ПАКУЛА, АЛАН ДЖЕЙ
ПАКУЛА, АЛАН ДЖЕЙ (Pakula, Alan J.) (1928–1998), американский режиссер, продюсер.
Родился 7 апреля 1928 в Нью-Йорке, США, в семье польского эмигранта. В середине 1950-х начал работать в анимационном отделе кинокомпании «Уорнер брос», в 1957 на студии «Парамаунт» был продюсером фильма Страх выходит, а позже продюсером фильмов режиссера Роберта Маллигана Убить пересмешника (1962, номинация на премию «Оскар»), Любовь с незнакомцем (1963), Детка, дождь должен перестать (1965), Внутри Дэйзи Кловер (1965), Поднять спущенную лестницу (1967) и Преследующая луна (1969). В этих продюсерских работах определились его черты как художника – внимание к социальным проблемам и тщательная проработка сложных трехмерных характеров героев. Вершиной его продюсерской деятельности является Убить пересмешника – экранизация одноименного романа Харпер Ли о судебном процессе в городке на юге Штатов во время Великой депрессии (34-е место в списке лучших англоязычных кинокартин всех времен по опросу Американского киноинститута). Фильм стал очень серьезным, знаковым заявлением Голливуда против расовой ненависти и принес Грегори Пеку, сыгравшему роль адвоката, защищающего на суде невиновного афро-американца, премию «Оскар».
В 1969 дебютирует в режиссуре трагикомедией Бесплодная кукушка, главную роль непутевой, взбалмошной и неприкаянной девушки П.Адамс сыграла тогда еще не известная дочь звезды Джуди Гарленд, молодая актриса Лайза Минелли (номинация на «Оскар»).
Спустя два года Пакула снимает Клют, родоначальник т.н. направления «параноидальный триллер», ставшего очень популярным в 1970-е. Вьетнамский конфликт, Холодная война, убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, разгон демонстраций хиппи и афро-американцев – в результате общество утратило веру в свое правительство. Более того, органы государственной власти, в частности ЦРУ и ФБР, начали казаться рядовому американцу неким институтом террора, который может совершать преступления безнаказанно и внимательно следит за гражданами Штатов. Пакула первым отобразил на экране эти настроения американского общества. Дональд Сазерленд сыграл детектива, защищающего проститутку (Джейн Фонда), ставшую свидетельницей политического убийства. Впечатляюще воссозданная атмосфера страха, лицемерия и лжи, и блестящая работа Дж.Фонды (премия «Оскар» за главную женскую роль года) принесли Клюту признание как критики, так и публики. Параноидальную тему (вслед за ним к этой теме обратились Френсис Форд Коппола – Разговор, 1974; Сэм Пекинпа – Элита убийц, 1974, Стенли Крамер – Принцип Домино, 1977) Пакула продолжил в детективе Дело Параллакса (1974), в котором репортер (Уоррен Битти) расследовал убийство сенатора. И довел до совершенства в кинокартине Вся президентская рать (1976), считающейся вершиной творчества режиссера. Фильм основан на книге Боба Вудварда и Карла Бернстайна, репортеров газеты «Вашингтон пост», чье расследование привело к обнародованию фактов Уотергейтского дела (попытки фальсификации результатов президентских выборов) и отставки Ричарда Никсона. Фильм вобрал в себя все лучшее, на что способен Голливуд – захватывающая история, рассказанная четко и доступно, отличные актерские работы знаменитых актеров (Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Мартин Балсам, Джейсон Робардс), напряженный ритм действия. Пакула безупречно свел все эти элементы воедино. История впечатляет и потому, что события, происходящие в фильме, достоверны, благодаря храбрости и профессионализму двух журналистов удалось раскрыть политический скандал невероятных масштабов. Вся президентская рать был назван лучшим фильмом года Национальным советом кинокритиков США, Объединением кинокритиков Нью-Йорка и Национальным сообществом кинокритиков США. Также получил четыре премии «Оскар» за: работу художника-постановщика, звук, адаптированный сценарий и мужскую роль второго плана (Джейсон Робардс) и принес Пакуле его единственную номинацию на «Оскар» за режиссуру. В конце 1970-х он ставит крепкие жанровые киноленты: вестерн И появился всадник (1978, в ролях Дж.Фонда, Джеймс Каан, Дж.Робардс и Ричард Фарнсуорт – номинация на «Оскар» за роль второго плана) и романтическую комедию с самым популярным актером того периода Бертом Рейнолдсом Начало положено (1979).
В 1982 снял сложный и противоречивый Выбор Софи о чудовищных последствиях воздействия войны на сознание человека. Молодой писатель Стинго (Питер МакНикол), приехав в Нью-Йорк в конце 1940-х, знакомится со странной еврейской парой – Софи (Мерил Стрип) и Натаном (Кевин Клайн). Постепенно он узнает, что причина неуравновешенного поведения Софи – ее пребывание в фашистском концлагере и, в частности, страшный момент, когда немецкий офицер предлагает ей выбрать, кто из ее двоих детей останется в живых. Неровный, постоянно теряющий основную мысль фильм спасает великолепная игра актеров во многом благодаря умению Пакулы работать с актерами. А для великой Мерил Стрип, сыгравшей Софи, эта роль стала одной из вершин ее творчества (премия «Оскар»).
Следующие фильмы получились неудачными, разруганными критикой и провалившимися в прокате: Любовник из снов (1986), Сироты (1987, в главной роли Альберт Финни) и Увидимся утром (1989, в главной роли Джефф Бриджес). Только в 1990 он снял первоклассный судебный детектив Презумпция невиновности. Прокурор (Харрисон Форд) узнает, что убита его любовница. В убийстве обвиняют его, и он, обвинитель по профессии, сам оказывается на скамье подсудимых, пытаясь доказать свою невиновность. Пакула уверенно контролирует блестящий актерский ансамбль (Рауль Хулиа, Бонни Беделиа, Грета Скаччи, Форд сыграл одну из лучших своих ролей) и спокойно и точно выстраивает закрученный, увлекательный сюжет. Следующая работа режиссера – глупый, скучный и нелепый триллер об обмене женами на ночь По взаимному согласию (1992, в ролях Кевин Спейси и Кевин Клайн). Однако годом позже Пакула возвращается к своему любимому параноидальному триллеру. Дело о пеликанах – экранизация бестселлера Джона Гришема. В автокатастрофе погибает политик (Сэм Шепард), и за его любовницей, студенткой-юристом (Джулия Робертс) начинается охота загадочных спецслужб, и только отважный репортер газеты «Вашингтон Геральд» (Дензел Вашингтон) способен ей помочь. Дело о пеликанах, самый его кассовый фильм, при всей своей увлекательности лишен того социального подтекста, которым были заряжены его триллеры 1970-х. Но это и неудивительно – ушло время, сменились не только ценности, но и страхи общества. В кинокартине Собственность дьявола (1997) Х.Форд сыграл нью-йоркского полицейского, ирландца по происхождению, в доме которого под видом эмигранта-рабочего поселяется ирландский террорист (Брэд Питт). После того, как выясняется правда, эти два хороших и похожих друг на друга человека вынуждены сойтись в смертельной схватке. Неудачно прошедший в американском прокате, фильм, тем не менее, имел большой успех во всем мире. Конечно, он лишен каких-либо эффектных сцен действия и саспенса и провисает по ритму, но в нем есть полноценные, живые, сложные, вызывающие симпатию характеры героев, прекрасно сыгранные замечательными актерами. Как настоящий режиссер старой школы Голливуда, Пакула умел создавать полнокровные образы.
19 ноября 1998 Пакула погиб в Нью-Йорке в автокатастрофе.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Страх выходит (Fear Strikes Out, 1957, продюсер); Убить пересмешника (To Kill a Mockingbird, 1962, продюсер); Любовь с незнакомцем (Love with the Proper Stranger, 1963, продюсер); Детка, дождь должен перестать (Baby the Rain Must Fall, 1965, продюсер); Внутри Дэйзи Кловер (Inside Daisy Clover, 1965, продюсер); Вверх по спущенной лестнице (Up the Down Staircase, 1967, продюсер); Бесплодная кукушка (The Sterling Cuckoo, 1969); Клют (Clute, 1971); Любовь и боль и прочая ерунда (Love and Pain and the Whole Damn Thing, 1972); Дело Параллакса (The Parallax View, 1974); Вся президентская рать (All the President Men, 1976); И появился всадник (Comes the Horseman, 1978); Начало положено (Starting Over, 1979); (Rollover, 1981); Выбор Софи (Sophie's Choice, 1982); Любовник из снов (Dream Lover, 1986); Сироты (Orphans, 1987); Увидимся утром (See You in the Morning, 1989); Презумпция невиновности (Presumed Innocent, 1990); По взаимному согласию (Consenting Adults, 1992); Дело о пеликанах (The Pelican's Brief, 1993); Собственность дьявола (Devil's Own, 1997).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»