ГИНКАС, КАМА МИРОНОВИЧ
ГИНКАС, КАМА МИРОНОВИЧ (р. 1941), русский режиссер. Заслуженный деятель искусств РФ (1997), лауреат Государственной премии РФ (1999). Родился 7 мая 1941 в Каунасе (Литва). Раннее детство провел в гетто, чудом спасся, и, возможно, поэтому вполне естествен в дальнейшем его некоторый скепсис в общении с миром, отсутствие легкости в отношениях с жизнью, которая для него объект изучения, а театр – «идеальная лаборатория, где возможны дерзкие эксперименты». «Игровое отношение» к смерти генетически вошло в искусство Гинкаса, определило истоки и пафос его театра.
В 1959 поступил на актерский факультет Вильнюсской консерватории, окончил три курса, с 1962 учился на режиссерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (мастерская Г.А.Товстоногова), который окончил в 1967. Студентом поставил и сам оформил в ленинградском Дворце искусств спектакль Ночной разговор с человеком, которого презираешь Фр. Дюрренматта.
Дебютировал в 1967 спектаклем Традиционный сбор В.С.Розова в Рижском театре русской драмы (Латвия). В 1968 в Ленинграде поставил спектакли Последние М.Горького и Насмешливое мое счастье Л.А.Малюгина (руководитель постановки Р.Агамирзян). В 1970–1972 возглавлял Красноярский ТЮЗ, поставил спектакли 451 по Фаренгейту Р.Брэдбери (1970), Кража по В.П.Астафьеву (1971) и (с художником Э.С.Кочергиным) Гамлет У.Шекспира (1972). Недолгий период работы Гинкаса в Красноярском ТЮЗе составил одну из ярких страниц в истории этого театра.
После Красноярска работал в театрах Ленинграда. Наиболее известные спектакли этого периода – Монолог о браке Э.С.Радзинского (1973), Похожий на льва Р.Ибрагимбекова (1974), Драма из-за лирики Г.Полонского (1975), Эй, кто-нибудь! по одноактным пьесам У.Сарояна, И.Ханера, А.Мальца (1976), Святая святых И.П.Друцэ (1977), Царствие земное Т.Уильямса (1978) и особенно Пушкин и Натали (инсценировка самого режиссера по письмам А.С.Пушкина, 1979). Замысел спектакля – «не очередная иллюстрация к биографии и не претензия на воплощение пушкинского гения, а предположение, догадка о душевном состоянии поэта в конкретных обстоятельствах жизни. И уже благодаря этой догадке – выход к личности Пушкина». Дух национального поэта возникал через ироническую и даже пародийную интонацию, которую через несколько минут после начала спектакля переставали замечать, уже невоможно было оторваться от героя, которого играл В.Гвоздицкий, и от хора а саpella, исполнявшего народные заплачки, причитания, песни, которые мог слышать Пушкин, и это был еще один «существенный содержательный момент в понимании личности поэта и его судьбы». В 1980 поставил в Приморском краевом драматическом театре им.М.Горького Знаменитые похождения Т.С. и Г.Ф. Г.Н.Яновской по повестям М.Твена.
С 1981 начался московский этап творчества Гинкаса. Его спектакли Пять углов С.Б.Коковкина (1981), Вагончик Н.А.Павловой (1982), Гедда Габлер Х.Ибсена (1983), Блондинка А.М.Володина (1984), Тамада А.М.Галина (1986) неизменно становились событиями театральной жизни Москвы, в них были заняты ведущие актеры театров И.М.Смоктуновский, С.Ю.Юрский, А.А.Калягин и др. С 1988 Гинкас работает в Московском ТЮЗе. Его спектакль Записки из подполья по Ф.М.Достоевскому (1988) – участник и призер международных театральных фестивалей в Германии, Югославии, Бельгии, Турции и др. странах. «Проклятые вопросы» Достоевского всегда волновали режиссера. В следующем спектакле по Достоевскому, Играем «Преступление» (1991), Раскольников (на эту роль был приглашен актер из Финляндии Маркус Гротт) брал топор, укладывал на пол живую курицу. Привычно скользящее на пороге сознания хрестоматийное убийство старушки обретало первоначальный ужас Преступления. Здесь и сейчас зритель становился свидетелем убийства живого существа.
Для Гинкаса театр интересен, когда вслед за «зоной театра» начинается неисследованная земля. Сам режиссер так объясняет свои театральные эксперименты: «Я занимаюсь театром потому, что игры в театре не столь опасны. Можно проиграть эту игру, не убив старушку, а тем не менее что-то познать в себе и в людях». Играем «Преступление» был назван лучшим спектаклем сезона 1990–1991.
В 1995 Гинкас выпустил «историко-театральную репродукцию» Казнь декабристов по собственной пьесе. Столкнув прошлое и настоящее в границах одного времени-пространства, режиссер снова исследует человеческую природу, ее бездны, ее ограниченность и возможности. За изложением более или менее достоверных фактов (мемуары, докладные записки, свидетельства очевидцев) проступают оспаривающие друг друга «концепции», каждая из которых, ради стройности, сдобрена обманом, вольными или невольными упущениями, ошибками услужливой памяти. В спектакле замечательно проявились актерские индивидуальности Д.Супонина, Е.Сармонта, М.Виторгана, В.Пучкова, А.Коврижных. В 1998 Гинкас ставит в МТЮЗе Золотой петушок по сказке А.С.Пушкина. Несколько клоунов разыгрывают с детства знакомый сюжет. Гармония – привычное понятие, связанное с пушкинской поэзией, но режиссер расслышал и усилил разноголосие и сумятицу этой сказки: ритм стиха то и дело рвется, кантилена ломается, повествование разлетается на клочки и вновь собирается в единое целое. Клоунские забавы пронизаны смутной враждебностью и ощущением соперничества, а не общности. Следующая работа Гинкаса, спектакль Комната смеха по пьесе О.А.Богаева Русская народная почта, был поставлен в Театре-студии под руководством О.Табакова (1998), который сам сыграл главную роль. Спектакль Пушкин. Дуэль. Смерть (1999, МТЮЗ) – абсолютно авторский спектакль. Режиссер сочиняет сюжет на основе документов и сам решает пространство, работает без сценографа. Белая комната, посмертная маска поэта, актеры в черно-белых костюмах. Строгое двухцветье в финале взрывается всеми красками радуги пышных женских вееров. Актеры преданы режиссерской идее, точно выполняют замысел, верны стилю. За спектакли Золотой петушок и Пушкин. Дуэль. Смерть Гинкас был назван лучшим режиссером Всероссийского фестиваля «России первая любовь...». В том же 1999 поставлен Черный монах по повести А.П.Чехова. Это не инсценировка, играется почти полностью прозаический текст, отданный квартету исполнителей (С.Маковецкий, В.Кашпур, В.Верберг, И.Ясулович), в котором каждый ведет свою партию.
В 2000 Гинкас выпускает на большой сцене МТЮЗа спектакль Счастливый принц О.Уайльда. Для режиссера эта сказка – притча о любви, и самое трудное испытание в жизни – это испытание любовью. Те, кому Принц приносит в жертву себя и Ласточку, в спектакле жестоки, вульгарны, страшнее, чем в сказке Уайльда. Но важна эта способность жертвовать, которая и делает человека человеком. Принц в спектакле почти символ «старой культуры»: раздав золото и яхонты, эта культура замерзает над Городом «в образе оборвыша». Ощущение кризиса культуры, прагматизм окружающей жизни не позволили режиссеру сделать финал спектакля умиленным. Актрисы А.Нестерова (Ласточка) и О.Лагутина (Принц) и талантливые молодые актеры, по признанию режиссера, создают «этот странный жанр, состоящий из заплат, религиозных, капустнических… мюзик-холльных заплат, философских заплат и подлинно трагических… и достоевских заплат».
Гинкас много работает за рубежом. В 1988 поставил спектакль Театр сторожа Никиты по Палате № 6 Чехова (Хельсинки), Преступление и наказание по Достоевскому (там же, 1990), оба спектакля оформлял Д.Л.Боровский; с С.М.Бархиным осуществил постановку спектакля Жизнь прекрасна по Даме с собачкой Чехова (Стамбул, 1993; Хельсинки, 1994) и др. Преподавательская деятельность Гинкаса началась в 1985 в ГИТИСе им. А.В.Луначарского, продолжилась в Школе-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе и на Высших режиссерских курсах. В 2000 был снова приглашен Табаковым в Школу-студию при МХАТе. Профессор Шведской театральной академии в Хельсинки. Неоднократно выезжал за рубеж для чтения лекций, проведения семинаров и лабораторий в театральных школах Великобритании, США, Норвегии и Финляндии. В 1998 руководил режиссерско-актерской лабораторией в Шекспировском Королевском театре.
Смелянский А. Предлагамые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»