позднее здесь стали изготавливать тонкий фарфор с прозрачной чистой белой глазурью. Было открыто, что синяя кобальтовая глазурь обладает высокой жароустойчивостью, и поэтому ее накладывали на фарфор под прозрачную глазурь. В этот период стали ввозить и применять еще более красивый синий краситель, «мусульманский синий», – сначала только для изделий, предназначенных для императорского двора, а позднее и для более широкого производства. Также применялись и блестящие красные глазури.
Керамика 18–19 вв.
В 18 в. в Китае началось возрождение древних типов керамики, отразившее всю широту исторической панорамы дальневосточного искусства. В правление императора Цяньлуна (1735–1796) очень популярными стали новые изобретения: глазури «ржавчина» и «чайная пыль», а также росписи типа «розовое семейство» (китайский фарфор, в основном расписанный в розовых тонах) и «зеленое семейство» (китайский фарфор в зеленых тонах). Грубоватые фарфоровые изделия с символическими китайскими узорами, сделанные на экспорт в Европу, где они пользовались большим успехом, часто делались в Кантоне, а не в Цзиньдэчжэне. Из-за перехода от подглазурной росписи к надглазурной смелая и свободная живопись кистью сменилась скрупулезной, тщательной, подобной гравированию манерой письма.
Провинциальная мануфактура в Фудзяне, в основном производившая довольно грубый фарфор для вывоза в Индию, действовала на протяжении 17, 18 и 19 вв. Для европейских рынков здесь производили белые изделия, которые во Франции назывались «китайской белизной». С эпохи Мин и до настоящего времени Фудзян производит также декоративные предметы и статуэтки.
По всему Китаю множество небольших фабрик всегда изготавливали большое количество изделий из каменной массы и обычную керамику. В провинции Цзянсу производили каменную керамику красного и других цветов, в которой еще в 17 в. кораблями доставляли в Европу чай. Эту посуду украшали рельефами, а также лепными и гравированными узорами. Европейцы копировали формы, цветовое решение и орнаменты этих изделий с большой точностью, особенно в Саксонии в 18 в.; их продукция получила название «буккеро».
После того как в Европе был раскрыт секрет производства фарфора, импорт керамики с Дальнего Востока сократился. Это создало в Китае такие политические волнения, что императорский двор сильно сократил свое покровительство фарфоровым мануфактурам; за исключением знаменитой пекинской медальонной чаши и нескольких нюхательных флаконов середины 19 в., с начала 19 в. никаких достойных упоминания произведений не было создано. См. также КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО.
Корея.
О ранней корейской керамике мы знаем только благодаря одному китайскому путешественнику, который в 1125 сравнил некоторые восхитительные корейские изделия из каменной массы (несколько из них дошло до наших дней) с синей китайской керамикой Цзай-яо, от которой ничего не сохранилось. Эти корейские изделия с блестящей сине-зеленой, похожей на льдинки селадоновой глазурью, напоминали фарфор. Корейцы были искусными имитаторами и в эпоху Корё (918–1392) создали ряд замечательных «каменных» изделий. Одна из вариаций на китайскую тему – селадоновые сосуды с гравированными узорами, инкрустированными черной и белой глиной. Этот прием считается типичным для корейского керамического искусства. Сначала эти изделия производили впечатление своей неожиданностью, но позднее они стали настолько распространенными, что в них появилось что-то механическое. Корейские мастера были искусными ремесленниками, и именно они обучили японских гончаров техникам и искусству китайской керамики.
Япония.
Нехватка обычной глины, каолина и полевого шпата значительно замедлила развитие японской керамики. Некоторые глазурованные танские изделия завозились в Японию из Китая в 8 в. Позднее, в 13 в., японский путешественник Сиродзаэмон Като изучал в Китае технологию сунской керамики. Вернувшись в Японию в 1227, он построил в Сето печи для обжига и создал тип керамики Ко-сето, в основном – сосуды для чая и чаши, покрытые толстым слоем глазури черного, желтого и коричневатого цвета.
В 16 в. возросла необходимость в керамике, обслуживавшей чайную церемонию, которая стала очень популярной. В результате захвата Кореи полководцем Хидеёси в 1590-х в Японию были привезены пленные корейские ремесленники, которым приказано было обучать японских гончаров и помогать им. Во многих центрах были построены печи и основаны школы. Тип японской керамики Раку, сделанной вручную и такой мягкой, что она не требовала высокотемпературного обжига и могла поэтому украшаться подобной воску глазурью разных оттенков, в т.ч. необычного оранжево-розового цвета, вероятно, был создан корейскими мастерами. В 17 в. мастер по имени Рэндзан нашел другой способ покрытия эмалью керамики Раку.
Изделия двух других типов отличаются исключительной твердостью. Керамика, возникшая под влиянием корейской традиции и получившая развитие главным образом в мастерских Сацумы, имела кремовую кракелированную глазурь, которую позднее нередко дополняли цветной эмалью. Другой тип, появившийся в провинции Бидзэн, представляли изделия из твердой темной каменной массы, из которой также часто лепили крепкие неглазурованные статуэтки.
В 17 в. на Идзуми Ями были обнаружены залежи глины и каолина. Поскольку в Японии не могли воспроизводить китайский фарфор, объем и своеобразие керамической продукции значительно увеличились. Мануфактуры в Арите, близ порта Имари, стали производить местный японский фарфор в то время, когда японские порты открылись для европейской торговли. Активными продавцами и заказчиками японского фарфора были голландцы. Они восхищались свободной манерой росписи сине-красно-золотого фарфора Имари, который позднее оказал влияние на рисунки фарфора английской королевской мануфактуры в Дерби.
Существенное влияние на развитие японского фарфора оказали уроки росписи по фарфору, которые некий художник по имени Какиэмон брал у китайского мореплавателя. Какиэмон воспринял изящную, ясную манеру письма; его изделия украшены изображениями бабочек, драконов, детей, разбросанных веток деревьев и цветов. Он писал с удивительной простотой, по белому фону фарфора, используя синий, зеленый и глубокий красно-оранжевый (цвет спелого персиммона, или японской хурмы) тона. Буквально Какиэмон означает «персиммоновый человек». В европейском фарфоре 18 в., как твердом, так и мягком, было много подражаний творчеству Какиэмона. Однако большинство японских художников по фарфору лишь воспроизводили минский и другие китайские стили.
Лучше всего свое художественное чувство соотношения формы и назначения, декора и формы японцы выразили в изделиях из каменной массы, близкой по составу к фарфору. Любовь японцев к декоративным формам, взятым из природы, приводила в волнение посетителей парижских выставок конца 19 в.; творчество японцев повлияло на все европейское искусство, особенно на скандинавские работы нового времени. К сожалению, японские керамисты 20 в. производили керамику полностью на экспорт и, по иронии судьбы, часто украшали ее имитациями того, что было усвоено европейцами из более ранней японской керамики с росписью кистью. См. также ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО. КЕРАМИКА; СТЕКЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ; ТЕРРАКОТА; ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»