ОПОРКОВ, ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ
ОПОРКОВ, ГЕННАДИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936–1983), русский режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Родился 18 мая 1936 в Ленинграде. Окончил режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в мастерской А.А.Музиля. В 1964 вместе с группой однокурсников уехал в Красноярск и активно участвовал в создании нового театра – ТЮЗа им. Ленинского комсомола, в 1966 стал его художественным руководителем. В конце 1960-х годов на гастролях в Ленинграде театр обратил на себя внимание интересными спектаклями, а спектакли, поставленные Опорковым, своей смелостью, остротой, изобретательностью создали режиссеру достойную репутацию в театральной среде. Его спектакли в театре им. Ленсовета Пассажирка З.Посмыш и Жестокость по повести П.Нилина (1968; премия театрального фестиваля, 1960) были решены «как бескомпромиссные и жестокие схватки, от исхода которых всякий раз зависит судьба не только отдельного человека, но и человечества в целом». В 1970 режиссер был удостоен 1-й премии IV смотра творческой молодежи за спектакли театра им. Ленсовета.
В 1971 Опорков пришел главным режиссером в Театр им. Ленинского комсомола, поставив спектакли Три мушкетера по А.Дюма (1971) и Лошадь Пржевальского М.Шатрова (1972; диплом 2-й степени и знак Лауреата Ленинградского конкурса «Наш современник»). Опорков сыграл важную роль в творческой жизни театра, испытывавшего тогда серьезный кризис. Театр терял своего зрителя, и первой задачей было решить проблему репертуара. Необходимы были современные пьесы, различные по стилю, жанру, но c проблемами, волнующими театр и зрителя. Требовалось четко определить круг наиболее жизненных и актуальных вопросов.
В 1973 Опорков обращается к Чайке, пытаясь открыть в ней подлинного Чехова, выявить богатство содержания пьесы, передать чистоту слова, неповторимость авторской интонации, и при этом подать ее современно. Спектакль был поэтичным, светлым по звучанию, гармоничным. Опорков брал острые по конфликтам пьесы, в которых звучали проблемы долга, морали, нравственности. В спектакле Вся его жизнь Е.Габриловича (1980; премия Всероссийского фестиваля «Образ современного рабочего в драматурнгии и театре») в постановке Опоркова осмысливается история подвига и смерти героя и подчеркивается сценической метафорой временная и пространственная безграничность жизни. Получившие признание критики и зрителя спектакли Опоркова По ком звонит колокол Э.Хемингуэя (1977), Огнем и кровью Ф.Гладкова (1981, совместно с С.Шубом) и другие «жестки» по форме, пронзительны по содержанию. Власти не жаловали режиссера. Их недовольство вызвали такие спектакли, как Деньги для Марии по В.Распутину и Утиная охота А.Вампилова (1978), Последние М.Горького (1980), Дорогая Елена Сергеевна Л.Разумовской (1982).
Опорков был режиссером ярко выраженного камерного дарования, спектакли на Малой сцене ему удавались больше. Последним его спектаклем стала Чайка во второй редакции (1982). Ему, пожалуй, первому, писали критики, удалось «примирить свой спектакль с жанром пьесы, обозначенным Чеховым как комедия. Жанр спектакля – трагикомедия, где комедийный эффект достигается благодаря двойственности существования всех действующих лиц: и как персонажей, и как исполняющих их роли актеров, способных взглянуть на все происходящее со стороны».
Умер Опорков в Ленинграде 22 августа 1983.
Голиков В. Воображаемые беседы в аллеях у Кронвера. – Петербургский театральный журнал, 1970, № 12
Зайцев Н. В диалоге с молодежью. – Звезда, 1982, № 3
Опорков Г. Проблем немало. – Театральная жизнь, 1982, № 9
Попов Л. Единство времени и места. – Московский наблюдатель, 1997, № 1–2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»