ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»
ТЕАТР-ФЕСТИВАЛЬ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» (до 1991 – Ленинградский Театр им.Ленинского комсомола).
Создан в 1936 на базе двух коллективов: «Красного театра» и Театра рабочей молодежи (ТРАМ). Оба этих театра сыграли заметную роль в жизни Ленинграда 1920–1930-х годов, однако в эпоху идеологических структурных преобразований были расформированы. Многие актеры «Красного театра» и ТРАМа вошли в труппу нового театра им. Ленинского комсомола, главным задачей которого было отражение интересов ленинградской молодежи. Возглавили театр художественный руководитель В.Кожич и главный режиссер М.Чежегов.
В довоенном репертуаре Ленинградского театра им. Ленинского комсомола были такие спектакли, как Земля Н.Вирты, Человек с ружьем Н.Погодина, Фельдмаршал Кутузов С.Соловьева, Машенька А.Афиногенова, Сирано де Бержерак Э.Ростана и др.
После начала Великой Отечественной войны, при первых бомбежках Ленинграда здание театра им. Ленинского комсомола сильно пострадало; труппу театра перевели в помещение Малого оперного театра. В 1942 театр был эвакуирован в Северодвинск, позже – на Урал. В Ленинград театр вернулся в октябре 1946, начался период восстановления и возвращения к стабильному существованию.
Первый по настоящему яркий период в жизни Ленинградского театра им. Ленинского комсомола начался в 1949, когда его руководителем стал Г.Товстоногов. В это время были заложены основы новой репертуарной политики театра. Наряду с актуальной героической темой (спектакли Из искры.., Гибель эскадры, Дорогой бессмертия) в репертуаре начала мощно звучать и тема классики. Самым заметным спектаклем театра этого времени стали Униженные и оскорбленные. Однако главным завоеванием Г.Товстоногова в то время, наверное, можно назвать формирование блестящей актерской труппы. Многие из актеров, вписавших яркие страницы в историю нашего театра и кинематографа, свои первые шаги на ленинградской сцене сделали именно в театре Ленинского комсомола – Г.Селянин, Н.Ургант, Т.Доронина, О.Басилашвили, В.Татосов, И.Слободская, Е.Лебедев и др. С ними Г.Товстоногов разрабатывал принципы своей театральной системы, на долгие годы определившей главную направленность и эстетические особенности всей театрально-художественной жизни Ленинграда.
Довольно скоро стало ясно, что мощной индивидуальности Г.Товстоногова тесно в рамках молодежного направления театра, и в 1956 режиссер принял на себя руководство Большим драматическим театром Ленинграда, ставшим рупором и проводником его творческих идей. Вместе с ним ушли и самые яркие, самые талантливые актеры. Театр им. Ленинского комсомола переживал период кризиса. Менялись главные режиссеры. Несмотря на то, что среди них были такие яркие и неординарные личности, как Р.Быков и П.Хомский, театр никак не мог внятно определить свою творческую позицию, занять достойное место в общей театральной картине города.
В 1967 после окончания актерско-режиссерского курса под руководством Г.Товстоногова, практически весь его состав влился в труппу театра вместе со своими дипломными спектаклями: Зримая песня и Вестсайдская история. Это были ошеломляюще яркие и необычные спектакли, на многие годы опередившие эпоху мюзиклов. В театр пришли молодые азартные актеры, определившие новый уровень профессионализма театра: В.Яковлев, Э.Зиганшина, В.Тыкке. Вместе с ними работали и их однокурсники – режиссеры В.Воробьев и А.Товстоногов, умеющие и любящие работать именно с музыкально-зрелищным направлением. В театр вернулся зритель, его спектакли вновь обрели популярность. Однако этот период продолжался недолго. Ужесточалась политика идеологизации в городе, зрелищность и театральные эксперименты не вписывались в пропагандируемую эстетику.
В 1970 главным режиссером Ленинградского театра им. Ленинского комсомола стал молодой режиссер Г.Опорков. Тринадцатилетний период его художественного руководства помог театру обрести творческую стабильность, найти новый аспект своего творчества. Главной репертуарной темой Г.Опоркова стали нравственные поиски, что счастливо совпало с тогдашним обязательным требованием, предъявляемым к любому молодежному театру. Подробная углубленная работа с артистами, включение в репертуар серьезных произведений советской и мировой драматургии приводили к несомненным творческими успехам, к обогащению индивидуальной палитры актеров и к заметным удачам на фоне общей театральной жизни города. Наиболее известными спектаклями этого периода стали Лошадь Пржевальского М.Шатрова, Чайка А.Чехова, Жаворонок Ж.Ануя, По ком звонит колокол Э.Хемингуэя, Утиная охота А.Вампилова, Деньги для Марии В.Распутина, Кукарача Н.Думбадзе. Лебединой песней, последним в жизни спектаклем Г.Опоркова стала новая версия чеховской Чайки. Здесь в полной мере осуществилось тяготение режиссера к камерности, укрупнение и пристальное вглядывание в нюансы нравственно-психологических конфликтов.
Кончина Г.Опоркова в 1983 совпала с эпохой общего творческого кризиса, переживаемого практически всеми театрами Ленинграда. Вновь началась чехарда в художественном руководстве театра, сопровождавшаяся серьезными конфликтами в труппе, все дальше уводившими театр Ленинского комсомола от творческих поисков. Коллектив театра направлял свои основные усилия на борьбу с назначаемыми главными режиссерами – Г.Егоровым, В.Гвоздковым, В.Исаковым. Этот период жизни театра Ленинского комсомола не дал каких бы то ни было заметных спектаклей. Но тогда родилось важнейшее административно-организационное решение, несколько позже определившее настоящее возрождение театра и легшее в основу его сегодняшней поистине уникальной структуры. В 1991 трое руководителей театра – главный режиссер В.Гвоздков, директор Б.Смоленский и заведующий литературной частью С.Шуб решили провести первый фестиваль «Балтийский дом», призванный заменить театральный форум «Прибалтийская театральная весна», прекративший свое существование вместе с распадом Советского Союза и отделением от него стран Прибалтики. Весомость этого решения подчеркивалось сменой названия самого театра – в 1992 он был переименован в театр «Балтийский дом».
В успех этого проекта тогда мало кто верил: интеграция театров в существующих социально-экономических условиях представлялась невозможной. И в самом деле, в течение нескольких лет жизнь нового фестиваля складывалась очень трудно и сложно, он столкнулся с огромным комплексом казалось бы неразрешимых проблем. Ушли из театра В.Гвоздков и Б.Смоленский; возникали организационные конфликты между С.Шубом и новым руководством театра, в определенный период даже было принято решение об отделении фестиваля «Балтийский дом» от одноименного театра и создании двух отдельных структур. При этом С.Шубу приходилось решать самую главную задачу: не только экономического обеспечения выживания фестиваля, но и формирования его творческого лица, его престижности и представительности.
Первые зримые успехи стали заметны на третий год проведения фестиваля «Балтийский дом», когда среди его участников появились спектакли А.Адасинского и О.Коршуноваса. На следующий год в фестивале участвовал Э.Някрошус. Позже – Р.Туминас, Й.Вайткус, К.Гинкас, Р.Стуруа, Э.Нюганен, Ю.Любимов, А.Табаков и многие другие режиссеры, чьи имена стали легендами современного театра. Фестиваль «Балтийский дом» обрел небывалую популярность, стал, пожалуй, самым представительным современным театральным форумом в России. В его рамках идут показы и самых громких спектаклей Санкт-Петербурга.
В 1996 художественным руководителем театра «Балтийский дом» стал единомышленник С.Шуба В.Тыкке. Театр и фестиваль вновь объединились в единый творческий организм. Однако структурная перестройка продолжилась, следуя естественной логике общего художественного процесса интеграции. В «Балтийском доме» сегодня объединились еще три театральных организма: «Фарсы» В.Крамера, «Формальный театр» А.Могучего и труппа А.Праудина. При полной эстетической самостоятельности они стали неотъемлемой частью «Балтийского дома». Эта ситуация привела к созданию в театре центра «Театр. XXI век», призванного узаконить и урегулировать творческую жизнь разных трупп под одной крышей. Возникло и новое, антрепризное направление работы: спектакль-проект, под который формируется постановочная группа и команда актеров (Милашка в постановке Л.Рахлина, Село Степанчиково и его обитатели, постановщик В.Крамер).
Чрезвычайно расширилась и деятельность собственно фестивальной команды. Сегодня она проводит в Санкт-Петербурге четыре больших фестиваля: «Балтийский дом», «Монокль», «Встречи в России» и «Солнцеворот», организует городские праздники, серьезные гастроли, осуществляет информационно-издательскую деятельность.
Констатацией происходящих объективных творческих процессов стала корректировка названия театра: с 2000 он называется «Театр-фестиваль Балтийский дом».
В 2002 директор «Балтийского дома» С.Шуб за создание фестиваля и разработку уникальной структуры театрально-художественного организма был награжден Премией имени К.С.Станиславского.
Татьяна Шабалина
Алексеева Е. Петербургский сезон. – Театральная жизнь, 1998, № 8
Заболотняя М. Credo или диагноз? Режиссура Петербурга. – Театральная жизнь, 1998, № 11–12
Попов Л. Посттовстоноговское десятилетие петербургского театра. Краткий курс. – Московский наблюдатель, 1998, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»