БИТТИ, УОРРЕН
БИТТИ, УОРРЕН (Beatty, Warren) Генри Уоррен Битти (р. 1937), американский актер, режиссер.
Родился 30 марта 1937 в Ричмонде, штат Вирджиния, США. Младший брат актрисы Ширли Маклейн. Актерскому ремеслу обучался в знаменитой школе Стеллы Адлер. Играл в театре и на ТВ (популярный сериал Множество романов Доби Гилиса, 1959). Дебютировал в художественном кино у Элиа Казана в фильме Великолепие в траве (1961). Казан, который «открыл» много кинозвезд, увидел в нем не только красавчика из телесериалов, но прежде всего актера, обладающего недюжинным драматическим талантом. Тем не менее, чтобы раскрыть этот талант по-настоящему, Битти пришлось ждать еще шесть лет. В 1967 на экраны вышла одна из этапных кинокартин в истории Голливуда Бонни и Клайд Артура Пенна, в которой Битти сыграл роль Клайда Барроу, грабителя банков, вместе со своей подружкой Бонни Паркер (актриса Фэй Данауэй) наводившего ужас на жителей южных штатов 1930-х. Его Клайд – не бандит. Он – бунтарь, романтик, отказывающийся принять законы мещанского общества, вступающий с ним в борьбу и в итоге ставший его жертвой. Роль Клайда (номинация на «Оскар») делает Битти одним из самых популярных молодых актеров Голливуда. В дальнейшем Битти предпочитает развлекательным кинолентам серьезные драматические работы. В 1971 создает очень неприятный портрет хозяина борделя на Диком Западе в анти-вестерне Роберта Олтмана Маккейб и миссис Миллер. В 1974 играет в поставленном в модном в то время жанре «параноидального триллера» фильме Алана Дж.Пакулы Дело Параллакса. Большой популярностью у публики пользуется остроумная сатирическая комедия Хэла Эшби Шампунь (1975, сценарий Битти и автора Китайского квартала Роберта Тауна), в которой он сыграл парикмахера-ловеласа (о самом актере почти всю его звездную карьеру ходили слухи как о самом безудержном дамском угоднике Голливуда).
В 1978 дебютирует в режиссуре, поставив фантастическую комедию Небеса могут подождать, римейк фильма А вот и мистер Джордан (1941). Битти сыграл и главную роль – футболиста, который, попав после нелепой смерти на небо, узнает, что так рано его не ждали и его душа возвращается назад в облике миллионера. Фильм стал одним из лидеров кинопроката года и принес Битти номинации за фильм (как продюсеру), режиссуру, адаптированный сценарий (вместе с Элен Мэй) и главную мужскую роль.
Спустя три года он снимает совершенно неожиданный фильм Красные, эпический рассказ о жизни американского журналиста Джона Рида, автора книги об Октябрьской революции в России Десять дней, которые потрясли мир, умершего от тифа в московском госпитале в возрасте 33 лет. Битти написал сценарий и поставил умный, детальный, тщательно сделанный, прекрасно сыгранный, хотя и довольно холодный и эстетски отстраненный фильм. Джон Рид по Битти – мечтатель и романтик, враг обывательской скуки, полный стремления принять участие в изменении мира к лучшему. Это стремление заставляет его отправиться в далекую Россию и стать очевидцем грандиозных перемен, встретиться с их организатором, Лениным. В кинокартине занят сильный актерский ансамбль – от сыгравшего Рида Битти до Дайан Китон в роли его любовницы и единомышленницы Луизы Брайант и Джека Николсона в роли драматурга Юджина О'Нила. Фильм выдвигался на «Оскар» в 12 номинациях, и приз статуэтки получили Морин Стэплтон за женскую роль второго плана, оператор Витторио Стораро и режиссер.
После успеха Красных Битти не появляется на экране шесть лет. А в 1987 снимается вместе со своим другом Дастином Хоффманом в одном их самых провальных фильмов 1980-х Иштар (режиссер Элен Мэй). Комедия о двух музыкантах-неудачниках, оказавшихся в эпицентре государственного переворота в какой-то восточной стране, провалилась в прокате и получила анти-приз «Золотая малина» как худшая кинолента года. А в 1990 снял Дика Трейси – очень любопытную пародию-стилизацию на гангстерские фильмы, поставленную по мотивам популярного комикса. В основе успеха – интересные смысловое и визуальное решения фильма. Пытаясь придать кинокартине гротескный, словно рисованный вид, Битти покрыл всех отрицательных героев слоями грима, создав удивительные, эффектные маски. А во-вторых, заручившись поддержкой художника-постановщика Ричарда Силберта, оператора Витторио Стораро и композитора Дэнни Элфмана, режиссер блистательно воссоздал на экране яркий мир комикса. Он намеренно превратил своих героев в также словно рисованные карикатуры: Аль Пачино в роли коварного мафиози, Дастин Хоффман в роли стукача, Мадонна в роли певички в ночном клубе. Дик Трейси хорошо прошел в прокате и получил три «Оскара» – за песню, работу художника-постановщика и грим. В следующем году сыграл одну из лучших своих ролей в серьезном гангстерском фильме Барри Левинсона Багси, биографии легендарного бандита Бенджамина Сигела, известного не только своей криминальной деятельностью, а и тем, что он превратил Лас-Вегас в «столицу развлечений». Несмотря на восторги критики и десять номинаций на «Оскар» (из них две победы – за работу художника-постановщика и костюмы), в прокате фильм особого успеха не имел, виной чему его излишняя холодность и несфокусированность. Действительно, хотя общее мастерство съемочной группы и игра Битти вызывают уважение, понять, о чем фильм и кем был главный герой (и даже за что его убили), довольно трудно. На съемках Битти познакомился со своей будущей супругой, актрисой Аннетт Бенинг. В 1994 он снялся вместе с Бенинг в мелодраме Любовный роман. Эту историю трагической любви снимали раньше – в 1939 и 1957 (с Кэри Грантом и Деборой Керр в главных ролях). В интерпретации Битти она выглядела уже совсем полным анахронизмом. Одобрение критики, но полная апатия зрителей ждет «черную» комедию Булворт, в которой Битти сыграл политика, вовлеченного в грандиозный скандал. В жизни он – один из самых увлекающихся политикой представителей Голливуда, в конце 1990-х даже всерьез думавший о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США. Выход комедии Город и деревня (2001) откладывался больше года. Но, выйдя на экраны, фильм провалился. В 2002 отказался от роли Билла в кинокартине Квентина Тарантино Убить Билла, так как счел сценарий слишком кровавым.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Множество романов Доби Гилиса (The Many Loves of Dobie Gillis, 1959, ТВ-серии), Великолепие в траве (Splendor in the Grass, 1961); Римская весна миссис Стоун (The Roman Spring of Mrs. Stone, 1961); Все рушится (All Fall Down, 1962); Лилит (Lilith, 1964); Микки Первый (Mickey One, 1965); Пообещай ей что угодно (Promise Her Anything, 1965); Калейдоскоп (Kaleidoscope, 1966); Бонни и Клайд (Bonnie and Clyde, 1967); Единственная забава в городке (The Only Game in Town, 1970); Маккейб и миссис Миллер (McCabe and Mrs. Miller, 1971); Доллары ($, 1971); Дело Параллакса (The Parallax View, 1974); Шампунь (Shampoo, 1975); Состояние (The Fortune, 1975); Небеса могут подождать (Heaven Can Wait, 1978, также режиссер); Красные (Reds, 1981, также режиссер); Иштар (Ishtar, 1987); Дик Трейси (Dick Tracy, 1990, также режиссер); Багси (Bugsy, 1991); Любовный роман (Love Affair, 1994); Булворт (Bulworth, 1998); Город и деревня (Town & Country, 2001).
Михаил Водопьянов
Suzanne Munshower. Warren Beatty: His Life, His Loves, His Work. St Martins Pr, 1983
James Spada. SHIRLEY AND WARREN. Scribner, 1985
John, 1938 Aug. 5 Parker, John Parker. Warren Beatty: The Last Great Lover of Hollywood. Carroll & Graf Pub; 1st Carroll & Graf Publishers edition, 1994
Ellis Amburn. The Sexiest Man Alive: A Biography of Warren Beatty. HarperEntertainment, 2002
Suzanne Finstad. Warren Beatty: A Private Man. Harmony, 2005
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»