СТРИП, МЕРИЛ
СТРИП, МЕРИЛ (Streep, Meryl) (р. 1949), североамериканская актриса.
Мерил Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 в Саммите, штат Нью-Джерси, США. Училась в Йельской школе драматического искусства.
Дебютировала в художественном кино в драме Фреда Циннемана Джулия (1977). Настоящим прорывом стал следующий год – она получила телеприз «Эмми» за роль в телесериях Холокост и была представлена к соисканию «Оскара» за роль второго плана в шедевре Майкла Чимино Охотник на оленей. В последнем актриса сыграла девушку из русского квартала Нью-Йорка, провожающую своего жениха во Вьетнам. Стрип без очевидных актерских маньеризмов удалось создать абсолютно достоверный и сложный человеческий характер.
«Оскар» достается Стрип в следующем году, за роль второго плана в мелодраме Крамер против Крамера, удостоенной также статуэтки за лучший фильм. Она сыграла супруга трудоголика (Дастин Хоффман), которая оставляет его с шестилетним сыном и переезжает в другой город. Затем она неожиданно возвращается и подает в суд, чтобы вернуть себе сына назад. У менее талантливой актрисы получился бы чрезвычайно неприятный персонаж, но Стрип, придав роли психологическую сложность, смогла заставить зрителей в чем-то понять свою непутевую героиню. Следующая роль – новый большой успех. В Женщине французского лейтенанта (1981) она создает сразу два образа – англичанки викторианской эпохи и современной американки. Но фильм, который закрепляет за Стрип звание одной из лучших (а, может, и лучшей) актрисы Голливуда, это Выбор Софи (1982). В драме Алана Пакулы она играет бывшую узницу фашистских концлагерей, мучительно переживающую прошлое. Софи – одна из ярчайших ролей в истории кино, квинтэссенция Стрип как художника – абсолютная достоверность созданной актрисой личности вместе с тончайшим, нюансированным проникновением в ее внутренний мир. Выбор Софи приносит Стрип второго «Оскара», на сей раз за главную роль.
В 1983 сыграла сотрудницу ядерной станции Карен Силквуд, пытающуюся разоблачить преступления руководства станции и гибнущую от рук убийц. Режиссер Силквуда Майк Николс известен по прекрасной работе с актерами и, заполучив в свой фильм такую великую актрису как Стрип, выжал из нее все возможное. Силквуд принес Мерил номинацию на «Оскар». Еще одну номинацию она получает за роль другой реальной Карен – Бликсен, в эпической мелодраме Сиднея Поллака Из Африки (1985). Основанный на мемуарах немецкой аристократки Карен Бликсен, рассказывающих о ее жизни в Южной Африке фильм впечатляет невероятно красивым визуальным рядом. Но настоящая ценность Из Африки, в как всегда, великолепном у Поллака актерском ансамбле. Роберт Редфорд и Клаус-Мария Брандауэр создают яркие образы, но они по праву второстепенны к Бликсен, сыгранной Мерил Стрип во всей ее сложности, стойкости, женственности и противоречивости. На фоне лет столь большого успеха серьезной неудачей Стрип становится комедия Майка Николса Оскомина (1986), в которой благодаря несмешному сценарию и неровной режиссуре не смог развернуться в полную силу великолепный дуэт Мерил Стрип – Джек Николсон. К счастью, выдающийся потенциал этой актерской пары проявился в полную силу в драме Эктора Бабенко Чертополох, где они сыграли пару бродяг-пьяниц. Намеренно отказавшись от эффектных, «голливудских» штрихов, актеры продемонстрировали умение создавать аскетичные, правдивые характеры в ущерб внешней развлекательности. Наградой им стали номинации на «Оскар». В последующие годы она одинаково успешно играла в драмах (Крик в темноте, 1988, номинация на «Оскар», Открытки с края бездны, 1990, номинация на «Оскар»), комедиях (Она – дьявол, 1989, Смерть ей к лицу, 1992), триллерах (Дикая река, 1994). Одну из лучших ролей она играет в замечательном фильме Клинта Иствуда Мосты округа Мэдисон (1995). Как одному из лучших режиссеров Голливуда, Иствуду (при поддержке сценариста Ричарда Ла Гравенезе) удалось превратить сентиментальную книгу в тонкий и умный фильм о любви, которая пришла слишком поздно. Но, конечно же, кинокартина не была бы такой удачной без Стрип. Она полностью растворилась в роли простоватой домохозяйки из американской глубинки, у которой вспыхивает, пока ее муж и дети в городе на уикенд, роман с проезжавшим фотографом (Иствуд). Актерский триумф (номинация на «Оскар») помог фильму стать одним из самых кассовых в фильмографии актрисы. После Мостов округа Мэдисон она на протяжении нескольких лет снималась в посредственных фильмах, единственным достоинством которых была она сама. Второе дыхание карьера великой актрисы обрела в 2002, когда она снялась в двух нашумевших фильмах: Часах Стивена Долдри и Адаптации Спайка Джонца. В традиционных и скучных Часах Стрип грамотно и с чувством сыграла лесбиянку, пытающуюся поддержать своего умирающего от СПИДа друга-гомосексуалиста. В Адаптации ей досталась более сложная и действительно нетрадиционная для нее роль писательницы, влюбляющейся в прототип персонажа своего романа и далее оказывающейся настоящей злодейкой (хотя и в сознании главного героя). Воплощение этого неприятного человека было произведено на уровне, достойном лучших работ актрисы и было вознаграждено премией «Золотой глобус» (плюс номинация на «Оскар»). В 2004 на мировые экраны выходит римейк классического триллера Маньчжурский кандидат, в котором Стрип сыграла коварную манипуляторшу.
Фильмография (актерская)
Все любят карусель (Everybody Rides the Carousel, 1975, озвучка), Тайная служба (Secret Service, 1977, ТВ), Самый смертоносный сезон (The Deadliest Season, 1977, ТВ), Джулия (Julia, 1977), Холокост (Holocaust, 1978, ТВ-серии), Охотник на оленей (The Deer Hunter, 1978), Манхэттан (Manhattan, 1979), Необыкновенная женщина?и другие (Uncommon Woman?and Others, 1979, ТВ), Соблазнение Джо Тайнана (The Seduction of Joe Tynan, 1979), Крамер против Крамера (Kramer vs Kramer, 1979), Женщина французского лейтенанта (The French Lieutenant's Woman, 1981), Алиса во дворце (Alice at the Palace, 1982, ТВ), В разгаре ночи (Still of the Night, 1982), Выбор Софи (Sophie's Choice, 1982), Силквуд (Silkwood, 1983), Влюбленные (Falling in Love, 1984), Маленькие уши: Бархатный кролик (Little Ears: The Velveteen Rabbit, 1984, видео), Уйма (Plenty, 1985), Из Африки (Out of Africa, 1985), Оскомина (Heartburn, 1986), Кроличьи уши: Сказка о мистере Джереми Фишере и Сказка о Питере Кролике (Rabbit Ears: The Tale of Mr. Jeremy Fisher и The Tale of Peter Rabbit, 1987, видео), Чертополох (Ironweed, 1987), Крик в темноте (A Cry in the Dark, 1988), Моряк из Глочестера (The Tailor of Glouchester, 1988, текст от автора, видео), Она-дьявол (She-Devil, 1989), Кроличьи уши: Рыбак и его жена (Rabbit Ears: The Fisherman and His Wife, 1989, видео), Открытки с края бездны (Postcards from the Edge, 1990), Гонка спасти планету (Race to Save the Planet, 1990, ТВ-серии), Защищая свою жизнь (Defending Your Life, 1991), Смерть ей к лицу (Death Becomes Her, 1992), Дом духов (The House of the Spirits, 1993), Женский век (A Century of Women, 1994, ТВ-серии, озвучка), Дикая река (The River Wild, 1994), Мосты округа Мэдисон (The Bridges of Madison County, 1995), До и после (Before and After, 1996), Комната Марвина (Marvin's Room, 1996), Не греши (First Do Not Harm, 1997, ТВ), Танцы во время Луназы (Dancing at Lughnasa, 1998), Истинные ценности (One True Thing, 1998), Музыка сердца (Music of the Heart, 1999), Хризантемы (Chrysanthemum, 2000, текст от автора), Искусственный разум (A.L. Artificial Intelligence, 2001, озвучка), Школа (School, 2001, ТВ-серии, текст от автора), Адаптация (Adaptation, 2002), Часы (The Hours, 2002), Ангелы в Америке (Angels in America, 2003, ТВ-серии), Манчжурский кандидат (The Manchurian Candidate, 2004), Серия неудач Лемони Сникета (Lemony Snicket's A Series of Unfortunate Events, 2004), Флора Плум (Flora Plum, 2004), Необыкновенная женщина и другие (Prime, 2005), Конкистадоры (Conquistadora, 2005), Хаос (Chaos, 2005).
Михаил Водопьянов
Diana Maychick. Meryl Streep: The Reluctant Superstar. St Martins Pr; 1984
Eugene E., Jr. Pfaff, Mark Emerson. Meryl Streep: A Critical Biography. McFarland & Company, 1987
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»