ХОФФМАН, ДАСТИН
ХОФФМАН, ДАСТИН (Hoffman, Dustin) (р. 1937), североамериканский актер, продюсер.
Родился 8 августа 1937 в Лос-Анджелесе, США. Учился в театральной школе Пасадены. Уникальный случай: первая же главная роль - и невероятный успех. В Выпускнике он играет Бенджамена Брэддока, 20-летнего выпускника колледжа, который заводит роман со знакомой своих родителей (Энн Бэнкрофт) и в результате влюбляется в ее дочь (Карен Блэк). Выпускник, выйдя на экраны, становится сенсацией. Это было абсолютно точное попадание в перемены сознания американского общества, в начало «сексуальной революции». Его герой, вступающий в противостояние с родителями и их знакомыми - это, собственно, и есть молодое поколение американцев, поставившее в 1967 под сомнение моральные ценности своих отцов. Однако, несмотря на это и на внушительную режиссуру Майка Николса, своим успехом Выпускник во многом обязан Хоффману, создавшему незабываемый, яркий, живой, полнокровный и обаятельный характер молодого человека, не просто живущего, а пытающегося создать и отстоять свое, не похожее ни на чье другое, место в жизни. За фильм актер претендует на «Оскар», но уступает Роду Стайгеру (В разгаре ночи). Выпускник занимает 7-ю строчку в списке лучших англоязычных фильмов всех времен, составленном на основе опроса, проведенного Американским Институтом Кино а в 1997.
Возможно, свою лучшую роль он сыграл в драме режиссера Джона Шлезингера Полуночный ковбой. Фильм о молодом парне (Джон Войт) из американской глубинки, приезжающем «покорять» Нью-Йорк, становящемся жиголо и встречающем единственного понимающего и ставшего ему близким человека, бродягу Рикки Рэтсо (в переводе «Крысенок»). Рэтсо - уникальное актерское творение. Начиная от хромающей вороватой походки до нервной жестикуляции и тембра голоса - это шедевр Хоффмана, полностью растворяющегося в персонаже. Его основная заслуга, что при всем внешнем отвращении, которое вызывает Рэтсо, Хоффман наделяет его обаянием и чем-то напоминающим доброту и человечность. Рикки вызывает не жалость, а сочувствие, даже понимание. За Полуночный ковбой актер выдвигается на «Оскар» во второй раз, но снова проигрывает, на этот раз - Джону Уэйну (Истинная доблесть). Фильм также входит в сотню лучших фильмов по опросу Американского Института Кино.
В следующем году - новая невероятная удача. В Маленьком большом человеке Артура Пенна Хоффман - Джек Крэбб, белый человек, воспитанный в 19 в. индейцами и ставший свидетелем значительных событий в истории покорения Дикого Запада, в частности гибели отряда генерала Картера. Творение своего времени, фильм проецировал на жанр вестерна настроения американского общества эпохи хиппи, «детей цветов». Бойня в индейском поселке, учиненная американскими солдатами - конкретная метафора преступлений военщины во Вьетнаме. Сам же Крэбб реагирует на происходящее отстранено, как хиппи. Так же, как и прежние фильмы, Маленький большой человек пользуется огромным успехом у зрителя, а Хоффман всего за три года становится одним из самых любимых актеров Америки.
Сложная задача стоит перед ним в фильме Соломенные псы Сэма Пекинпа. Он должен сыграть математика-американца, тихого робкого человека, приезжающего в родные края жены, английскую глубинку. Там, столкнувшись с жестокостью местных жителей, он вынужден ответить насилием на насилие. Трансформация, проделанная им на экране, потрясает: из тихони-интеллигента на наших глазах актер превращается в сильного уверенного человека, чья агрессия словно возникла из глубин его генетической памяти. Именно после таких ролей за Хоффманом закрепляется прозвище актера-хамелеона, мимикрирующего под своего персонажа, полностью растворяющегося в нем. Один из таких примеров - банкир-фальшивомонетчик Де Га в замечательном фильме Мотылек, оказавшийся во французской тюрьме на Гвиане и принимающий свою участь, смирившись и отказавшись от побега.
Новую номинацию на «Оскар» приносит ему роль в драме Боба Фосса Ленни, биографии противоречивого комика-провокатора Ленни Брюса, умершего от передозировки наркотиков. Восторги критиков и зрителей получил также политический детектив Вся президентская рать, детализация Уотергейсткого дела, в результате которого Ричард Никсон ушел в отставку. Но даже они не сравнятся с тем триумфом, с которым была принята мелодрама Крамер против Крамера. Он играет трудоголика, который, после развода с женой (Мерил Стрип) остается со своим шестилетним сыном. Простая неброская история благодаря сценарию и режиссуре Роберта Бентона и потрясающей игре Хоффмана становится одним из лучших образцов жанра мелодрамы в истории Голливуда. За работу над Крамер против Крамера он наконец получает долгожданный «Оскар» (сама кинолента получает «Оскары» за фильм, режиссуру, сценарий и актрису второго плана - М.Стрип).
Следующую его роль мир увидит только через три года, но что это за роль! Комедия Сиднея Поллака Тутси рассказывает о безработном нью-йоркском актере Майкле Дорси, который, выдав себя за женщину, устраивается в телешоу играть врача и становится знаменитостью. В жанре комедии он чувствует себя легко и раскованно, наделяя при этом своего персонажа количеством нюансов, достойных любой психологической драмы. Тутси имеет феноменальный успех в прокате и приносит актеру очередную номинацию на «Оскар». В 1985, неожиданно перейдя с большого экрана на малый, снимается в телеэкранизации пьесы Сэллинджера Смерть коммивояжера. В 1987 вместе с Уорреном Битти играет в крупнобюджетной постановке Иштар, которая терпит сокрушительный провал в прокате. Он берет реванш на следующий же год, сыграв в Человеке дождя. Прочитав сценарий о двух братьях, один из которых - больной аутизмом, Хоффман тщательно подбирал режиссера, который смог проконтролировать его актерскую работу и в результате остановился на Барри Левинсоне. Роль Чарли Бэббита, бессовестного поначалу молодого дельца, крадущего из клиники своего душевнобольного брата с целью получения наследства, досталась Тому Крузу. Хоффман же сыграл старшего брата-аутиста Рэймонда. Эта роль считается одной из лучших актерских работ в истории кино. Человек дождя не только получил «Оскары» за лучший фильм, режиссуру, главную мужскую роль (Хоффман) и оригинальный сценарий, но и стал самой кассовой кинокартиной в прокате США 1988.
За триумфом последовал спад. Несмотря, на то, что дальше Хоффман участвовал в проектах таких известных режиссеров, как Сидней Люмет (Семейное дельце), Роберт Бентон (Билли Батгейт) и Стивен Спилберг (Капитан Крюк), фильмы оказывались далеко не лучшими. Достойные уровня Хоффмана роли будут гораздо позже, в фильмах Барри Левинсона Спящие и Плутовство (номинация на «Оскар»). Вслед за ними были проходные роли. В конце 2004 выходят два фильма с его участием: Неверляндия и Знакомьтесь с Трахерами.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (АКТЕРСКАЯ)
Путешествие пятой лошади (The Journey of the Fifth Horse, 1966, ТВ); Появляется тигр (The Tiger Makes Out, 1967); Выпускник (The Graduate, 1967); Звездный фургон (The Star Wagon, 1967, ТВ); Миллионы Мэдигана (Madigan's Millions, 1969); Отец на воскресенье (Sunday Father, 1969); Полуночный ковбой (Midnight Cowboy, 1969); Джон и Мэри (John and Mary, 1969); Маленький большой человек (Little Big Man, 1970); Кто такой Гарри Келлерман и почему он говорит обо мне такие ужасные вещи? (Who is Harry Kellerman and Why is He Saying Those Terrible Things About Me?, 1971); Соломенные псы (Straw Dogs, 1971); Смысл (The Point, 1971, ТВ); Альфредо, Альфредо (Alfredo, Alfredo, 1972); Мотылек (Papillon, 1973); Ленни (Lenny, 1974); Вся президентская рать (All the President Men, 1976); Марафонец (Marathon Man, 1976); Простое время (Straight Time, 1978); Бетт Мидлер: Красные волосы возвращаются (Bette Midler: Ol' Red Hair Is Back, 1978); Агата (Agatha, 1979); Крамер против Крамера (Kramer vs Kramer, 1979); Тутси (Tootsie, 1982); Гениальные вещи (Strokes of Genius, 1984, ТВ); Смерть коммивояжера (Death of Salesman, 1985, ТВ); Иштар (Ishtar, 1987); Человек дождя (Rain Man, 1988); Семейное дело (Family Business, 1989); Дик Трейси (Dick Tracy, 1990); Билли Батгейт (Billy Bathgate, 1991); Капитан Крюк (Hook, 1991); Герой (Hero, 1992); Эпидемия (Outbreak, 1995); Американский бизон (American Buffalo, 1996); Спящие (Sleepers, 1996); Безумный город (Mad City, 1997); Плутовство (Wag the Dog, 1997); Сфера (Sphere, 1998); Арифметика дьявола (The Devil's Aruthmetic, 1999, ТВ); Посланница: История Жанны Д'Арк (The Messenger: The Story of Joan of Ark, 1999); Дети Свободы (Liberty's Kids, 2002, ТВ, озвучка); Полуночная миля (Moonlight Mile, 2002); Афера (Confidence, 2003); Вердикт за деньги (Runaway Jury, 2003); Неверляндия Дж. М. Бэрри (J. M. Barrie's Neverland, 2004); Знакомство с Трахерами (Meet the Fockers, 2004); Потерянный город (The Lost City, 2004); Я ненавижу всех Хакаби (I Heart Huckabee's, 2004); Бешеные скачки (Racing Stripes, 2005, озвучка).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»