ЛЕБЕДЕВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ЛЕБЕДЕВ, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1917–1997), русский актер. Родился 2 (15) января 1917 в г. Балаково Саратовской губернии. Отец Лебедева был священником, в середине 1920-х годов семье пришлось много кочевать по стране. Вынужденный скрывать свое происхождение, Лебедев с 1927 воспитывался у деда в Самаре, где учился в ФЗУ, а в 1932 поступил в местный Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933, объявленный «поповским сыном», практически бежал в Москву и поступил в студию при Театре Красной армии. Годы в Москве – череда театральных училищ: в 1936–1937 – Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, будущий ГИТИС), в 1937 – училище Камерного театра, где учился у В.В.Готовцева, известного актера МХАТа. В 1938 училище было соединено с двумя другими театральными училищами при московских театрах и стало называться Московское городское театральное училище, которое Лебедев и закончил в 1940. Одновременно работал грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором в Камерном театре. В 1937 был репрессирован отец, позже – мать.
В 1940 Лебедев – в Русском театре юного зрителя им. Л.М.Кагановича в Тбилиси. Первые роли, сделавшие его ведущим актером театра, – Митя и Подхалюзин (Бедность не порок и Свои люди – сочтемся А.Н.Островского), Баба-Яга (Василиса Прекрасная Е.Черняк), Труффальдино (Слуга двух господ К.Гольдони), Сергей Тюленин в Молодой гвардии по А.Фадееву, Павел Корчагин в Как закалялась сталь по Н.Островскому. В Тбилиси начал складываться творческий союз с Г.А.Товстоноговым – не только в театре, но и в преподавательской работе в Грузинском театральном институте. В 1949 Лебедев – снова в Москве, где недолго работал в Театре промкооперации. В том же году по приглашению Товстоногова, возглавлявшего тогда Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, переехал в Ленинград. В 1956 Лебедев вслед за Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М.Горького (БДТ), актером которого оставался до конца жизни. В первом спектакле Товстоногова в ленинградском «Ленкоме» Из искры… Ш.Дадиани (1949) сыграна роль Сталина (Сталинская премия I степени). В «Ленкоме» окончательно сформировалась актерская индивидуальность Лебедева: его склонность к эксцентрике, гротеску никогда не мешала глубокому психологизму создаваемых образов. Работа над ролью Тихона в ленкомовской Грозе А.Н.Островского положила начало теме маленького человека, характерной для зрелого Лебедева, Ведьма в Аленьком цветочке по С.Т.Аксакову (обе роли – 1951) оказалась столь ярким гротеском, что осталась концертным номером, исполнявшимся актером впоследствии на эстраде. В БДТ первой ролью Лебедева стала мадемуазель Куку (Безымянная звезда М.Себастьяна, 1956) – небольшая комедийная женская роль, блистательная гротескная зарисовка.
В БДТ в спектаклях Товстоногова Лебедев создал целую галерею образов в русской классике. Сыгравший в своей жизни несколько ролей из Достоевского – Ихменев в Униженных и оскорбленных (Ленинградский Ленком, 1956), Рогожин в Идиоте (БДТ, две редакции –1957, 1966), Фома Опискин в Фоме (по Селу Степанчикову, БДТ, 1996), Мармеладов (фильм Преступление и наказание, 1970) – Лебедев по сути своей был актером Достоевского. Изощренным психологизмом, глубинным знанием страдания и ущемленности маленького человека, «достоевским надрывом» отмечены образы, ставшие вершиной его творчества: Монахов и Бессеменов в горьковских Варварах и Мещанах (1959 и 1966), Холстомер в Истории лошади по Л.Н.Толстому (1975), Поприщин в телефильме А.Белинского Записки сумасшедшего по Н.В.Гоголю (1968). Среди лучших работ Лебедева – Артуро Уи (Карьера Артуро Уи, которой могло не быть Б.Брехта, 1962). В спектакле-балагане, поставленном в БДТ польским режиссером Э.Аксером в традициях брехтовского эпического театра, Лебедев, талант глубоко национальный, продемонстрировал блистательное владение сценическим языком, чуждым, казалось бы, русской театральной школе. В попытках определить амплуа актера его можно было бы назвать «неврастеником», своеобразным исследователем «физиологии» русского национального характера, если бы, по слову критика А.Свободина, не была так велика амплитуда жанровых колебаний его сценических созданий.
В спектаклях БДТ (в основном товстоноговских) актер сыграл еще множество ролей: Ухова (Моя старшая сестра А.Володина, 1961), Щукаря (Поднятая целина по М.Шолохову, 1964), Фальстафа (Король Генрих IV У.Шекспира, 1969), Аристарха Петровича (Энергичные люди В.Шукшина, 1974), Серебрякова и Фирса (Дядя Ваня и Вишневый сад А.П.Чехова, 1981 и 1993; режиссер Вишневого сада – А.Шапиро), Крутицкого (На всякого мудреца довольно простоты А.Н.Островского, 1985), Луку (На дне М.Горького, 1987) и др.
В последние годы жизни, оставаясь актером БДТ, Лебедев выступал в спектаклях Л.Додина в МДТ – Театре Европы: в Любви под вязами О'Нила сыграл Эфраима Кэббота (1992), в Вишневом саде – Фирса (1994).
Актер прежде всего театральный, Лебедев много снимался в кино. Одной из первых киноролей, принесших ему известность, был Ромашов в фильме Два капитана (1955). Среди фильмов с участием Лебедева: Неоконченная повесть (1955), Поезд милосердия (1964), Последний месяц осени (1965), В огне брода нет (1967), Происшествие, которого никто не заметил (1968), Сюжет для небольшого рассказа, Странные люди, Начало и Преступление и наказание (1970). За участие в фильме Блокада (1977) ему была присуждена «Золотая нимфа» Международного фестиваля в Монте-Карло, Государственная премия РСФСР (1980).
Умер Лебедев в Санкт-Петербурге 9 июня 1997.
Рабинянц Н. Евгений Лебедев. Л., 1969
Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971
Яснец Э. Евгений Лебедев. Л., 1984
Лебедев Е. Испытание памятью. Л., 1989
Великий лицедей. Рассказы, дневники, воспоминания. М., 2002
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»