КРАМЕР, СТЕНЛИ
КРАМЕР, СТЕНЛИ (Kramer, Stanley) (1913–2001), кинорежиссер, кинопродюсер (США).
Родился 29 сентября 1913 в Бруклине, Нью-Йорк. В 1947 вместе с Карлом Форманом и Гербертом Бейкером основывает продюсерскую компанию. Первый успех – драма о боксере Чемпион (1949), сделанный в жесткой реалистичной манере. Фильм принес сыгравшему главную роль Керку Дугласу номинацию на премию «Оскар». Настоящий шок в Голливуде вызвала спродюсированная Крамером кинокартина Дом храбрецов (1949), рассказывающая о расизме в армии США. Первое в истории американского кино обращение к теме расовой несправедливости по отношению к афро-американцам вызвало настоящую бурю противоречивых отзывов общественности. И привлекло к продюсеру пристальное внимание Комитета по расследованию антиамериканской деятельности во главе с сенатором Джозефом Маккарти. Несмотря на то, что Крамер отказался дать показания комиссии, участь многих осужденных и отлученных от работы кинематографистов его миновала. После первых же работ Крамера становится видна его ярко выраженная социально-критическая позиция. Он выбирает бескомпромиссные, честные проекты, не боясь критиковать изъяны общества. Вершиной его продюсерской деятельности становится вестерн В самый полдень (1952). Поставленный режиссером, немецким эмигрантом, Фредом Циннеманом фильм рассказывает о шерифе маленького городка, к которому в течение нескольких часов должен нагрянуть поклявшийся убить его бандит. От шерифа отворачивается почти весь город. Надо было быть слепым, чтобы не разглядеть в трусливых горожанах метафору Америки, позорно сносившей все бредовые перипетии «охоты на ведьм». Метафоры печально известных слушаний (транслировавшихся по телевидению), когда вызванные на них люди предавали своих друзей. Академия Киноискусства побоялась наградить В самый полдень статуэткой за лучший фильм года (в этом случае она бы ушла к Крамеру как продюсеру), но вручила этой выдающейся кинокартине четыре «Оскара», в том числе легендарному актеру Гарри Куперу за главную мужскую роль.
В 1955 Крамер дебютирует в режиссуре фильмом Не как чужой. Но слава к нему как к постановщику приходит с кинокартиной Скованные одной цепью (1958). В центре сюжета – двое беглецов из исправительной колонии, чьи ноги соединены железной цепью. Один – белый (Тони Кертис), другой – черный (Сидней Пуатье). Казалось бы, между ними непреодолимый барьер, порожденный десятилетиями расовой ненависти. И, удивительно, в результате оба они приходят к пониманию, ощущению человека рядом как брата, к самопожертвованию. Скованные одной цепью – не просто антирасистский фильм, это манифест свободной воли, направленный против бессмысленной ненависти человека к человеку, чем бы она не была вызвана. Кинокартина, умело поставленная Крамером как внешне захватывающий образец остросюжетного кино, выдвигалась на «Оскар» в номинациях лучший фильм года, режиссура, главные мужские роли (оба Пуатье и Кертис) и была удостоена статуэтки за операторскую работу.
Следующая работа Крамера – На берегу, предостережение человечеству, находившемуся тогда, в 1959, в момент все более и более разворачивающейся гонки вооружений, под реальной угрозой ядерной войны. Действие фильма разворачивается после Третьей мировой войны. Изо всех континентов нормальная жизнь уцелела только в Австралии. Пока радиация медленно подбирается к ее берегам, люди на берегу пытаются провести остатки своих жизней как можно полнее. Крамер мастерски создает «пир во время чумы» – апокалиптические автогонки, часть участников в которых разбивается насмерть, заполненные пляжи, вечеринки. Улицы переполнены велосипедистами – нет бензина. Эти штрихи и прекрасный актерский ансамбль (Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс) придают силу фильму, который сильно портит центральный слишком мелодраматический сюжет.
Мелодраматизма, однако, напрочь лишен фильм Крамера Пожнешь бурю (1960), воссоздание деталей т.н. «обезьяньего процесса», когда в 1930-х учитель был осужден в США за преподавание теории Дарвина. Это, безусловно, позорное для Америки событие Крамер показывает как захватывающий детектив (великолепно сыгранный Спенсером Трейси и звездой мюзиклов Джином Келли в нехарактерной для него драматической роли).
В жанре судебной драмы снята и лучшая кинокартина Стенли Крамера – Нюрнбергский процесс (1961) о суде над нацистскими преступниками в 1948. Стилистически это классический Голливуд во всей его мощи – четко выстроенный, драматически накаленный сюжет, кинозвезды практически во всех, даже второстепенных ролях, грандиозное техническое воплощение. Тематически – размышление о личной ответственности человека за преступления, совершенные преступным режимом. Фильм невероятной эмоциональной мощи выдвигался на «Оскар» в 13 номинациях, но получил только две статуэтки – за адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль (Максимилиан Шелл). Отсутствие Нюрнбергского процесса, одного из вех в истории американской культуры, в списке ста лучших кинокартин всех времен, составленном Американским институтом киноискусства в 1997 – вызывает удивление.
В 1963 неожиданно снимает фильм в жанре комедии. Но пусть кажущаяся легкомысленность Этого безумного, безумного, безумного, безумного мира никого не обманывает. Эта масштабная дорогостоящая мешанина из умопомрачительных трюков, гэгов, когда ситуация одна нелепее другой – на самом деле очередное обвинение общества, на этот раз, в алчности. Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир занимает второе место среди самых кассовых фильмов года, уступив только Клеопатре. К серьезному кино возвращается в Корабле глупцов. Действие происходит на пассажирском лайнере, который в середине 1930-х плывет к берегам Германии. Кинолента – язвительная и горькая сатира на мир, который скоро изменится навсегда. Огромным успехом у зрителя пользуется Угадай, кто придет к обеду (1967). Преуспевающие родители, ждущие жениха своей девушки, к своему изумлению, обнаруживают, что он – черный (Сидней Пуатье). За сутки его пребывания в их доме всем предстоит пройти весьма непростой путь от неприятия до понимания. И опять Крамер, прекрасно понимающий, что зрителя нужно завлечь внешней развлекательностью, прячет под личиной рождественской сказки сложные проблемы расовой терпимости. За работу в фильме Кэтрин Хепберн получает «Оскар».
Угадай, кто придет к обеду? последняя из великих кинокартин Крамера. Наступило новое время – время «детей цветов», сексуальной революции, войны во Вьетнаме и порожденных ею протестов против государственного строя. Пришло целое поколение молодых кинематографистов, не боящихся говорить о болезнях общества. Крамер продолжал привлекать лучших актеров Голливуда (Джордж С.Скотт и Фэй Данауэй в Оклахома, как она есть, Джин Хэкман в Принципе Домино), но его кинокартины утратили как актуальность, так и визуальную силу, присущие ранним работам. Но несмотря на это, Стенли Крамер занял свое, почетное, значительное место в истории искусства 20 в. Место человека, избравшего кинематограф средством борьбы с несправедливостью мира во всех ее проявлениях.
Умер Крамер 19 февраля 2001 в Вудлэнд Хиллз, Калифорния, США от пневмонии.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)
Не как чужой (Not as a Stranger, 1955), Гордость и страсть (The Pride and the Passion, 1957), Скованные одной цепью (The Defiant Ones, 1958), На берегу (On the Beach, 1959), Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1960), Нюренбергский процесс (Judgment at Nuremberg, 1961), Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (It's a Mad Mad Mad Mad World, 1963), Корабль глупцов (Ship of Fools, 1965), Угадай, кто придет к обеду (Guess Who's Coming to Dinner, 1967), Секрет Санта Виттория (The Secret of Santa Vittoria, 1969), R. P. M. (1970), Благослови детей и зверей (Bless the Beasts & Children, 1971), Оклахома как она есть (Oklahoma Crude, 1973), Процесс: Военный суд на лейтенантом Уильямом Колли (Judgement: The Court Martial of Lieutenant William Calley, 1975, ТВ), Принцип Домино (The Domino Principle, 1977), Замедливший бег (The Runner Stumbles, 1979).
ФИЛЬМОГРАФИЯ (ПРОДЮСЕРСКАЯ)
Луна и шестипенсовик (The Moon and Sixpence, 1943, исполнительный продюсер), Так это, стало быть, Нью-Йорк (So This Is New York, 1948), Чемпион (Champion, 1949), Дом храбреца (Home of the Brave, 1949), Мужчины (The Men, 1950), Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac, 1950), Смерть коммивояжера (Death of a Salesman, 1951), Шесть моих убеждений (My Six Convicts, 1952), Снайпер (The Sniper, 1952), В самый полдень (High Noon, 1952), Четвертый постулат (The Four Poster, 1952), Счастливые времена (The Happy Time, 1952), Гость свадьбы (The Member of the Wedding, 1952), Восемь железных мужчин (Eight Iron Men, 1952), (The Juggler, 1953), 5000 пальцев доктора Т (The 5000 Fingers of Dr. T., 1953), Дикарь (The Wild One, 1953), Мятеж на «Кейне» (The Caine Mutiny, 1954), Не как чужой (Not as a Stranger, 1955), Гордость и страсть (The Pride and the Passion, 1957), Скованные одной цепью (The Defiant Ones, 1958), На берегу (On the Beach, 1959), Пожнешь бурю ((Inherit the Wind, 1960), Нюренбергский процесс (Judgment at Nuremberg, 1961), Точка давления (Pressure Point, 1962), Ребенок ждет (A Child is Waiting, 1963), Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (It's a Mad Mad Mad Mad World, 1963), Корабль глупцов (Ship of Fools, 1965), Угадай, кто придет к обеду (Guess Who's Coming to Dinner, 1967), Секрет Санта Виттория (The Secret of Santa Vittoria, 1969), R. P. M. (1970), Благослови детей и зверей (Bless the Beasts & Children, 1971), Оклахома как она есть (Oklahoma Crude, 1973), Процесс: Военный суд на лейтенантом Уильямом Колли (Judgement: The Court Martial of Lieutenant William Calley, 1975, ТВ), Принцип Домино (The Domino Principle, 1977), Замедливший бег (The Runner Stumbles, 1979).
Михаил Водопьянов
Donald Spoto. Stanley Kramer, Film Maker. Samuel French Inc; 1990
Stanley Kramer, Thomas M. Coffey. A Mad, Mad, Mad, Mad World: A Life in Hollywood. Harcourt; 1997
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»